Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы соиальной философии 3 страница




В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности: ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе.

Отправная точка в социологических исследованиях личности - неиндивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет.

Социология личности имеет разные уровни исследования:

n Изменения социального типа личности и степени ее свободы в зависимости от характера общественного строя;

n Соотношения автономных факторов социализации личности в разных социальных системах;

n Личность в организации;

n Потребности, мотивы и цинностные ориентации личности.

Человек - есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобоетенного.

Человек кристализует в себе все, что накопленно человечеством в течении веков.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Осознание человека себя как такового всегда опосредованно его отношениями к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индтвидуальность. И вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигаент самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления как субъекта исторического процесса.

2.14. Социализация личности

а) из 2.13

1. а) Соцология - активное вовлечение индивида в деятельность различных социальных коллективов и общности людей, в ходе которого индивид усваивает социальные и моральные нормы, культурные ценности, полезные навыки практической работы и конкретные знания, т.е. когда у него формируются социально-значимые черты (социальная составляющая личности).

Б) социальная личность - одна из форм личности.

В) социальные типы личности.

2. 2 фазы социализации индивида:

1) алаптация, приспособление к существующим условиям (с момента рождения)

2) интеоризация - усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения (доминирует в процессе социализации личности в юномом возрасте, когда идет активное становление собственного воззрения на мир).

Строгих границ между этими фазами нет.

3. - социальная типология личности весьма разнообразна, на каждой ступени исторического общества она обуславлавется в конечном счете общественным разделением труда и, следовательно, тесно связанной с ним, социальной структурой общества.

n для каждого социального типа характерен определенный набор социальных функций, конкретных видов социально значимой деятельности, которым должен овладеть индивид, принадлежащий к данному социальному строю.

4. Социальные типы личности (см 2.13.)

5. В Социолизации участвуют практически все социальные институты и организации.

6. Социолизацию индивида во всех ее тонкостях изучает конкретная наука - социология. В социальной философии торией личности рассматривается более широкий круг броблем, где вопросы теории социализации носят подчененный характер и решаются с позиций становления личности как свободной и творческой индивидуальности.

7. Цель социализации - доведение до сознания человека меры дозволенного. Социализация учит умению жить в обществе, в согласии с ним.

8. Однако, есть обратная сторона медали. Жесткая система социализации несет в себе реальную угрозу ее деперсонализации (становится как все)

 

2.15 Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.

В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.

 

2.16 Челове духовный. Духовность как человеческая сущность.

I. Человека, рассматриваемого во взаимосвязи общества, можно анализировать под различными углами зрения.

Каждая из граней общесственного бытия может быть взята за точку отсчета при анализе человека.

С учетом этой многозначности необходиом выделить какое-то основное качество человека, то что в первую очередь делает его человеком

Таким основополагаюшим фактором яавляется духовность.

II. Духовный потенциал человека:

1. Основные аспекты духовности:

а) духовная жизнь многогранна, включает в себя все грани жизни человека (рациолнадльное, эмоциональное, познавательное...). Причем все эти грани фиксируются в духовности фиксируются не просто в своем мозаичном многообразии, а в своем единстве, взаимосвязи.

Б) духовность человекакак идеальность:

Человек живет, оперирую идеальными формами (предмет усваивается без самого предмета). Решающую роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категриально-понятийный аппарат.

В) духовность как субъективный мир человека: духовность существует как внутренняя жизнь человека. Духовность развертывается в индивидуальном пространстве и времени. Представляет собой собственное «Я» человека, выступает как бытие (Особенность этого «Я»).

2. Смысл, значение и роль духовности

Выделяются следующие пласты анализа (7 шт.):

а) духовность как форма общественного сознания, самоиндентификации.

Б) как основа конституирования человека как субъекта отношения.:

n выделяет «я»,

n отношение в двух основных направлениях - во вне, к обществу и внутрь к себе.

В) духовность как форма интеоризация ( перехода из вне внутрь), освоение социального опыта.

n экономичность - освоение социального опыта

n большой круг освоения

Следовательно, человек сравним с обществом по своему потециалу.

Г) духовность человека как детерминиционно императивный комплект человеческого бытия.

n направляет, организует, корректирует деятельность человека.

n императив (приказ) ко всей жизнедеятельности, т.е. власть духа.

