КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неассоциируемые составные факторыВ традиционной классификации буддийской терминологии, произведенной Лоцавой Каба Пальцегом, названы 14 разновидностей неассоциируемых композитных факторов: 1. достижение (приобретение) (thob-pa; aprapta); 2. неразличающая медитативная абсорбция ('du shes med-pa'i 'gog-pa la snyoms par 'jug pa; asamjca samapatti); 3. абсорбция прекращения ('gog-pa'i snyoms-par 'jug-pa; nirodha samapatti); 4. отсутствие различения ('du shes med-pa; sambhaga); 5. жизненная сила (srog-gi dbang-po; prana); 6. типовое сходство (rigs mthun-pa); 7. рождение (skye-ba; jati); 8. старение (rga-ba; jara); 9. пребывание (gnas-pa; s^hita); 10. непостоянство (mi rtags-pa-jig-pa; anitya); 11. группа имен (min gi tshogs; nama); 12. группа слов (tshig gi tshogs; pada); 13. группа букв (yi ge'i tshogs; vyacjana); 14. состояние обычного существа (so so'i skye-bo nyid; p§thagjana). [См.: Лоцава Каба Пальцег 1992, с. 12]. Цепак Ригзин в перечне 14 неассоциируемых композитных факторов не называет «состояние обычного существа», но приводит «недостижение» (ma-thob-pa; prapta) [Цепак Ригзин, с. 147]. Непосредственное достоверное познание (mngon sum tshad-ma; pratyaksampramana) Что касается собственно системы Дхармакирти, то, поскольку она основана на воззрениях саутрантиков и йогача- ров, в ней выделяются четыре вида прямого достоверного познания (mngon sun bzhi): (1) прямое восприятие органов чувств; (2) ментальное прямое познание; (3) прямое восприятие самосознания; (4) йогическое прямое восприятие. Нирвана (Myang 'das = thar-pa = zhi-ba; nirvana = moksa = uanta) Термины, выражающие понятие «нирвана», или «освобождение». Как отрицательный феномен «нирвана» суть пресечение ('gog-pa; nirodha). Пресечение - предмет третьей благородной истины. Есть два вида пресечения: 1) пресечение омрачений; 2) необратимое пресечение. Именно второй вид пресечения и является нирваной. В результате пресечения достигается покой (zhi-ba; uanta), поэтому «покой» часто используется как синоним «нирваны». В тибетском буддизме понятие нирваны как отрицательного феномена выражается, как правило, термином «туа ngan las 'das-ba» - «уход за пределы печали». Пустота (stong-pa nyid; uunyata) Понятие об отсутствии независимого, истинного, самосущего бытия феноменов; смысл абсолютной истины - истины о конечном способе существования всех вещей. Есть четыре уровня понимания смысла пустоты - в соответствии с воззрениями четырех философских школ буддизма (Вайбхашика, Саутрантика, Читтаматра, Мадхьямика). Различают также два подхода к интерпретации пустоты в тибетском буддизме: 1) «пустота» в смысле «пустота от другого» (gzhan stong) - воззрение школы Джонангпа; 2) «пустота» в смысле «самопустота» (rang stong; sva uunyata). Самопустота, или рангтонг, - это самый глубокий и адекватный смысл пустоты, он установлен в философии Прасангики Мадхьямики, которая утверждает, что личность и феномены естественным образом пусты от самобытия, (rang bzhin stong-pa nyid; praktiuunyata). Самобытие (rang bzhin-gyis grub-pa) Это понятие, выражающее «философское представление о существовании феноменов независимо от другого, со своей стороны и «вне зависимости от простого обозначения мыслью» [Ум и Пустота, с. 131].
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |