Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы налоговой реформы России




Основные тенденции и направления внешней налоговой политики в современном мире

Внешняя налоговая политика направлена на создание бла­гоприятных условий для экономического развития на между­народном уровне, ликвидации международных ограничений в области налогообложения для налоговых резидентов, нахо­дящихся на территории данной страны (например, путем за­ключения международных договоров об избежании двойного налогообложения), унификации налоговых систем различных стран, обеспечения международной поддержки эффективного противодействия противоправным посягательствам в сфере налогообложения — профилактика, выявление, раскрытие и расследование фактов подобных посягательств.


В настоящее время на международном уровне имеют место две взаимоисключающие концепции ведения внешней налого­вой политики.

Сторонники концепции «налоговой гармонизации» высту­пают за сближение национальных налоговых систем и вырав­нивание уровня налоговой нагрузки. Следствием политики налоговой гармонизации является борьба с так называемыми «офшорными зонами», предоставляющими возможность при­менения пониженных налоговых ставок прежде всего для ком­паний, не являющихся резидентами данной страны.

Противоположную позицию занимают приверженцы кон­цепции «налоговой конкуренции». Они обращают внимание, что в двух государствах с разным уровнем экономического разви­тия, разными климатическими условиями, разной обеспечен­ностью природными ресурсами и т.п. нети не может быть двух одинаковых систем налогообложения. Кроме того, на совре­менном этапе экономического развития, между государствами (их юрисдикциями) обострилась конкуренция за привлечение частных структур и капиталов (конкуренция юрисдикции). Одной из важнейших форм конкуренции юрисдикции являет­ся налоговая конкуренция, в которой юрисдикции привлекают мобильные факторы производства (труд и капитал) с помощью изменения уровня налоговых ставок и трансформации налого­вых режимов. В связи с этим использование цивилизованных методов конкуренции, в том числе и в налоговой сфере, позво­ляет государствам не только наиболее эффективными спосо­бами решать поставленные задачи, но и является дополнитель­ным стимулом для развития современных налоговых систем.

На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х п: внутренняя налоговая политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач:

—ограничение стихийности рыночных отношений;

—воздействие на формирование производственной и соци­альной инфраструктур;

—снижение инфляции.

Формирование налоговой системы, а вместе с ней и государ­ственной политики в сфере налогов проходило в условиях гло­бальных экономико-политических преобразований, повлекших за собой пересмотр уже действующих и создание качественно иных механизмов обеспечения существования государства.


 




Дальнейшее развитие налоговой системы потребовало пе­ресмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач и непосредственной роли в системе государственной власти РФ. Было принято решение о реформировании налоговой системы.

Основными задачами, решение которых происходило в ходе налоговой реформы, стали:

—повышение уровня справедливости и нейтральности на­логовой системы;

—снижение общего налогового бремени;

—упрощение налоговой системы;

—обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;

—создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков».

Основными задачами первого этапа реформирования нало­говой системы РФ были названы:

—формирование единого подхода к вопросам налогообло­жения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплатель­щиков;

—четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

—закрепление приоритета норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложе­ния;

—достижение однократности налогообложения, означаю­щей, что один и тот же объект может облагаться налогом од­ного вида только один раз за установленный законом период налогообложении;

— определение конкретного перечня прав и обязанностей
налогоплательщиков, содной стороны, и налоговых органов —
с другой.

Нормативное закрепление путей своего достижения по­ставленные задачи нашли в Законе РФ «Об основах налого­вой системы в Российской Федерации» (действовал с 1 января 1992 г. по 1 января 2005 г.).

Отсутствие единой научно обоснованной концепции на первом этапе формирования современной налоговой системы РФ привело к несбалансированному построению механизма налогообложения, недостатки которого продолжают прояв­ляться и сегодня.


Второй этап налоговой реформы, реализация которого на-чаласьс середины 1990-х гг., преследовал задачи:

—построения стабильной, единой для Российской Федера­ции налоговой системы с правовым механизмом взаимодейст­вия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

—развития налогового федерализма, позволяющего обес­печить федеральный, региональные и местные бюджеты закре­пленными за ними и гарантированными налоговыми источни­ками доходов;

—создания рациональной налоговой системы, обеспечи­вающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению бо­гатства государства и его граждан;

—сокращения общего количества налогов в стране, запрет на введение налогов и сборов, не указанных в налоговом зако­нодательстве;

—снижения общего налогового бремени;

—формирования единой налоговой правовой базы;

—совершенствования системы ответственности платель­щиков за нарушение налогового законодательства;

—интеграции всего массива законодательных и норматив­ных актов в единый нормативный документ;

—закрепления единого понятийного аппарата, предусмат­ривающего однозначную трактовку положений налогового за­конодательства;

—отмены всех видов налогов и сборов, имеющих базой объем производимой продукции (налоги с оборота);

—реформирования порядка налогообложения средств, на­правляемых на оплату труда;

—исчисления базы для налога на прибыль согласно дейст­вующим мировым стандартам;

—отказа от многочисленных льгот и преференций;

—создания системы предупреждения совершения противо­правных действий в налоговой сфере;

—повышения экономической ответственности за соверше­ние налоговых правонарушений и преступлений.

Одним из важнейших результатои второго этапа реформи­рования налоговой системы РФ стало принятие первой, а за­тем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению раз­мера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сбо­ров, состоящий на данный момент из 11 налогов, трех видов


 


сборов и четырех специальных налоговых режимов, по сравне­нию с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором.

В целях совершенствования налогообложения малого биз­неса устранены имевшиеся ранее недостатки в порядке упро­щенной системы налогообложения и системы налогообложе­ния в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Для организаций, использующих труд инвалидов, значи­тельно расширен перечень социальных целей, на которые мо­жет быть направлена получаемая прибыль.

С 1 января 2006 г. на территории РФ отменен налог на на­следование и дарение.

В целях стимулирования инвестиционной активности пре­дусмотрены особенности предоставления резидентам созда­ваемых особых экономических зон налоговых и таможенных преференций.

Новый порядок административного взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должен снизить количество налоговых споров, требую­щих судебного разрешения, и тем самым в целом по стране будет способствовать обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения дел судами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.