Д) духовность как ипульсный аналог и содержание творческой миссии человека.

Е) духовность человека как прявление его свободы.

n свободен от давления материальной предметности, социальных связей.

n но самый сложный барьер - сам человек

Следовательно, духовность и ограничитель, но свобода - тоже органичитель.

Ж) духовность как менталитет (устойчивое отношение человека к миру и себе, как духовное основа лдеятельности человека к людям, обществу).

III. Духовность как человеческая сущность.

1. Как оценить духовность в плане человеческой сущности? Отметим три методологических момента:

n какие бы стороны человеческой жизнедеятельности не трактовались как сущностные, они так или иначе, вторичны, они есть атрибуты реального конкретного материально-духовного субъекта.

n Имеется в виду конкретный единственный человек.

n системная, комплексная природа человека. Если будет выделено сущностное качество, то не будет его абсолютизации, противопоставления другим качествам. Только признание его приоритетных в ряду с другими. Подразумевается, что оно сложилось и функционирует на основе лишь неразрывной связи с другими.

2. Духовность наиболее полно выражает и характеризует человеческую сущность вообще.

1) в духовности аккумулируется все многообразие человеческого содержания. Именно, в деятельности воплощен огрмный потенциал, деляющий его сравнимым с обществом.

2) духовность содержит импульс активности, именно в ней створческое начало человека и его свобода. Следовательно, они проинизывают всю человеческую жизнедеятельность, направляют его, властвуют над ней.

3) Духовность раскрывает сущность человека как неотделимую от индивидуального бытия человека.

3. Почему деятельность не является сущностью?

Тезис о духовности человека как его сущности содержит в себе отрицание аналогичной сушности других качетсв человека, т.е. проитвеоречит другой сущности человека в его деятельности. Следовательно и возникает впрос 3..

Отрицать значение деятельности трудно, не будь человек действующим, не было бы самого человека, ни общества.

Но здесь речь идет о другом: не о том, важна или нет деятельность человека и возможен ли он без нее, а том какая его характеристика основополагающая.

Что можно отметить о деятельности человека:

n деятельность человека носит локальный характер. Она всегда ограничена различными факторами. Следовательно конечна и предельна. Духовность человека - это и часть общества и его целое, а деятельность только часть общей деятельности.

n типичнсоть, одинаковость человечески индивидуельное начало смазывается, а в некоторых случаях вообще оказывается несущетсвенным.

n деятельность как таковая, выступает как некоторое проявление человека во вне; определенное опредмечиваение, реализация его сил.

 

2.17 Человек социальный. Деятельная сущность человека.

Деятельность - это весьма сложное, многомерное явление, включающее в себя элементы, резко различающиеся по своей природе.

Виды деятельности:

n Преобразовательная (трудовая),

n Познавательная

n Аксиологическая или ценностная (объекту приписывается ценность)

n Коммуникативная (Взаимодействие субъекта с субъектом).

n Художественная (Эстетическая)

Фундамент человеческой деятельности - биологический, это активность как способность осуществлять какие либо действия. Она характерна для всех живых существ, и она - от рождения. Однако, она также социально сформированна и культурно организованна.

n Деятельность определяется главным образом не историческими потребностями, а исторически сформированными социокультурными программами.

n Эти программы динамичны и могут быть изменены и усовершенствованны (формулируются не от рождения)

Деятельность изначально социальна. Социальное в деятельности может выступать как:

n Объективное, материально-вещественное (Орудие деятельности, технологичя, ее продукты)

n Объективное невещественное(Формы общения, различные отношения, социальные институты)

Роль сознания в деятельности:

n Целеполагание (одна из существенных отличительных черт в деятельности) - без цели нет деятельносьти.

n Выработка идеальной схемы осуществления деятельности.

n Контроль за реализацией этой схемы.

n Ее горректировка.

n Сравнение результатов с поставленной целью.

Деятельность - это динамическое единство субъекта и объекта.

Субъективное:

n Индивид как носитель активности.

n Определяемые индивидом цели деятельности, ее мотивы.

n Осуществляемый человеком выбор средств и путей реализации деятельности.

n Знание, навыки, опыт, которыми он располагает.

Объективное (Средства деятелности, и ее результаты):

n Вкщество природы, ее силы, процессы

n Различные процессы и явления общественной жизни.

n Человек (Если активность направленна на самого себя, на свое Я)

Следовательно, мелкая деятельность имеет двойную детерминацию: Зависит и от объемктивного мира и обусловленно самим сыбъектом.

Итак деятельность - единство материально-вещественного и духовного; биологического и социального; объективного и субъективного.

Многоаспектность деятельности, следовательно,многоплановый характер детерменации человеческого бытия:

1. В природной сфере:

n Как часть природы.

n Деятельность невозможна без взаимодействия с приролдными факторами.

2. В социальной сфере: В процессе деятельности включается в эту сферу.

Вне деятельности нет бытия как подлинно человеческого.

Человек как субъект деятельностию Ему присущи:

1) Самодеятельность, способность к творчеству.

2) Личностное «Я» как осознание и понимание своего отношения к миру.

3) Свобода как способность создавать новое, как возможность самореализации.

Оющественные отношения: Человек вступает в отношения в процессе деятельности. Их специфика:

1) Субъект - объект или субъект- -субъект.

2) Неявляются физической реальностью, но представляют огромную силу.

3) Включают оценочные моменты (Следовательно носят нормативный характер).

4) Носят апосредованный характер - не нужен непосредственный контакт между индивидами.

Общественные отношения и деятельность находятся в аргоническом единстве:

n Деятельность всегда включена в систему общественных отношений: Без них она невозможна.

n Общественные отношения - продукт деятельности.

Человеческая деятельность формирует человека как сложного многомерного феномена. Деятельность - это та сфера, где разнообразные свойства человека интегрируются, обоазуя определенное единство.

Деятельный подход к проблеме человека наиболее соответствует характеру постановки этой проблемы в философии.

Сущность человека не заданна изначально, а формируется в процессе деятельности и благодаря ей сущность человека носит деятельностный характер.

 

2.18 Человек и власть.

Одна из важнейших компанент политической сферы- власть. Понятие власти трактуется по разному. В повседневной жизни постоянно встречается это слово (например власть отца над сыном, власть природы).

В специфической литературе существует несколько подходов к пониманию власти:

1. Бихевиаристический: Власть рассматриматривается как особый тип поведения, который основан на возможности изменения поведения других людей (управления).

2. Телеологический: Власть - то, что способствует достижению, реализации определенных целей.

Все такие определения фиксируют внимание на какой-либо отдельной черте такого феномена как власть. Вместе с тем они не позволяют уловить социальную природу власти. Снять этот недостаток и предлагает социологический подход.

В рамках этого подхода понимается: А имеет власть над Б всякий раз и только тогда, когнда согласно нормам общества, которым принадлежат А и Б, А имеет право приказывать Б, а Б обязан подчиняться приказам А.

В этом определении выделяют чентыре составляющие власти:

1. Наличие партнеров власти (Минимальное количество - 2, партнером может быть лицо, организация и т.п.).

2. Приказ осуществляющего власть (приказ как правило - выражени воли, которое сопровождается угрозами, снкциями в случае неповиновения).

3. Подчинение того над кем осуществляется власть, тому кто ее осуществляет.

4. Общественные нормы. Они устанавливают по меньшей мере:

n Отдающие приказы имеют на это право.

n Тот кого эти приказы касаются обязан подчинится приказам, осуществляющего власть.

Политическая власть.

Это определенный аспект отношений между большими социальными группами. Для ее осуществления необходимы все те элементы, которые вообще необходимы для власти. Добавляют еще 2 свойства у власти.

5. Общественное разделение между группой осуществляющих власть и группой, по отношению к которой эта власть осуществляется.

6. Организованное принуждение как основа осуществления власти.

Государственная власть:

Это явление историческое. Она осуществляется спомощу специального аппарата и над определенной территорией.

Государственная власть имеет возможность обращаться к средствам организованного изаконодательного насилия.

Основные парадигмы (Смысл) социального понимания власти. Характеристика власти задается тремя парадигмами:

1. Кому власть служит, каким интересам?

Постановка и ответ на этот вопрос предполагают, что власть имеет инструментальный характер, т.е. власть служит реализацией целей, отвечающих определенным интересам.

2. Кто управляет?

Эта пародигма содержит несколько разных аспектов:

n Какова конституционная система власти?

Это область ведения специалистов по праву, но социологи тоже этим занимаются.

n Из кого складывается группа политических руководителей и высших должностных лиц?

n Каковы психологические черты и особенности этого руководящего состава?

3. Как власть осуществляется?

Эта пародигма имеет специальный термин - социотехника осуществления власть. Имеется 2 доминирующих момента:

n процесс принятия политических решений.

n Процесс проведения в жизнь уже принятых решений.

 

2.19. Человек в историко-культурном контексте.

«Философия и история развиваются по отдельности» - эта разделенность была преодолена только в 18-м веке (становление исторического сознания). Ставились вопросы о направленности и смысле исторического процесса, предназначении и роли человека в этом процессе, как исторический процесс отражается в этом процессе.

«Философия - история» - термин введен Гегелем. Человек историчен как природное и социальное существо, только благодаря этому история становится подлинно человеческой.

Во имя чего совершается исторический процесс, т.е. смысл, цель исторического процесса? Цель ставит человек и в соответсвии с ней он определяет смысл. История продукт деяетльности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы.

Кто делает историю? Ответ:

n народ

n роль личности: каждая личность, создающая материальные блага, или духовные ценности, играет определенную роль.

n выдающиеся личности: политические и государственные деятели, ученые, деятели литературы и искусства.

Что есть выдающаяся личность?

Гегель:

n великие люди появляются, когда созревают необходимые условия для принятия решительных действий, имеющих всемирное историческое значение.

n вместе с тем они обладают блестящим умом и понимают то, что нужно в данный момент обществу и делают это.

n появление великих людей необходимо и неизбежно - они спасают мир.

n не все довольны их деятелдьностью, следовательно, критика, но Гегель считал, что это не уместно

Чернышевский:

n выдающаяся личность должна исходить из общих интересов,

n должен быть честнмы, добрым и т.п.

Ясперс: та личность «которая чувствует ответсвенность за свободу».

Вывод: существуют различные ответы на вопрос о том, кого считать выдающейся личностью.

n историческая необходимость,

n учет общественных интересов,

n реализация свободы.

Эти точки зрения не проитиворечивы, если их рассматривать в конкретной исторической ситуации.

Выдающиеся личности не рождаются, необходимы:

n исключительные обстоятельства, которые возникают на крутых поворотах истории и оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие.

n личностные качества.

n социальн-политическое положение.

n состояние цивилизованности народа.

Культ личнсоти:

Это обожествление человека, слепая вера в его сверхестественные способности и так как связано с личностным доверием и преданностью лидеру, но лидер положителен.

Культ личности в различные эпохи истории

Первобытные:

n выдумывали сверхестественные силы

n культ явлений природы, растений, животных

n культ вождей - хранителей обычаев и традиций.

Возникновение человечества: - человечетсво сосредотачивает в своих руках огромную власть, его деятелность приобретает как бы сверхестественный характер. Следователно, поклонение лидерам как богам. (Александр Македонский требовал, чтобы его обожествляли).

Феодальный строй: - религиозная окраска, монархическая форма правления, следовательно культовая окраска укрепляется. Считается, что люди находятся на вершине власти, творят историю. Это из-за:

а) заимстования религиозного представления о культе правителей и господства култового сознания.

Б) абсолютизация личности в истории.

В) рассматривание истории как дискретного процесса.

Капиталистический строй:

n наносится сильный удар по культовому сознанию,

n необходимость максимальной эффективности производства => абсолютный культ товара.

n культ личности только случаен, в переломные моменты (война), когда люди не уверены в завтрашнем дне.

Социализм:

n культ неизбежно возникает, если переход к нему происходит при неразвитости общественных отношений, правовых отношений, т.д.

n слепо верят вождям, так как сами не могут разобраться в действительности.

Вывод: культ личности возник исторически в тех социальных системах, где были не развиты общественные отношения, где право не приобрело универсальный характер и где самосознание народа имело низкий уровень. Культа личности в стабильном высокоразвитом обществе нет, но и достигнуть этой стабильности фактически невозможно. Корни культового сознания заключаются в том, что окружающий мир человека, социальный и природный сложен и противеречив. Человек сталкивется с трудностями, следовательно ищет помощи. Так как человек познает мир всегда, культовое сознание также будет существовать всегда.

Роль самосознания в историческом процессе

1) самосознание личности - осознание субъектом своих интересов, идеалов, свего места в истории общества.

2) самосознание народа - осознание народом своего места и роли в истории.

1) и 2) тесно связаны и вляют друг на друга.

Историчекое сознание тесно связано с самосознанием народа. Это омысление народом своего положения во времени, связи настоящего с прошедшим и будущим.

Историческое сознание - неотъемлемая часть всех форм общественного сознания.

3 уровня исторического сознания:

n непосредственная встреча с историей.

n определенная система знаний о прошлом.

n теоретическое осмысление исторического прошлого.

Исторически: на низших уровнях равзития самосознания не наблюдалось.

 

2.20 Русская и западная традиции в осмыслении человека

Наряду с общим для различных культур и эпох неизменным в различное время пониманием человека существует и серьезная специфика, определяющая разные воззрения на сущность человека, его формирование, его личностные характеристики.

Эта специфика обусловленна воздействием конкретных исторических, демографических, геополитических, духовных и т.д. условий. Все эти воздействия формируют народ, этнос, нацию.

Запад:

1) Человек- как отдельное «Я»; выделение из общества, осознание этой отделенности; формирование своего лица среди таких -же «Я».

2) Этому способствовало:

n Экономические отношения: формирование института частной собственности, активное развитие товарно-денежных отношений.

n Политические отношения: Раннее распространение в европе римского права для отдельно существующих «Я» (Была необходлимая правовая регуляция).

3) Отдельное и отделенное существование человека, закрепленное в праве. Следовательно, институт демократии.

4) Все способствовало заданию априорной традиции:

n Идеал предприимчивого делового человека со знанием выбранной профессии.

n Первейшая необходимость: деловой успех, богатство, материальное благополучие.

n Все рационализированно: отношения к обществу, к природе, к другому человеку.

n Неслучайно, что в европе зарождается наука.

Россия:

1) Акцент на духовность, духовность как сущность бытия человека. Душа - основное явление и понятие, которое исследуется русскими мыслителями.

2) Способствовало православие, человек утвержден в существовании Бога, его сущность- богочеловечна, он - сын божий.

3) Это сложилось под влияним конкретных экологических условий.

4) Человек реализовывал себя в сопричастности к другим, в совместности с ними.

5) Человек не противопоставлял себя природе, а наоборот хотел приобщиться к Богу, природе; человек - живущий под знаком вечности и совершенствующий себя в божественном приобщении.

Развитие:

Европа: развитие как прогресс: совершенствование материального производства, его технической оснащенности, накопление материальных благ и обеспечение материального благополучия.

Россия - Мыслители 19 века: совершенствование души человека, православие.

 

Свобода:

З.: Свобода «Я» - как отделенность от общества.

Р.: Сопричастность. Эквивалент свободы- воля, основанная не в рамках законности: открытое общение, бунты.

В России: Соборность как личностная характеристика. «Мы не сумма отдельных «Я», но их внутреннее единство. Человек приобщен ко всей вселенной.

Вывод: Черты понимания человека.

Россия Запад
Трансцендентность Экзистенциальность
Теоцентризм Антропоцентризм
Универсальность Атомарность
Воля Свобода

 

2.21. Культура - преджмет филисофского анализа

Слово «культура» - одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение...). Существуют несколько различных определений того, что можно называть культурой, множество подхъодов к ее изуечению, моделей культуры. Следовательно отказ от идеи поиска и утверждения какого-либо осмысления культуры как единственно верного.

В основе становелния понятия «культура» лежит потребность в теоретическом осмыслении сущетсвенных сдвигов в общественном бытие человека, которые начались в новое время и вызвали глубокие изменения в отношении человека к природе, обществу, к самому себе.

Вторая половина 18 в.: культура выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощения в религии, и науки, искусстве, праве, в морале.

Основные модели культуры в истории философского осмысления культуры.

1) натуралистическая:

n видела в культуре человеческое продолжение природы.

n благодаря культуре человека не исключается из природы, а оразует высшее звено (Вольтер, Руссо)

2) классическая (19 в.):

n человек как субъект культуры выступает творцом культуры.

n жесткое разделение объекта и субъекта познания.

n предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека.

n эта модель идеалистична, так как главная определяющая сфера развития - духовное творчество

n культура - чисто духовное образование

3) неклассическая (модернистская):

n ориетируется на повседневную жизнь человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.