Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избирательный перенос при трении




Трещинообразование термического происхождения

Растрескивание поверхностей трения в результате термического воздействия наблюдаются на поверхностях железнодорожных колес и тормозных колодок. При торможении происходит интенсивный нагрев колес и колодок, а затем их остывание. При этом на поверхности колес и колодок образуются трещины и подплавление металла. Образование трещины повышает износ поверхностей трения. При этом плоская кольцевая поверхность колес переформируется в волнообразную и на поверхности появляются темные полосы, чередующиеся со светлыми. Темные полосы на выступах- следы перегрева, светлые полосы- впадины.

Трещины на рабочих поверхностях признаются неизбежными и на некоторых стадиях развития не снижают надежности торможения, поэтому существуют допуски на трещины.

Тормозные колодки бракуют, когда трещины достигают глубины более 5 мм.

Мерой борьбы с терморастрескиванием является выбор материала. Чем выше теплопроводность материала, тем меньше температурное расширение, чем пластичнее металл, тем меньше вероятность образования в нем трещин.

Склонны к терморастрескиванию хрупкие и обладающие малой теплопроводностью материалы- стекло, керамика, твердые сплавы, закаленные стали, а также сплавы с большим содержанием никеля или с висмутом, которые обладают низкой теплопроводностью.

Высокая точность обработки поверхностей трения и тщательная их приработка- дополнительное средство борьбы с растрескиванием.

Трещинообразование от перенаклепа встречается в условия трения качения, когда твердость поверхности не настолько низка, чтобы произошла заметная пластическая деформация, и не настолько высока, чтобы предупредить микропластическую деформацию в пределах всей рабочей поверхности.

В середине 50-х г.г.прошлого столетия при исследовании технического состояния узлов трения самолета ИЛ на разных этапах его эксплуатации было обнаружено явление самопроизвольного образования тонкой пленки меди на поверхностях деталей тяжелонагруженных узлов при работах пары трения сталь- бронза при смазывании спиртоглицериновой смесью. Пленка меди толщиной 1…2 мкм в процессе трения покрывала как бронзу, так и сталь. Она резко снижала износ пары трения и уменьшала силу трения примерно в 10 раз.

Исследования показали, что медная пленка образуется в результате анодного растворения бронзы: легирующие элементы уносит смазочный материал, а поверхность обогащается медью. После того как поверхность бронзы и стали покроется медью, растворение прекращается, устанавливается режим избирательного переноса.

Образовавшуюся защитную пленку называют «сервовитной». Она представляет собой вещество (металл), образованное потоком энергии и существующее в процессе трения. Трение не может уничтожить пленку, оно ее создает. При деформировании сервовитная пленка не разрушается и не подвергается усталостному разрушению.

Свойства медной пленки, «рожденной» в процессе трения, иные, чем у обычной меди, получаемой восстановлением медных руд.

Исследованиями установлено, что пленка толщиной 1…2 мкм имеет рыхлую, пористую структуру. Параметр решетки пленки меньше, чем параметр решетки бронзы. Под сервовитной пленкой на границе со сталью имеется слой окислов меди, легирующих элементов или примесей толщиной около 0,1 мкм. В самом верхнем слое пленки нет скоплений дислокаций, т.е. нет повреждений, приводящих к разрушению поверхности. Установлено, что материал пленки находится в состоянии, подобном расплавленному. Она не способна к наклепу, имеет малые сдвиговые усилия, пориста. Пленка в верхней части не имеет окислов, способна к схватыванию, при трении ее частицы могут переходить с одной поверхности трения на другую, т.е. схватываться без образования повреждений и увеличения сил трения. Трение бронзы о сталь в условиях избирательного переноса можно уподобить скольжению тела по льду, при котором жидкий коэффициент трения вместо воды обеспечивает пленка расплавленного металла.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.