Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справка. Управление при однородных членах предложения




(Управление - выбор падежной формы подчиненного слова).Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу; трест создает, финансирует и снабжает предприятия и т.п.

Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что?, руководит чем?) и т.п. Чтобы исправить предложение, нужно ко второму управляющему слову добавить местоимение, заменяющее существительное при первом слове, например: трест организовал предприятия и руководил ими.

Задание 23. Составьте словосочетания, используя однородные члены (слева) и зависимые слова (справа):

подготовка и руководство аспиранты

помощь и сотрудничество родственные предприятия

руководство и контроль местные организации

надеяться и верить свои выпускники

понять и смириться трудности переходного периода

подбор и наблюдение факты

координировать и руководить деятельность смежных организаций.

 

Задание 24. Прочитайте предложения. Найдите в них грамматико- стилистические ошибки и отредактируйте.

1. Читать и конспектировать научную литературу лучше всего по ут­рам. 2. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финан­сами. 3. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распо­ряжаются внебюджетными фондами. 4. Для успешной защиты диссертации необходимо составить и изучить библиографию по своей теме. 5. Левоцен­тристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 6. Научная работа требует умелого подбора и изучения фактов.

Справка. Нанизывание падежей (последовательное подчинение однотипных падежных форм). К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т. е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы, например: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М. Пешковского ).

Чаще происходит нанизывание родительных падежей. Например: Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства … При правке отглагольные существительные заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты – придаточными предложениями и т.д. Например: Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства

Реже встречается нанизывание творительных падежей. Например: Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями. Исправить можно так: Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты.

Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем (вместо: имеющим большой производственный стаж).

Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта (приезд брата) и родительного объекта (чтение рукописи). Например: Оценка Добролюбова «Темного царства». Правка текста производится путем замены родительного субъекта творительным падежом, например: о ценка Добролюбовым.

Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необхо­димо, нанизывание падежей, не оправданное текстом.

1. Инженер требовал неукоснительного выполнения правил техники безопасности. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комис­сии. 4. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регу­лярные встречи за круглым столом. 5. Ведутся изыскания возможности соз­дания самостоятельных независимых издательств. 6. С выходом книгичита­тели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современ­ного писателя.

Выбор правильного падежа и предлога

Справка: 1. Для построения предложения важное значение имеет правильный выбор падежа и предлога. Наиболее типичны следующие ошибки:

- предложное сочетание вместо беспредложной конструкции, например: разъяснение о смысле указа (правильно: разъяснение смысла указа);

- беспредложная конструкция вместо предложного сочетания, напр.: потребность средств для производства (в норме: потребность в средствах);

- неправильный выбор предлога или неуместное его использование, напр.: указал о том … (в норме: указал на то…);

 

Справка 2. Многие предлоги образуют синонимичные ряды, например:

о работе

разговоры про работу

насчет работы

относительно работы и т.д.

у дома

при доме

сад возле дома

около дома

из-за болезни

по болезни

отъезд по причине болезни

в связи с болезнью

вследствие болезни

 

В синонимичном ряду вместе с непроизводными предлогами могут быть и производные (в течение, благодаря, согласно…). Предлог благодаря обычно указывает на причину, которая способствует осуществлению чего-либо (благодаря упорному труду …)

Предлоги благодаря, вопреки, согласно требуют после себя формы дательного падежа существительных: вопреки указанию, согласно приказу, благодаря сестре. Употребление этих предлогов с формой родительного падежа свойственно просторечию.

Некоторые глаголы (отлагательные существительные) могут иметь зависимые слова в разных падежах (или с разными предлогами), что связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками:

 

Заслужить ( что ?) доверие Знать ( что ?) свое ремесло Поражаться ( чем ?) величием Удостоить ( чего ?) награды Упрекать ( в чем ?) в небрежности Заслуживать ( чего ?) внимания Знать ( о чем ?) о случившемся Поражаться ( чему ?) его отваге Удостоить ( чем ?) ответом Упрекать ( за что ?) за плохое поведение

Задание 26. Можно ли?

Одеть пальто, оплатить за проезд, интересоваться о новых технологиях, посвятить книгу для детей, скучать за родителей, оскорбиться на письмо, обидеться поведением друга, уделять внимание на форму и содержание, тормозить процессу, удивляться беспечностью, поражаться росту, возвращаться со школы.

Задание 27. Раскройте скобки, употребите слова из скобок в нужной форме.

1. Серьезность и глубина отличает (многие студенческие исследования). 2. В монографии дается характеристика (положение дела в отрасли). 3. В нас-тоящее время усилия направлены (модернизация производства). 4. Проис-шедшее с трудом вписывается (рамки демократических традиций). 5. Опубли-кованная статья содержит краткий обзор (научные достижения). 6. Достигну-тые успехи вселяют уверенность (дальнейшее повышение результативности). 7. Серьезная научная работа требует (самоотдача).

 

Задание 28. Придумайте словосочетания с данными словами.

Предполагать (что?); управляющий (чем?); отдавать отчет (в чем?); удостоен (чего?); радоваться (чему?); поражен (чем?); вписаться (во что?); курировать (кого? - что?); свойственный (кому? - чему?).

 

Задание 29. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Об этом мы познакомим вас позже. 2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства. 3. Высказывается критика о том, что мы делаем. 4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 5. Магазин, ориентированный специально для школьников. 6. Уверенность каждого за свой завтрашний день. 7. Контролировать за ходом лечения. 8. Озабоченность за безопасность границ. 9. Участвовать в выборах. 10. Факты говорят за возможность использования резервов.

 

Задание 30. В приведенных предложениях исправьте стилистические недочеты в выборе предлога, а также ошибочное употребление падежных форм.

1. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 2. Разрушения произошли за счет плохой работы системы водоснабжения. 3. Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжелых условиях. 4. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 5. По окончании работы все должны собраться в зале. 6. Вопреки указанных положений на заводе продолжается нарушение техники безопасности. 7. По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 8. Вследствие запланированной работы некоторым придется работать сверхурочно. 9. Благодаря трудностей, мы не успели выполнить задание в срок.

Задание 31. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужном падеже, используя, если это необходимо, нужные предлоги.

1. Проект заслуживает (одобрение ). Новый руководитель быстро заслужил (уважение). 2. В последние годы произошли серьезные изменения (жизнь общества). На схеме было обозначено изменение (направление). 3. Подготовка (текст доклада) поручена референтам. Во время подготовки (экзамены) студенты получают консультации. 4. Время доказало превосходст-во этого способа (другие). Победить команде помогло превосходство (техника). 5. Все это делается на благо (дети, родина).

 

Справка. Употребление деепричастных оборотов. При употреблении деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях.

1) Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. Нельзя сказать: Возвращаясь домой, меня застиг дождь (правильно: Когда я возвращался домой …).

2) Если в безличном предложении есть логическое подлежащее и нет инфинитива. Нельзя сказать: Подходя к лесу, мне стало холодно ( правильно: Когда я подходил к лесу…).

3) Если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием. Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родителями ( два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: убежавший из дома мальчик.

 

Задание 32. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте предложения.

1. Познакомившись со статьей, у меня возникло желание больше узнать об этом человеке. 2. Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 3. Рекомендуя в аспирантуру, кафедры должны быть ознакомлены с работой кандидатов в школе. 4. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие улучшится. 5. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке. 6. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 7. При-давая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

Задание 33. Замените деепричастные обороты параллельными синтаксическими конструкциями.

1. Нисколько не колеблясь, арендатор принял условие договора. 2. Окон-чив школу, приехал в Нижний Новгород и поступил в НГТУ. 3. Не зная правил дорожного движения, не садись за руль. 4. Выезжая из гаража, проверьте тормоза. 5. Получив письмо, он собрался в дорогу. 6. Проводя изыскания, отряд уходил все дальше в тайгу.

 

Задание 34. Исправьте ошибки, заменяя неправильно употребленный деепричастный оборот.

1. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности. 2. В тот день, выезжая из гаража, тормоза барахлили. 3. Нажав на тормоз изо всех сил, машина все-таки врезалась в стол. 4. Не соблюдая правил дорожного движения, ждет опасность. 5. Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя подбежав к горящей машине.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: в 2-х ч. - Саратов, 2001.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2001.

4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

7. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов-на-Дону, 2001.

8. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. - Санкт-Петербург, 2001.

9. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. - М., 2002.

10. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. - М., 2002.

11. Львова Ф.И. Язык в речевом общении. - М., 1992.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986.

13. Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум. - М., 1997.

14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987.

15. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку. - М., 1989.

16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1985.

17. Русская речь. Официально-деловой стиль: Методические разработки по культуре русской речи для студентов педагогических вузов: В 2-х ч. - Нижний Новгород, 2001.

18. Русский язык и культура речи/ Под ред. проф. В.И.Максимова. - М., 2001.

19. Словарь иностранных слов. - М., 1987.

20. Словарь ударений русского языка/ Под ред. М.А.Штудинера. - М., 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.