КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роли членов эффективной команды
Условия и факторы повышения эффективности работы команды Об эффективности команды свидетельствует ее способность добиваться нужных результатов. В результате обширных исследований, проведенных во многих странах, определены следующие отличительные характеристики высокоэффективной команды: • наличие хотя бы одного человека, являющегося ядром команды; • высокое качество и высокая производительность; • высокая степень удовлетворенности своей деятельностью; • сотрудничество членов таких команд друг с другом; • сбалансированность состава в зависимости от ролей, выполняемых членами команды, и их навыков; • уважение, испытываемое к менеджеру, который подает пример членам команды; • высокая степень автономности; • способность быстро учиться на собственных ошибках; • ориентированность на клиента, потребителя; • наличие навыков оптимального решения проблем и регулярный контроль за разрешением; • хорошая мотивированность. Распределение ролей в команде. Критическим фактором, определяющим эффективность работы команды менеджера, является распределение функций между ее членами, т.е. распределение ролей в команде. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность прорабатывать и выполнять основные командные задачи. Деятельность людей, играющих целевые роли, направлена непосредственно на достижение целей группы. Поддерживающие роли способствуют поддержанию и активизации жизни и деятельности команды. Рассмотрим подробнее каждую целевую роль. Председатель — это главная роль. Этот человек выполняет вполне конкретную ролевую функциональную задачу. Координатор осознает и контролирует процесс деятельности и цели команды, обращает внимание на каждого, учитывает чувства, интересы и мотивы деятельности людей в команде, обобщает поступающие предложения.
Его главная задача — создать условия, способствующие тому, чтобы каждый член команды внес свой, предписанный ему ролевой вклад. Обычно эту роль исполняем сам председатель. Генератор идей разрабатывает новые идеи, решения, подходы. Он инициирует деятельность всей команды и может предложить весьма оригинальные и сложные идеи; без такого человека невозможно добиться ничего нового. Информатор. Его задача — поиск и предоставление группе всей необходимой информации. Он разъясняет выдвинутое предложение, находит дополнительную информацию, необходимые факты, применяет собственный опыт в решении проблем команды. Эксперт высказывает мнения или убеждения, касающиеся какого-либо предложения, обязательно сопровождающиеся его оценкой. Проработчик. Его роль — разъяснять, приводить примеры, развивать мысль, пытаться прогнозировать дальнейшую судьбу предложения, если оно принято. Завершатель обобщает, суммирует все предложения, подводит итог, формулирует окончательное решение. Наличие людей, играющих целевые роли, необходимо для обеспечения достижения командой своих целей. Каждая целевая роль несет огромную функциональную нагрузку, поэтому нежелательно, чтобы один человек исполнял несколько ролей одновременно. Учитывая специфику производства, целевые роли могут изменяться, их список может дополняться новыми или, наоборот, сокращаться. Наличие игроков, играющих поддерживающие роли, не обязательно — выполнение этих ролей может сочетаться с выполнением других функций. Поддерживающие роли еще более зависят от особенностей команды, в частности от национальных особенностей. Так, большинство американских управляющих выполняет только целевые роли, а японские управляющие выполняют и целевые, и поддерживающие роли.
Рассмотрим основные поддерживающие роли. Поощритель. Его задача — быть дружелюбным, отзывчивым, хвалить других за их идеи, соглашаться с ними и положительно оценивать их вклад в решение проблемы. Поощритель снимает конфликты между членами команды, создает гармонию и согласие. Придающий форму. Этот человек не контролирует и не координирует процесс, а следит за его динамикой и поддерживает ее. Он создает обстановку, в которой каждый член команды старается работать наиболее эффективно. Исполнитель должен следовать решениям команды, Устанавливающий критерии обязан устанавливать критерии, которыми должна руководствоваться группа, выбирая содержательные (или процедурные) моменты (или оценивая решение команды). Ответственный за внешние контакты. Его задача — связать команду с внешним миром. Многие люди сочетают в себе разные роли. В сочетании ролей сбалансированы функции и способности людей, входящих в команду менеджера. Они быстро учатся на своих ошибках, ориентируются на потребителя, тщательно анализируют свою деятельность. Такая команда мотивирована, действует заинтересованно. Распределение ролей в команде происходит в соответствии с принципами — принципами компетентности и предпочтения. Согласно принципу компетентности действенным можно считать такое распределение целевых ролей, при котором спрос с каждой роли не превышает умений члена команды, которому эта роль досталась. Члены команды предпочитают такие целевые роли, которые соответствуют их индивидуальным потребностям. Однако временно они могут эффективно исполнять и те роли, которые от них потребует руководство. Согласно принципу предпочтения действенным может считаться такое распределение целевых ролей, при котором как можно большее количество членов команды выполняют те роли, которые они сами предпочитают. Ситуация, когда член проектной команды, идеально подходящий для определенной целевой роли, предпочитает другую роль, может грозить конфликтом.
Поэтому руководитель команды должен стремиться к достижению своего рода баланса между двумя принципами, принимая во внимание при распределении целевых ролей и умения, и предпочтения своих коллег. Перечислим отличительные характеристики неэффективных команд: • равнодушие и негативное отношение друг к другу (люди разговаривают на отвлеченные темы, некоторые просто не принимают участия в разговорах и т.д.); заметная напряженность. Видно, что группа не заинтересована в задании и не сосредоточена на его выполнении; • доминирование в беседе отдельных личностей, которые, однако, говорят часто не по теме. Никто не хочет тратить силы на то, чтобы группа начала действовать слаженно; • отсутствие признаков того, что группа поняла свои цели или акцентировала внимание хотя бы на какой-либо одной. Наоборот, выясняется, что некоторые люди преследуют личные цели и эти цели полностью противоречат целям и всей группы, и других ее членов. • пустословие. Люди не слушают друг друга, их мысли остаются незамеченными или отвергнутыми. Беседа не конкретна, многие высказываются только для того, чтобы произвести впечатление или оказать воздействие на кого-то. Некоторые люди считают, что руководитель или другие члены группы, критикуя их мнение, выступают в роли судей, поэтому они вступают в разговор очень редко; • подавление различных мнений руководителем в силу того, что он боится конфликтов; иногда наличие разных мнений служит причиной публичной ссоры, в результате которой одна подгруппа начинает доминировать. Разногласия могут быть разрешены путем голосования, но при этом сильное «меньшинство» может продвинуть свое мнение, а слабое «большинство» не будет уверено в правильности решения вопроса даже в большей степени, чем до голосования. «Тирания меньшинства» может проявляться и в том случае, когда один человек или маленькая подгруппа настолько агрессивны, что большинство сотрудников предпочитают подчиняться им для сохранения мира или возможности продолжать работу. Рассматриваются в основном мнения только агрессивных членов группы, так как менее агрессивные обычно молчат или после неудачных попыток больше не высказывают своих мыслей;
• начало работы еще до выяснения и решения проблемы; • даже при распределении обязанностей остается неясным вопрос, кто и что должен делать; • возможность наличия критики, которая, однако, носит уничижительный характер и создает напряжение. Она скорее похожа на личную ненависть, что раздражает членов группы. Иногда представленные кем-то идеи отвергаются без всяких аргументов, после чего уже никто не решается высказать какое-либо предложение; • подавление, а не демонстрация личных чувств, поскольку согласно общему мнению это неприлично и, кроме того, создает атмосферу взрыва; • склонность членов группы умалчивать о своей деятельности. 1) люди не знают, чего следует ждать от работы в команде. Опыт эффективной работы в команде у них невелик, поэтому они не представляют себе, что это может дать с позитивной точки зрения; 2) очень немногим известны факторы, влияющие на эффективную деятельность в команде; 3) неправильное представление о том, что эффективность 6. Самоуправляемые команды - это рабочие группы, которым предоставлена существенная автономия. Такие команды несут полную ответственность за поведение своих членов и результаты производственной деятельности. Члены самоуправляемой команды могут владеть несколькими профессиями, т.е. являются мультипрофессионалами. Это позволяет им переходить от выполнения одного задания к другому, в зависимости от потребностей группы. Значительное время занимают собрания команды, так как ее члены постепенно берут на себя все больше управленческих функций. По мере появления дополнительного опыта самоуправляемые команды получают возможность предлагать изменения в системе оплаты труда или организации производства. Не возникает проблем с адаптацией новичка в команде, так как «ветераны» всегда готовы оказать ему посильную помощь и передать ему знания об организационном поведении и культуре. Кроме того, к преимуществам самоуправляемых команд относятся: • повышение гибкости и развитие потенциала человеческого капитала в пределах границ человеческих возможностей; • возрастание производительности и снижение потребности в узких специалистах; • возникновение мощного синергетического эффекта; • сокращение показателей невыходов на работу и опозданий; • высокая лояльность команды, повышение уровня удовлетворения от труда. Самоуправляемые команды — блестящий пример применения положений организационного поведения и методов участия в управлении. Их растущая популярность во многом объясняется тем, что в качестве формальных групп они пользуются поддержкой организации, позволяют охватить значительную долю работников компании и являются развивающими моделями организационного поведения.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |