КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инь - Ян (натурфилософия)Однажды Сиддхартха Гаутама, которому было уже тридцать пять лет, уселся под большим деревом бо (род смоковницы) вблизи городка Гайя в восточной Индии и дал обет, что не сдвинется с места, пока не разрешит загадку страдания. Сорок девять дней он сидел под деревом. Дружественные боги и духи бежали от него, когда приблизился искуситель Мара, буддийский дьявол. День за днем Сиддхартха противостоял разнообразным искушениям. Мара призвал своих демонов и напустил на медитирующего Гаутаму смерч, наводнение и землетрясение. Он велел своим дочерям – Желанию, Наслаждению и Страсти – соблазнить Гаутаму эротическими танцами. Когда Мара потребовал, чтобы Сиддхартха представил доказательства своей доброты и милосердия, Гаутама коснулся рукой земли, и земля изрекла: «Я его свидетельница». В конце концов, Мара и его демоны бежали, и утром на 49-й день Сиддхартха Гаутама познал истину, разрешил загадку страдания и понял, что должен делать человек для его преодоления. Полностью просветленный, он достиг предельной отрешенности от мира (нирваны), которая означает прекращение страданий. Согласно буддизму всё в мире «преходяще» не имеет постоянства, а поэтому полно страдания (неудовлетворённости). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит своё преодоление в потустороннем существовании в зависимости от совершённых поступков и деяний. Моральные поступки всегда ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного самосовершенствования, целью которого является нирвана – великое освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, то есть те ценности, которые заключены в самомо человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к активности, направленной на свою жизнь. Главные идеи философии Будды: § «Четыре благородные истины». ü жизнь – это страдание; ü причина страданий – это бесконечные желания и стремления к удовольствиям; ü избавиться от страданий можно, подавив в себе желания, которые чаще всего суетны и кончаются ничем; ü для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путём нравственного совершенствования, указанным Буддой § Теория причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку всё в мире всё взаимосвязано и имеет свою причину § Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и всё изменяется. Это значит, что ничто в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий. § «Срединный путь». Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей. § «Восьмеричный путь» Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний. Именно этот путь, согласно Будде, ведёт к цели. Исполняя эти заповеди, по учению Будды, человек способен достичь нирваны. Нирвана – это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана – это полнота бытия, её существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса: «Когда ты вошёл в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали». Сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал своё учение. Основные положения отражены в одной из книг буддизма – «Дхаммападе». III. Эра сутр (II в. до н.э. – VII в. н.э.) Эра кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). Эта эра завершает период древнеиндийской философии. В дальнейшем, (в средние века) господствующее положение в индийской философии занял буддизм. В XVIII – XX вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Особенности онтологии индийской философии: § Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. § Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Брахма-Космос живёт 100 космических (864 000 000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет – до нового рождения Брахмы. § Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Брахмы-Космоса заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. § Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития – достижение всё более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Особенности гносеологии древнеиндийской философии: § Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов, и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при прикосновении с миром предметов и явлений. § В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж. § Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая признаёт только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
Ещё одним регионом, где уже в глубокой древности была достаточно развита философия, был Китай. Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии: § восприятие своей страны – Китая – как центра существующего мира; § представление Поднебесной (Китая), в виде квадрата, в центре которого должен находиться Император; § понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса; § осознание своей ответственности перед Небом и Землёй за правильное воплощение на Земле космических циклов; § восприятие человека, природы, космоса как единого целого; § консерватизм сознания, обращённость в прошлое, боязнь перемен; § невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; § осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством; § восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти; § понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности); § восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших, «культ предков»; § уважение к родителям, старшим; § ритуализированность всей жизни. Основные этапы развития китайской философии: 1. VII в. до н.э. – III в.н.э. – зарождение и становление древнейших национальных философских школ; 2. III – XIX вв. н.э. – проникновение в Китай из Индии буддизма и его влияние на национальные философские школы; 3. XX в. н.э. – современный этап – постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии
Основные национальные философские учения Китая: Попытки объяснить окружающий мир предпринимаются уже в китайской мифологии. В объяснении происхождения Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии. Частично мифы сохранились в поздних воззрениях и органически вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам (или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная женская сила). Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил, находящихся в постоянном стремлении друг к другу и взаимодействии, благодаря чему образуется всё на свете, в том числе мироздание, человеческое общество, идеи, культура, мораль. Считалось, что некогда не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос – из него родились два духа Инь и Ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь – землёй.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |