КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы государственного регулирования развития экономики
Федеральная и региональная политика осуществляется с помощью методов государственного регулирования развития экономики. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов их классификации По критерию степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают методы прямого и косвенного воздействия (рисунок 7). Рисунок 7 - Методы прямого и косвенного воздействия
Прямые методы предполагают непосредственное активное вмешательство органов государственной власти в те или иные сферы жизнедеятельности общества, например путем целенаправленного финансирования отдельных отраслей или предприятий и т.п. К числу прямых методов относят также разработку различных программ экономического, социального, научно-технического развития. Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Косвенные методы проведения региональной политики направлены на создание благоприятных условий в области социально-экономического развития с помощью финансовых или политико-правовых рычагов. Эти методы предусматривают использование инструментов и способов воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Иными словами, при их применении государство напрямую не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.
Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком — наличие определенного временного лага, возникающего между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах. Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами самостоятельных решений. Например, налоги и пошлины воздействуют достаточно активно, предоставление же экономической информации рыночному сектору хотя и реализуется в интересах государственной политики, но не вызывает столь серьезной реакции рыночных агентов. По организационно-институциональному критерию принято различать административные и экономические методы государственного регулирования экономики. Административные методы базируются на силе государственной власти. Их совокупность определяет регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и создает правовые условия, наиболее благоприятные для частного сектора. Функциями административных методов являются: обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни; защита конкурентной среды; гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений. В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войн, кризисного положения в экономике и т.п.) их роль резко возрастает. Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в области охраны окружающей среды, социальной поддержки малообеспеченных и относительно слабозащищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.
Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения. Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования применяются или для создания дополнительного материального стимула, или при возникновении опасности финансового ущерба. Из экономических мер наиболее часто используются: — средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики; — средства денежно-кредитной политики; — прогнозирование, планирование и программирование экономики; — воздействие государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом. В рыночных условиях хозяйствования преобладающая роль принадлежит экономическим методам управления. В странах, в которых осуществляется централизованное планирование, доминируют административные методы регулирования экономической деятельности. Как правило, система управления включает сочетание различных методов и форм воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Финансовая политика — многоплановое понятие, трактуемое, с одной стороны, как совокупность мер прямого воздействия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных целей экономической политики, а с другой стороны, как реализация финансовых мер, составляющих часть государственной экономической политики в целом. Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной властей. Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы: социально-экономическое прогнозирование, программирование социально-экономического развития, бюджетирование.
Экономическое прогнозирование — предвидение будущего состояния экономики и спряженных с ней сфер. Экономический прогноз является исходной основой для определения целей, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития. Программирование экономического развития — это разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых комплексов и т.д.). Программы экономического развития являются основным инструментом прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений. Программа — это согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационных и других мероприятий, направленных на реализацию какой-либо долгосрочной народнохозяйственной проблемы. Бюджетирование экономического развития представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента воздействия государства на ход экономического развития. Государственный бюджет — это основной документ реального управления экономическим развитием страны. Государственное управление осуществляется в следующих формах. Директивное управление, осуществляемое в форме конкретных прямых заданий и указаний. Индикативное управление, содержащее минимум принуждения в области реализации заданий и максимум свободы в обла сти принятия решений (осуществляется с помощью нормативов и других индикаторов экономического регулирования). Концепция индикативного управления предполагает плановое регулирование экономического развития и базируется на индикативном планировании. Индикативное планирование — процесс формирования системы параметров, или индикаторов, характеризующих состояние и развитие экономики страны и регионов и соответствующих государственной, социальной и экономической политике, а также разработки мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных параметров. Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.
Индикативное управление можно определить также как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием экономики и основывается на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития. Индикативное управление, рассматриваемое как совокупность процедур согласования процессов воспроизводства, реализуется на разных уровнях управления: — макроэкономическом уровне — в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ; — региональном, или территориальном, — в виде разрабатываемых органами управления субъектов Федерации и муниципальных образований региональных прогнозов, программ и бюджетных планов; — мезоэкономическом — в виде разрабатываемых метакорпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, ТПК и промышленных узлов. Центральным понятием системы индикативного управления и планирования является индикатор — интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики социально-экономических процессов. Индикаторы определяются также как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем. Особое место занимает определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии его развития, т.е. включение таких регуляторов, как индикаторы «тревоги»; индикаторы «экстремального положения»; индикаторы «банкротства» и т.д. Институциональное управление, использующее механизм бюджетного, банковского, налогового и других институтов экономической системы. Программное управление, сочетающее директивы и экономические рычаги воздействия для реализации конкретной программной цели или совокупности целей.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |