КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СОЦИАЛЬНЫХ 2 страница
В исследовании «Общество на углу улицы» У. Уайта лидер шайки Док обладал такими ресурсами, как сила, сообразительность, верность данному слову. Это поставило его в положение лидера, снискало уважение: большое число участников шайки ощущали потребность в его услугах. Кстати, что такое лидер? Часто при определении этого понятия внимание акцентируют на особенностях темперамента, стиля поведения. Не отрицая значения этих факторов, следует определять это понятие в базисном, социологическом ракурсе — это обладание способностями стратегического мышления, квалификацией, способностями генератора идей, организатора, наличие связей и т.д. Эти дефицитные ресурсы и ставят человека в положение, при котором многие участники группы начинают зависеть от него, уважать его, подчиняться ему, предоставлять определенные привилегии (право выступать от имени группы, принимать решения, обязывающие других к определенному поведению, и т.д.). Причем понятие об особо ценных, дефицитных ресурсах в научных учреждениях и, предположим, в промышленных фирмах различно. Иными словами, в разных обществах, культурах, ситуациях ценным ресурсом будут считаться различные способности, свойства и т.д. В одном случае это обусловлено спецификой деятельности (в научном коллективе, конечно, генерирование новых крупных исследовательских идей будет признано особо ценным ресурсом), в другом случае — традицией, культурными нормами. Приведем любопытный пример Д. Фрезер предложил следующее объяснение феномена кроскузенного брака (запрет прямого брака и разрешение перекрестного брака) у австралийских аборигенов: не имея возможности предоставить равноценный по значимости эквивалент за женщину-работницу, хранительницу очага (женщина была главным богатством, самым ценным ресурсом), туземец был обязан отдать в качестве компенсации свою сестру или дочь В результате у аборигенов тот из мужчин, у кого было много сестер, жен, считался богачом, к нему относились с уважением, предоставляли привилегии, полномочия при решении общих дел, его мнение было особенно важным. Тот, кто не имел сестер, считался бедняком и был обречен остаться холостяком.
Как видим, доступ к признаваемым в данном обществе особо ценным (как материальным, так и нематериальным) ресурсам, обладание ими становится фактором, существенно воздействующим * См: Смелзер Н Социология — М, 1994, с. 275 180 на организацию социальных взаимодействий между социальными субъектами, одним из важных системообразующих элементов социальной реальности. Один из участников обмена получает преимущества перед другим: или большее материальное вознаграждение, или большая престижность, или большая степень уважения, а в особых случаях — прямое подчинение партнера его распоряжениям. Обладание особо ценными ресурсами может быть достигнуто благодаря собственным усилиям (квалификация, профессионализм, моральные качества) или получено по наследству (богатство, родственные связи с высшими кругами общества). Соответственно, те или иные привилегии могут быть получены в ходе, например, завоевания должности (человек, назначенный руководителем предприятия начальником отдела, получает право распоряжаться подчиненными) или аскриптивно (престолонаследие, права отца или матери по отношению к детям). Организация социальной жизни существенно зависит от того, доступ к какого вида привилегиям, правам в данном обществе дается от рождения (аскриптивно) или достигается. В первом случае для обретения привилегий, особых прав человек (царь, король, владелец унаследованной личной фирмы и др.) не обязательно должен обладать необходимыми ресурсами, квалификацией, талантом, что так или иначе сказывается на качестве осуществления привилегий и полномочий.
В заключение сделаем одну существенную оговорку. Во всех изложенных сюжетах процесс получения привилегий людьми, обладавшими особо ценными ресурсами, рождался как бы «на наших глазах». Это сделано с целью возможно глубже понять суть подобных процессов. Между тем в более или менее развитом обществе значимая часть привилегий, прав, престижа уже закреплена за определенными профессиями, должностями, общественными позициями (ученый, президент, староста группы, начальник отдела, заведующий кафедрой и др.), что является следствием закрепления, укоренения определенных взаимодействий, правил игры, норм, в соответствии с которыми происходит взаимообмен услугами в развитом обществе. Но и в развитых обществах привилегии могут рождаться «на наших глазах». Яркое доказательство этого — образование неформальной группы, точнее, завоевание в ней места лидера человеком, проявившим наиболее ценные для задач, решаемых данной группой, способности, умения, связи и т.д. V. Принцип равновесия в системе социальных взаимодействий. Этот принцип как бы результирует все рассмотренные нами принципы: принцип личностной целесообразности, принцип взаимной эффективности интеракций, принцип единого критерия и принцип социальной дифференциации в зависимости от обладания дефицит- 181 ным ресурсом. Именно взаимоувязанность, совокупность этих принципов дает нам представление о равновесной стабильной системе социальных взаимодействий как непосредственных, так (что еще важнее) опосредованных, как межличностных, так и групповых. Обеспечение равновесия в системе социальных взаимодействий — важнейший принцип организации не только (и не столько) межличностных интеракций, а всей системы социальных взаимозависимостей и отношений. К равновесию стремится социум во взаимоотношениях с природой. Различные отрасли промышленности, как показал К. Маркс, строят свои отношения по принципу равновесия. По своей сути равновесие — это признак отрегулированности отношений между субъектами взаимодействий в соответствии с критериями, ценностями, нормами, принятыми в данной системе социальных взаимодействий.
А что такое по своей сути затраты и вознаграждение? Если затраты и вознаграждение наполнить реальным содержанием, т.е. определить, какие действия, услуги, ресурсы требуются от Деятеля в качестве затрат и какие услуги, права, привилегии и в каком объеме будут получены в качестве вознаграждения, то затраты предстанут как функциональные обязанности Деятеля, а вознаграждение — как его функциональные права. Иначе говоря, права и обязанности Деятеля (в дальнейшем будет показано, что права, привилегии, обязанности определяют социальную позицию Деятеля в системе социальных взаимодействий — его социальный статус) есть не что иное, как конкретное воплощение того, какие услуги, ресурсы Деятель должен предоставить системе социальных взаимодействий и на какое вознаграждение он твердо может рассчитывать. Социальные позиции в системе социальных взаимодействий фиксируют в себе не просто права и обязанности Деятеля, выполняющего те или иные функции, но и уравновешенность этих прав и обязанностей в соответствии с едиными критериями, приоритетами, принятыми в данной системе взаимодействий. Работа чиновников (работников государственного аппарата) требует особой подготовки, степень ее ответственности очень высока, поэтому то, что их зарплата превышает зарплату, предположим, учителя школы, вполне обоснованно. Мы называем это явление равновесием статусов. Но следует иметь в виду несколько существенных моментов. Первый. Равновесие устанавливается между людьми, предлагающими к обмену различные по дефицитности ценности, ресурсы и, соответственно, осуществляющими различные виды социально разделенного, социально (в том числе профессионально) дифференцированного труда. 182 Не следует путать равновесие и равенство. Равновесие в обмене, как мы отметили (см. принцип взаимной эффективности), между неравными партнерами устанавливается посредством неэквивалентности их вознаграждений. Равновесие есть уравнивание неравного; допустим, 1 кг золота и 1 кг хлопка по объему несопоставимы, а по весу нам удастся их уравнять.
Итак, равновесие предполагает, что в рамках применения единого критерия (вес или объем) каждому Деятелю воздают эквивалентно тому, что он предоставил системе социального взаимодействия, следовательно, равновесие в каждой системе социальных взаимодействий, общества устанавливается в зависимости от принятого в этой системе, этом обществе критерия — это второй существенный момент. Не стоит думать, что тоталитаризм не имел своего равновесия: низкий жизненный уровень трудящихся уравновешивался гарантией работы, более или менее сносного существования. Свое равновесие имело и крепостничество: большинство крестьян сами предпочитали зависеть от сильных феодалов, чтобы получить защиту от набегов, произвола. Свобода обходилась гораздо дороже, чем польза от нее. Но прошло время, плата за «крепость» в условиях развитого государства, способного обеспечить всех защитой, становилась все более несоизмеримой вознаграждению. Требовалось установить новый единый критерий. Отсюда следует, что равновесие — это явление исторически изменчивое. Конфликты, требования одной из сторон взаимодействия или пересмотреть соотношения затрат и вознаграждения, или применить другой критерий к оценке услуг, их дефицитности и т.д. порождают изменения равновесия. Иллюстрацией нарушения равновесия статусов является случай, проанализированный Дж. Хомансом*. Бухгалтеры отдела были недовольны тем, что оплата их труда, несмотря на большую сложность и интеллектуальную загруженность, не превышала оплату труда учетчиц оплаченных счетов, чей труд не требует специальных знаний, а предполагает лишь физическую подвижность. Данная обида была усугублена еще тем обстоятельством, что бухгалтеров нередко перекидывали на другой фронт работы, ограничивали возможности их карьерного роста и т.д. Бухгалтеры жаловались руководству, представителям профсоюзов, но изменений не произошло, так как, по мнению бухгалтеров, «начальство не защищает нас». В достаточно простом эмпирическом исследовании Дж. Хоманса нашли воплощение и обоснование важнейшие теоретические идеи — в частности, значимость установления разделяемых критериев для определения того, кто чего стоит, положение о комплексном харак- См: Хоманс Д. Статус конторских служащих// СОЦИС — 1993. — № 2. 183 тере, взаимодополняемости средств обмена в ходе взаимодействия (об этом речь пойдет в следующей главе) и многое другое. Равновесие существенно зависит от традиционной для данного общества культуры, иерархии ценностей, связанной с ней иерархии в том числе видов профессиональной деятельности. Известно, что в странах, в которых приоритетны либеральные ценности, профессии, непосредственно обеспечивающие развитие, образование человека, защиту его прав, охрану его здоровья, ценятся очень высоко, у представителей этих профессий высокий престиж, одно из самых высоких вознаграждений за услуги. В странах же, в которых исторически приоритет отдан не личности, а государству, власти, вооруженным силам и в которых финансирование образования, здравоохранения в течение многих десятилетий ведется по остаточному принципу, иные приоритеты, критерии — и, следовательно, иное равновесие. Мы Завершили анализ основных принципов социального взаимодействия как обмена. Конечно, данный перечень принципов не является исчерпывающим, но эти принципы становятся организующим началом социальной жизни, определяют основные рамки, «ритмы» ее функционирования. Именно в них заложены основы социальной жизни — социальное неравенство и иерархия, роль ценностей как критериев обмена, легитимация как признание взаимодействия обоснованным, законным, разумным, социальное равновесие как уравнивание неравного и т.д. § 4. Социальная регуляция поведения личности в обществе Рассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не видеть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, прямой и опосредованных форм социальных взаимодействий. Мы подчеркивали, что наличие единого критерия, совпадение ценностей представляет собой основу любых социальных связей и взаимодействия. Но определение единого критерия на микроуровне происходит по элементарному сценарию. Каждый оценивает эффективность социальной связи в соответствии со своими нуждами, потребностями, соотносит затраты и вознаграждение со своими личными возможностями. Известно, что туземцы с радостью меняли меха на побрякушки, предлагаемые европейцами. Европейцы недоумевали, считая, что вознаграждение несоизмеримо с затратами. Но, вероятно, такого же мнения придерживались и туземцы: мехов у них было немало, 184 добыть их не так уж трудно, а вот зеркало или стеклянные бусы приобрести негде. Но как регулировать опосредованные связи, процессы на макроуровне? В соответствии с каким критерием будут строить отношения друг с другом два завода, находящиеся на разных концах страны, президент страны и работница молочно-товарной фермы уральского села? Как любого человека, невзирая на его индивидуальные особенности, склонности, надежно включить в систему общественных связей таким образом, чтобы его поведение для незнакомых с ним было предсказуемо, понятно; как включиться каждому в систему опосредованных общественных связей, где трудно, да и невозможно договариваться каждый раз о новых критериях, новых нормах взаимосвязей? Это возможно лишь на основе выработки единых критериев, стандартов поведения, которые как своеобразные посредники делают возможным взаимодействие между людьми независимо от их статуса, характера сотрудничества (случайное или регулярное), характера связей (прямых или опосредованных). Идет ли речь о взаимодействии индивидов, или заводов, фирм, государственных учреждений или общественных организаций, идет ли речь о жителях отдаленного края, о поведении в экономической сфере или в политике, в кругу близких или на совещании, — во всем и везде нужен своеобразный язык, который был бы понятен всем участникам данной системы социальных связей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками подобные критерии, которые понятны всем и которыми готовы пользоваться все. К их числу он отнес прежде всего систему ценностей, деньги, власть (закон), которые предоставляют возможность регулировать любые социальные связи (независимо от их сложности и опосредованности) на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Единая система нравственных ценностей вооружает нас моральными критериями (что такое добро и что такое зло; за что человека могут помиловать, а за что наказать), скрепляет общество, делает возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях. Благодаря деньгам и рынку вклад любого члена данного общества может быть оценен любым другим. И не прибегая к прямому контакту, товарообмену, каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может вступить в любую экономическую сделку на любом конце страны. Власть (и закон) уравнивает всех членов общества, заставляя нести определенные обязательства перед ним, сохраняя основные условия существования как каждого индивида, так и общества в целом. 185 Именно ценности, деньги, власть в совокупности отграничивают данное общество как относительно замкнутую, самодостаточную систему социальных взаимодействий от других обществ, имеющих своих символических посредников. Общества обособляются друг от друга как особые системы социальных связей, регулируемых особыми нравственными, экономическими, политическими критериями. В данной системе связей человек действует в соответствии с понятными для него и других нравственными нормами, получает вознаграждение в соответствии с размером трудового вклада вдела всего сообщества, обязуется выполнять указания власти и надеется получать от нее защиту. Как же общество выработало эти единые стандарты поведения, единые нормы, по которым определяется, что такое добро и~что такое зло? Любой стандарт поведения, нормы, принципы, регулирующие взаимоотношения индивидов в обществе, опосредованно выражают связь между людьми. Типовой стандарт поведения человека в данном обществе был определен на основе различных реальных вариантов, личностных образцов поведения на микроуровне. Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, который в характерной для него образной форме писал, что «коллективные представления — продукт обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений накапливали свой опыт и свои знания»*. На первых порах границы определенной системы социальных связей почти совпадали с семьей, общиной. Готтентоты, жившие в Капской провинции (в нынешней ЮАР), прославилась как невероятные разбойники и похитители крупного рогатого скота. Когда один миссионер, обративший готтентота в христианство, спросил: «Ты знаешь, что такое зло?» —тот ответил: «Знаю, это если зулусы уводят моих быков».— «А что такое добро?» — «Это если я у зулусов угоню быков». По мере расширения системы социальных связей не только расширялся круг людей, которым было «разрешено» считаться равными с членами семьи, общины, племени, но и изменялись критерии отбора; стандарты поведения адаптировались к обслуживанию более сложной системы отношении. Оказалось, что отношения «добрых родственников», связанных кровно-родственной, эмоциональной общностью, не во всем пригодны для регулярных связей с другими людьми, людьми из других родов и т.д. * Дюркгейм Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980, с. 218. 186 Расширение системы социальных связей, а с другой стороны, необходимость обеспечить их регулярность, самовозобновляемость (особенно если речь идет об институализированных связях) деин-дивидуализировали стандарты поведения. Деиндивидуализированный образец — это исторически отобранный тип поведения, обеспечивающий эффективное выполнение той или иной функции независимо от того, какой человек будет ее выполнять (т.е. независимо от его психологических и физических особенностей). Высшая степень деиндивидуализации — образец человека вообще как элементарной единицы системы социальной связи. Общество, устанавливая нормы, ценности, как бы устанавливает набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник социальных связей, независимо от его индивидуальных особенностей и т.д. «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Любовь к человеку — это высшее проявление человеческого духа, отобранный в этом реальном мире образец поведения. Возникает особое ценностное отношение — человечность, человеколюбие. Вглядываясь в другого, индивид ищет уже не прямую пользу — он задумывается о величии человека, его разума, его «божественного» начала. Чисто практическая основа взаимодействия порождает уникальный мир ценностей человека, который живет во многом сам по себе, руководствуясь нередко собственной логикой. Прямая выгода здесь проявляется лишь в самой опосредованной, трудно уловимой форме. Глава VIII. Социальные взаимодействия: средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий § 1. Средства обмена и их иерархия Рассматривая социальные взаимодействия как обмен услугами, ресурсами, мы уже указывали, что в качестве затрат, или платы (со стороны того, кому оказана услуга), или вознаграждения (тому, кто оказал услугу) могут быть использованы (предложены и востребованы) различные социальные ценности — средства обмена. Обмен ресурсами, услугами в современном обществе носит устоявшийся, укорененный характер. В подавляющем числе случаев заранее известно (ожидается), кто какую плату должен вносить в систему общественных взаимодействий, на какое вознаграждение он может рассчитывать. Мы указывали, что затраты — это обязанность, а вознаграждение — право, что в совокупности определяет статусную позицию Деятеля в данном обществе: от хлебороба ждут хлеба, он, в свою очередь, ожидает денежного вознаграждения, а если достиг особых успехов, — уважения, почета; от профессора ждут разработки новых научных идей, их передачу студентам, взамен он ожидает материального вознаграждения, добросовестного отношения студентов к занятиям и т.д. Все это приобрело сложившийся самовозобновляющийся (по выражению социологов — институализированный) характер. Но в этой будничной суете нам не всегда раскрывается суть взаимодействий: почему кто-то пользуется почетом, признанием, поклонением, другой получает власть и мы соглашаемся с этим? Социология пытается объяснить эти явления повседневности. Классификация средств обмена, перечень ценностей, используемых в ходе обмена, и, что особенно важно, их иерархия — одна из наименее разработанных проблем социологии. К средствам обмена, на наш взгляд, можно отнести материальные ценности (деньги, товары, даже силу и т.д.), социальные ценности (безопасность, стабильность условий существования и т.д.); интеллектуальные ресурсы (знания, профессиональные навыки, опыт в виде пережитого знания и др.), моральные ценности (симпатия, привязанность, любовь, дружба и др.), уважение (признание заслуг, престиж, поклонение, слава), уступки (изменение поведения, господство — подчинение). Трудно сказать, какое из этих средств обмена социально более важно. Ведь нередко преуспевающий человек, обладающий престижем, богатством, но ощущающий одиночество, превыше всего ценит дружеское расположение со стороны ближнего. Тот, кто предоставит ему такую ценность, может приобрести над ним огромную власть. Но нас интересуют не отдельные фрагменты, а устойчивые самовозобновляющиеся явления. По мнению П. Блау, существуют лишь четыре основных вида вознаграждений: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки. Поскольку Блау исследует проблему власти, он делает акцент лишь на одной стороне взаимодействия: какое вознаграждение может потребовать тот, кто оказывает услугу. Соответственно, мы предлагаем выделить те средства обмена, которые используются преимущественно только как вознаграждения (со стороны получателя услуг) и фиксируют определенное подчинение одного из партнеров другому, которое может быть слабым (признание, уважение), более ощутимым (способность влиять на решения получателя услуг), достаточно жестким (прямое подчинение распоряжениям того, кто предоставляет услугу). 188 Нельзя не согласиться с П. Блау (и эту точку зрения разделяют большинство социологов) в том, что наиболее ценное средство вознаграждения — это уступки, изменение поведения со стороны получателя услуги, в результате чего тот, кто оказывает услугу, может получить фактически все, что ему необходимо. И наоборот, самыми ничтожными средствами обмена, как это ни странно, на первый взгляд, являются деньги. Ведь для тех, кто расплачивается, это возобновляемые ресурсы. В то же время они исчерпаемы, их можно легко истратить (интеллектуальные ресурсы, например, как средство обмена тоже можно использовать, но нельзя полностью отнять — они все равно остаются у того, кто предложил их для обмена). Вместе с тем деньги — наиболее элементарное «демократичное» средство обмена. Их заработать может любой (т.е. они доступны), их можно аккумулировать, количественно выразить и обменивать. Надо различать деньги, богатство как средство и предпосылку индивидуального развития личности, более свободного доступа к достижениям культуры, науки, образованию, комфорту (в этом смысле деньги, казалось бы, всемогущи, так как обладают уникальной способностью превращения, метаморфозы) и как средство расплаты, после которой к тому, кто расплатился, не может быть предъявлено никаких требований. Не случайно социологи, проводя исследования, неоднократно обнаруживали, что чем ниже профессиональная квалификация, образованность человека, тем большее значение имеет для него материальная (денежная) компенсация его услуг, а роль престижа, удовлетворенности трудом, уважительного отношения к себе не столь велика, как для людей высокой квалификации. Почему? Может быть, услуги, оказываемые ими, настолько элементарны, что они вынуждены согласиться на самую элементарную форму вознаграждения? Или другой пример. Социологическое исследование «Преподаватель московского вуза» выявило, что при более или менее равной для преподавателей всех вузов оплате труда (кстати, весьма низкой) качество работы преподавателей престижных вузов (МГУ, МИФИ и др.) было значительно выше, чем качество работы преподавателей остальных вузов. Помимо других причин (традиции научных школ и т.д.), очевидно, огромное значение имели уважение, престиж преподавания в этих знаменитых вузах, что существенно компенсировало низкую оплату за работу высокого качества*. Сделаем ряд промежуточных обобщений. • В процессе социального взаимодействия может быть предложено и востребовано множество средств обмена, наиболее весомое * См. подробнее: Эфендиев А.Г Преподаватель московского вуза, гл 189 w из которых — уступки, предполагающие подчинение получателя услуги распоряжениям того, кто оказывает услугу. • В процессе обмена реализуется целый комплекс средств обме • В процессе комплексного обмена использование одного сред Из всего этого следуют важные практические выводы: взаимодействуя с партнером, в услугах которого нуждаетесь, вы: во-первых, в качестве вознаграждения должны использовать комплекс ценностей — средств обмена; во-вторых, что особенно важно, недостаток одних видов вознаграждений (например, необоснованно низкая зарплата) следует компенсировать другими видами вознаграждения (престиж, предоставление материальных льгот, уважение и т.п.). * * * Переходим к более высокому уровню анализа средств обмена. Средства обмена, как уже упоминалось, имеют различную социальную значимость, весомость. Но какова логика выбора приемлемого средства обмена в тех или иных интеракциях, логика предоставления одним партнером другому преимуществ, превосходства, подчинения? Мы не затрагиваем чисто количественную сторону проблемы (количество денег, степень уважения и т.д.), хотя и это важно, а лишь напомним, что уравнивание неравных услуг происходит через неэквивалентный обмен. Эта неэквивалентность выражается как количественно (один человек за один час своей работы получает больше, чем другой), так и качественно. В последнем случае важно, какое по значимости средство обмена будет предложено — востребовано в качестве вознаграждения. На этой качественной стороне мы и остановимся. Напомним два обстоятельства. Первое. Мы анализируем не единичные фрагментарные контакты между социальными субъектами, а регулярные, самовозобновляющиеся интеракции. Соответственно, превосходство, подчинение или зависимость, уважение и т.д. являются не фрагментарным, а устой- чивым элементом, характеризующим социальные связи Акторов. Вот почему хирург, сделавший разовую уникальную операцию, может рассчитывать лишь на денежное вознаграждение, благодарность, признательность, а начальник отдела, ежедневно осуществляющий управление вашей деятельностью, обеспечивающий отдел выгодными тказами, отстаивающий его интересы и т.д., оказывает отделу, может быть, не столь уникальную, но регулярную, самовозобновляющуюся услугу, которая «взвешивается» на совсем иных весах социальной значимости, он получает право на власть над вами. Второе. Когда речь идет об экономической сделке — понятно, что здесь имеет место взаимный обмен материально-финансовыми ценностями, которые могут подкрепляться симпатией, уважением и т.д. Причем последние средства обмена в ходе экономической сделки возникают диффузно, непредвиденно, они не оговариваются в предварительной сделке. Когда же речь идет о диффузных социальных интеракциях, то выбирает средство обмена и устанавливает сроки расплаты тот, кто получил услугу... •Понятно, что получатель самовозобновляемой услуги всегда заинтересован в том, чтобы заплатить меньше, а получить побольше (пресловутый принцип минимакса). Но если речь идет о регулярном получении особо ценной, дефицитной* услуги (т.е. число людей, имеющих доступ к ней, ограничено, а желающих получить гакую услугу много), то цена вознаграждения должна быть велика.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |