Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Учебно-методический комплекс




Учебно-методический комплекс

Экономика

для студентов очной формы обучения по направлению подготовки

(03.09.00. – Юриспруденция, квалификация – бакалавр)

 

 

Москва

Автор: Щеглов А.Ф., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально- гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия.

 

Рецензенты: Цинделиани И.А., кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой финансового права Российской академии правосудия;

Ершова Н.А., кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой экономики Российской академии правосудия.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 03.09.00.62 – бакалавр юриспруденции.

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего профессионально образования «Российская академия правосудия» (протокол № ___3___от 18 октября2011 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № _______ от__________20___г.).

 

С Российская академия правосудия, 20 11

С Щеглов А.Ф., 20 11

Содержание

 

1. Введение……………………………………………………………4-9

 

2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………10

 

3. Тематический план ………………………………………………..11-14

 

4. Программа курса ………………………………………………….15-28

 

5. Планы семинарских занятий ……………………………………..29-99

 

6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя……………………………………………………100-106

 

7. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………...127-132

 

8. Литература………………………………………………………..107-126

 

9. Приложения:

Приложение 1……………………………………………………..133-137

Приложение 2……………………………………………………..138-144

 

 

Дисциплина «Экономика» относится к учебным дисциплинам базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы (ООП) по направлению подготовки 03.09.00.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Предметом дисциплины «Экономика» является процесс принятия хозяйствующими субъектами (домохозяйствами, предприятиями (организациями) и государством) решений, связанных с рациональным и эффективным использованием ограниченных ресурсов, имеющихся в их распоряжении. Все явления и закономерности этого процесса рассматриваются в основном на двух уровнях исследования – микроэкономическом и макроэкономическом. Кроме того, учитывая переходное состояние отечественной экономики, в содержание учебной дисциплины с одноименным названием включено изучение ряда проблем ярко выраженной социально-экономической направленности.

Овладение курсом невозможно без знаний, получаемых при изучении других дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока («Философии», «Логики», «Политологии»), а также дисциплин естественно-научных («Математики», «Прикладной информатики»).

В свою очередь, прочное усвоение экономических знаний является условием успешного изучения целого ряда профессиональных дисциплин юридического профиля: «Гражданского права», «Финансового права», «Налогового права», «Трудового права».

Главной целью изучения дисциплины «Экономика» является формирование у студентов современного экономического мышления – необходимой предпосылки понимания будущими бакалаврами юриспруденции сущности явлений и процессов экономической сферы жизни общества, как основы для принятия квалифицированных и ответственных решений в профессиональной деятельности.

Настоящая учебная программа дисциплины «Экономика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 03.09.00. Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 4 мая 2010 года. Стандарт предусматривает реализацию в образовательном процессе высшего профессионального образования компетентностного подхода.

Компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Изучение дисциплины «Экономика» также преследует цели формирования у бакалавра юриспруденции общекультурных и некоторых профессиональных компетенций.

В частности, в разделе V «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Федерального государственного образовательного стандарта определяется перечень общекультурных компетенций (ОК), которыми должен обладать выпускник после освоения ООП бакалавриата:

5.1. Выпускник …:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

В этом же разделе приведен и перечень профессиональных компетенций (ПК), приобретаемых выпускниками бакалавриата после изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла ООП:

5.2. Выпускник …:

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание(ПК-19).

 

В настоящее время нет уже особой необходимости доказывать очевидное: хозяйственная деятельность людей, ныне именуемая экономикой, является одной из важнейших сфер жизни общества, которая во многом определяет устройство и характер взаимоотношений между людьми. В этой связи уместно отметить, что дисциплина «Экономика» в полной мере способствует формированию всех без исключения установленных федеральным государственным образовательным стандартом общекультурных и части профессиональных компетенций. Это происходит при изучении любой темы курса. Не случайно стандартом дисциплина отнесена к перечню базовых (обязательных к изучению).

В стандарте прямо указано, что в результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

- знать: основные положения и методы экономической науки и хозяйствования, их юридическое обращение и обеспечение в российском законодательстве; современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков; роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества;

- уметь: использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решение социальных и профессиональных задач; находить эффективные организационно-управленческие решения; самостоятельно осваивать прикладные экономические знания;

- владеть: навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения…

Конкретизация положений федерального государственного стандарта через призму главной цели изучения дисциплины «Экономика» позволяет сформулировать результирующие требования к подготовке бакалавра юриспруденции.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о фундаментальных достижениях мировой и отечественной экономической мысли прошлого и современности;

- об основах устройства и методологии анализа различных социально-экономических систем;

- о коренных проблемах социально-экономического развития мирового сообщества, России и путях их решения в современных условиях.

знать:

- содержание основополагающих категорий экономики, фундаментальных законов и закономерностей экономических процессов на микро и макроуровне;

- механизм функционирования рынка, условия формирования равновесия на рынках отдельных товаров;

- технико-экономические основы и организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, важнейшие критерии и показатели производственно-хозяйственной практики предприятий различных форм собственности;

- структуру, цели и показатели результатов функционирования национальной экономики, методы их исчисления и анализа;

- сущность налогово-бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной и социальной политики, проводимой в обществе, содержание и направленность мер, разрабатываемых и реализуемых органами государственной власти и управления Российской Федерации в настоящее время.

владеть:

- методикой самостоятельного научного анализа событий и явлений в отечественной и зарубежной экономике;

- лексикой экономического характера.

иметь опыт:

- самостоятельного поиска актуальной экономической информации, необходимой как в процессе изучения других гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин, так и в будущих видах деятельности – нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической;

- использования научных трудов, монографий, периодической и справочно-аналитической литературы с соблюдением установленных требований библиографического стандарта, обеспечивающих необходимый уровень научной достоверности данного использования;

- публичных выступлений, ведения дискуссий, составления текстовых материалов по социально-экономической проблематике.

Существенную помощь студентам в реализации указанных выше задач призван оказать предлагаемый учебно-методический комплекс. Его содержание обусловлено необходимостью в максимальной степени реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта по подготовке бакалавра юриспруденции, а структура предопределена «Методическими рекомендациями по оформлению и структуре учебно-методических комплексов высшего профессионального образования по основным образовательным программам подготовки бакалавров»1

_______________________________________

1. См.: Гаврикова Т.С., Судонкина В.Д. – М.: РАП, 2011г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.