Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение




Факторы, влияющие на спрос:Потребитель, принимая решение о покупке товара, ориентируется не только на цены. В реальной жизни потребитель учитывает еще и другие неценовые факторы: свой доход, наличие возможных заменителей товара, а также собственные вкусы, моду и др. т.е. в общем случае функция спроса является функцией нескольких переменных. Рассматривая функцию спроса как функцию только цены, мы предполагаем, что все остальные факторы - постоянны. Изменение цены приводит к движению вдоль кривой спроса.

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2.1. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

2.2 Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение

2.3 Рыночное равновесие. Механизм взаимодействия спроса и предложения.

2.4 Государственное регулирование рынка и его влияние на рыночное равновесие.

2.5 Практические приложения действия закона спроса и предложения.

Спрос (QD) - это соотношение между двумя переменными - ценой и количеством блага, которое потребители хотят и могут купить по этой цене. Спрос - это перечень цен и количеств. Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса (закон спроса).

Объем (величина) спроса - конкретное количество блага, которое потребитель хочет купить по данной цене. Величина спроса меняется вместе с ценой, но изменение спроса повлияет как на цену, так и на величину спроса. Существует отрицательная, или обратная связь между ценой и величиной спроса, которая называется законом спроса. Эту связь можно изобразить в виде простого двухмерного графика, построенного исходя из приведенных в таблице данных:

Спрос индивидуального покупателя на кукурузу. Таблица 1

  Цены за тонну (грн)   Величина спроса /в неделю/
   
   
   
   
   

 

Математическая зависимость величины спроса от цены в общем, виде можетбыть представлена функцией:

Qd = f(Р); Qd = С - d• Р (линейная ф-ция спроса),

где d - дополнительные параметры

Эта функция - математическое выражение закона спроса, который показывает, как объем спроса на товар (Q) зависит от его цены (Р).

 

 

Рис. 2 Изменение величины спроса под влиянием цены.
 
 

2 Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу всей кривой D0 вверх (D1) или вниз (D2).

Рис.3. Изменение спроса под влиянием цены и неценовых факторов

Неценовые факторы, влияющие на спрос: 1) Доход; 2) Цены на сопряженные товары; 3)Вкусы и предпочтения потребителей; 4) Число потребителей на рынке; 5) Ожидания потребителей.6) Время года.

7) Национальные традиции.

1. Доход. Влияние дохода на спрос достаточно сложно. Большей частью увеличение дохода ведет к увеличению спроса (сдвиг кривой вправо-вверх). Хотя с ростом дохода потребление некоторых товаров может сокращаться, если потребитель заменяет их более дорогими и качественными (сдвиг кривой вниз влево).

2. Цены на сопряженные товары. Спрос может изменяться в обоих направлениях в зависимости от типа товара, который может быть взаимозаменяемым или взаимодополняемым. Для взаимозаменяемых товаров при повышении цен на один из них спрос на другой увеличивается (сдвиг кривой вверх). Взаимодополняемые товары потребляются одновременно, поэтому при повышении цены на один такой товар сокращается спрос на другой, и наоборот.

3. Вкусы и предпочтения потребителей. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастает по каждой цене (сдвиг кривой спроса вправо). Неблагоприятные перемены в предпочтениях вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Следует отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.

4. Число потребителей на рынке. С увеличением этого показателя спрос возрастает (сдвиг кривой вправо), и наоборот, с уменьшением количества потребителей спрос падает (сдвиг кривой влево).

5. Ожидания потребителей. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать больше (сдвиг кривой спроса вправо), ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижение доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. (Сдвиг кривой спроса влево)

Объем (величина) предложения (QS)представляет определенное количество товара, который фирма реализует по определенной цене. Существует прямая (положительная) связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цены сокращается также и величина предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения. Этот закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Зависимость между ценой и предложением можно показать на графике, последовательно соединив точки, взятые из таблицы 2:

 

Зависимость между ценой и предложением Таблица 2

Цена за тонну (грн) Величина предложения в неделю
   
   
   
   
   

 

 

Изменение цены приводит к движению вдоль кривой предложения:

Рис. 4. Изменение величины предложения под влиянием цены.

Так же, как и кривая спроса, кривая предложения может смещаться под влиянием неценовых факторов.


Рис.5 Изменение предложения под влиянием цены и неценовых факторов

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

1) Цены на ресурсы;

2) Затраты производства;

3) Технология производства;

4) Налоги и дотации;

5) Цены на другие товары;

6) Ожидания изменения цен;

7) Число продавцов на рынке;

8) Время года, национальные традиции.

Смещение кривой S0 к S1 означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, от S0 к S2, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.

Цены на ресурсы. Кривая предложения фирмы основывается на издержках (затратах) производства значительную часть которых составляет стоимость ресурсов. Поэтому снижение цен на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, то есть кривая предложения переместится вправо (и наоборот - повышение цен на ресурсы сместит кривую влево).

Технология производства. Совершенствование технологий позволяет уменьшить издержки производства на единицу продукции, что приведет к уменьшению общих издержек и увеличению предложения.

Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличит издержки предприятия и уменьшит предложение. Напротив, дотации (государство субсидирует производство какого-либо товара) позволяют сократить издержки и увеличить предложение.

Цены на другие товары. Снижение цены на один товар может побудить производителей увеличить выпуск и предложение другого (заменителя) товара по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на один продукт повлечет за собой снижение предложения товара-заменителя.

Ожидания изменения цен. Если ожидается повышение цен, то производители могут задержать выпуск на рынок своей продукции и тем самым сократить текущее предложение. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

Число продавцов на рынке. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков продукции, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Математическая зависимость величины предложения от цены выражается линейной функцией предложения:

Qs = f(P)QS = a + b∙P где а и b - дополнительные параметры

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.