Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типовое разбиение научно-исследовательской работы на этапы




Планирование и описание этапов исследования

Завершение формулировки задач предстоящего исследования по­зволят вам правильно спланировать его этапы - составные части ис­следовательской деятельности, которые объединяют несколько задач сходных по объекту изучения.

Но надо ли планировать этапы выполнения работы? Нельзя ли просто обойтись постановкой задач? Мы уверены, что нет.

Представьте себе, что, начиная работать с литературой, вы будете решать лишь задачу поиска информации по теории вопроса, упусти из виду анализ литературных данных ПО практике применения этой теория на том основании, что это другая задача. В этом случае рано или поздно вам все равно придется снова возвращаться в библиотеку, чтобы пол новым (практическим) углом зрения просматривать те же первоисточ­ники, поскольку эти данные крайне необходимы для того, чтобы пра­вильно сформулировать противоречие, проблему и цель работы. В результате отсутствие планирования этапов исследования на практике обязательно оборачивается потерей драгоценного времени, которою гак не хватает для проведения эксперимента. Планирование этапов предпо­лагает уточнение сроков, что позволяет лучше организовать выполнение всей научно-исследовательской работы в точно отведенное время.

В науке сложились дедуктивная или индуктивная структуры по­строения этапов теоретической (исследовательской) части работ, точно так же, как это имеет место при написании реферативной работы (см. раздел 1.3.3.1). Дедуктивная стратегия предполагает ход от общей тео­рии к практике и эксперименту, индуктивная - от опыта практической деятельности и экспериментов к обобщающей теории. Выбор, как и все­гда, за вами и вашим научным руководителем, который наверняка смо­жет оказать помощь, так как он должен быть лучше знаком с литерату­рой по данному вопросу.

Для примера приведем в виде табл. 7 типовое разбиение научно-исследовательской работы на этапы, чтобы было более понятно, о чем идет речь и зачем это необходимо делать. Такое разбиение, конечно, носит примерный характер, и вы вправе его изменить, например, увели­чить или уменьшить количество этапов, поменять их содержание и г. п. Однако при этом не должна быть нарушена логика научного исследова­ния.

Таблица 7

Название эта­па Характеристика этапа Основные операции
I. Работа с литературой Задачи, связанные с изу-чением теории и прак-тики вопроса по теме предстоя­щего исследова-ния Разработка логики и уточнение научно­го аппарата исследования (противоре­чия, проблемы, цели, предмета, объекта исследования, гипотезы, задач) на основе анализа литературных данных
2. Разработка теоретического обоснования темы исследо­вания Задачи, связанные с со-зиданием новых теорий, идей, уче­ний, преобразо-ва­нием предмета иссле-дования, подготовкой эксперимента, анализа произведения и т. д. Разработка новых научных подходов к решению выявленной проблемы пред­стоящего исследования. Выявление путей, средств и условий преобразова­ния предмета исследования. Обоснова­ние выбора методов исследования, опи­сание способа доказательства или оп­ровержения достоверности выдвинутой гипотезы. Разработка новых моделей, программы эксперимента и экспери­ментальной базы
3. Проведение эксперимента / анализ произ­ведения Задачи, связанные с про-ведением экс­перимента и дока­зательством гипо­тезы Получение результатов эксперимента, их анализ и оценка адекватности выво­дов
4. Обобщение теории и прак­тики по теме проведенного исследования Задачи, связанные с раз-работкой рекомендате-льных ма­териалов на основе результатов ис-сле­дования, обобще­нием полученных научных и практических резуль-татов Написание рекомендательных материа­лов. Формулирование общих выводов по работе, включающих оценку акту­альности, новизны, научного и практи­ческого значения, перспектив дальней­шего развития исследования

Рассмотрев полезность и сущность примерного планирования этапов «ведения научно-исследовательской работы и сроков их выполнения, обращаем ваше внимание на то, что каждый этап исследования предполагает описание, которое приводится в пояснительной записке к работе:

§ описанию хода и результатов 1-го этапа в основном посвящен литературный обзор по теме (глава 1 работы), хотя отдельные вопросы, связанные с анализом литературных данных, могут приводиться и в других главах пояснительной записки;

§ содержание 2-го этапа приводится в теоретической части рабо­ты (глава 2);

§ результаты 3 и 4 этапов могут быть описаны в главе 3 - экспе­риментальной части научно-исследовательской работы.

Следует отметить, что иногда описание хода поисковой (экспери­ментальной) работы и обобщенное обсуждение результатов и перспек­тив научного исследования целиком приводят во 2-й главе работы, называемой в этом случае исследовательской. В этом случае в экспе­риментальной части излагаются конкретные методики, которые были использованы в данной работе, с указанием ссылок на первоисточники, если при этом были использованы известные и описанные в литературе технологии, процедуры или методы. Например, так чаще всего посту­пают в научно-исследовательских работах по естественно-научным дис­циплинам (химии, физике, биологии и др.), когда для достижения цели требуется проведение многочисленных сравнительных экспериментом по одной и той же методике (методикам), либо проводится разработка новых экспериментальных методик.

Таким образом, последовательное изложение по плану всех опера­ций каждого из этапов работы, но существу, позволит вам без особого труда написать этот заключительный раздел 2 главы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.