Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Носит исключающий характер




Пучок частичных правомочий

Правила игры “в условиях рынка”.

Четкое распределение прав между субъектами ведет к тому, что все результаты деятельности касаются только его, если он не получает доход, то он неэффективный собственник и через рынок необходимо передать права другому лицу.

В различных странах существуют свои правовые системы: романо-германская, англосаксонская системы, мусульманское право, китайское право, социалистическое право и т.д. Содержанию рыночных отношений наиболее соответствуют две системы: англосаксонская (США и Англия) и романо-германская (характерна для европейских стран).

Собственность – сложный пучок правомочий, при этом правомочия на один и тот же ресурс могут принадлежать разным людям. Полное определение права собственности предложено английским юристом А. Оноре:

§ право владения – “физический контроль над собственностью и намерение осуществлять исключительный контроль, в том числе посредством представителей владельца, агентов;

§ право пользования – право на личное использование вещи;

§ право распоряжения или управления – право на принятие решений, как и кем вещь может быть использована;

§ право присвоения или право на доход – обладание благами, проистекающими от предшествующего личного использования вещи или от разрешения другим лицам пользоваться ею;

§ право на остаточную стоимость – право на отчуждение, потребление, продажу, изменение или уничтожение вещи;

§ право на безопасность, гарантирующее иммунитет от экспроприации;

§ право на переход вещи по наследству или по завещанию;

§ бессрочность – неограниченность обладания правомочиями во времени, если иное не оговорено специально в контракте;

§ право на запрещение вредного использования – право запретить использовать вещь, если это связано с производством негативных внешних эффектов;

§ ответственность в виде взыскания – возможность изъятия вещи в уплату долга;

§ остаточный характер – ожидание “естественного” возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи.

Неоинституциональная теория за основу прав собственности использовала англосаксонскую правовую систему. В отличие от романо-германской системы, в которой частная собственность провозглашалась неограниченной и неделимой; англосаксонская система допускает раздробления права собственности между лицами.

Формирование собственности обусловлено ограниченностью ресурсов “ без какой-либо предпосылки редкости бессмысленно говорить о собственности ”.

N. Toumanoff. P.G. Theory of market failure – “Kyklos”, 1984, v.37, №4.

Поэтому основным свойством собственности является ее исключающий характер: если присвоение ресурса осуществляет один субъект, отчуждается от собственности другой.

Отсутствие исключений из доступности к ресурсам предполагает ничейный характер собственности. То есть, не возникает никаких отношений между людьми по поводу ресурсов: нет объекта собственности.

 

Права собственности должны быть распределены между экономическими субъектами, то есть специфицированы.

Спецификация прав собственности – процесс закрепления как можно большего числа прав на какое-либо экономическое благо за конкретным субъектом. Обратный процесс – размывание прав собственности.

Примером размывания прав собственности является существование государственной собственности (общенародной) в СССР. Большинство прав собственности на ресурсы было сконцентрировано в руках государства. Однако из-за огромных масштабов и обезличенности аппарата государственного управления эти права были фактически не специфицированы: не было ясно, за каким государственным органом закреплено то или иное частичное правомочие. Государство фактически не могло контролировать “движение” частичных правомочий на большинство объектов по исполнительной вертикали.

Основная цель спецификации - закрепление прав собственности за субъектом для обеспечения эффективного использования ресурсов.

Спецификация прав собственности – сложный эволюционный процесс, который определяется национальными традициями, уровнем развития страны, сложившейся системой отношений, собственности и т.д.

Спецификация означает:

приобретение прав собственности теми, кто ценит их выше и может извлечь большую пользу;

Если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, - пишет Р. Коуз,- их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или развлечения ”.

Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., 1993. С. 14.

– закрепление за каждым правомочием четко определенного собственника, а не определение единого и абсолютного собственника ресурса;

– формирование комбинаций правомочий, соответствующих той или иной форме собственности.

В зависимости от специфицированности пучка правомочий различают формы собственности. Формирование различных форм собственности определяется эволюцией рыночных отношений: в современном рыночном хозяйстве сочетаются государственная, частная, коллективная формы собственности.

Пример. Процесс спецификации прав собственности может происходить: а) стихийно и б) на основе законодательства той или иной страны.

а) Примером стихийной спецификации являются: изделия кооператива “Мондригон” в Испании, сельскохозяйственные кооперативы в США, то есть, на базе частной формы собственности формируется коллективная. Программа ИСОП, реализуемая в фирмах США. В соответствии с этой программой работникам передается до 50% собственности, привлечение к управлению фирм через “кружки качества”, участие в работе совета директоров.

б) В России. В 1993-1995 гг. осуществляется активный процесс спецификации прав собственности – на базе государственных предприятий формировались акционерные общества. По первому варианту трудовой коллектив имел право на бесплатное получение привелигированных акций (в размере 25% от общего числа акций и 10% обыкновенных акций). Администрации - 5% обыкновенных акций, остальная часть акций оставалась у государства. Таким образом, на основе закона Российской Федерации осуществлялась спецификация прав собственности: преобразование государственной в частную.

Функционирование экономической системы (в том числе, рыночной) зависит от спецификации прав собственности, эту зависимость выявил Рональд Коуз (теорема Коуза).

Коуз рассматривает пример: земледелец выращивает пшеницу,скотовод разводит скот, который стравливает посевы. Если скотовод несет ответственность за ущерб земледельца,то возможны три варианта: либо скотовод платит земледельцу за недопроизведенную пшеницу, либо сам станет арендовать участок земледельца,заплатив фермеру альтернативные издержки. Результат перераспределения прав собственности – максимизация дохода всех субъектов.

Теорема Коуза: если права собственника четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства (конечный результат) будет оставаться неизменной независимо от изменений, в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода).

Трансакционные издержки – это издержки, связанные с передачей прав собственности в процессе обмена.

 

Институт собственности и процесс ее спецификации является не только необходимым условием функционирования рыночной экономики, но и выгоден для субъектов:

§ Во-первых, уменьшается неопределенность во взаимоотношениях субъектов.

Права собственности определяют “правила игры” в условиях рынка: “ Именно права собственности… определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса ”.

П. Хейне. Экономический образ мышления. - С. 325.

Это способствует большей информированности и обеспечению с наименьшими издержками своих интересов.

§ Во-вторых, спецификация прав собственности (частной формы собственности как основы рынка) позволяет оптимизировать использование ресурсов.

Право частной собственности означает, что экономический субъект обладает всем пучком прав собственности. Производитель в условиях жесткой конкуренции имеет возможность получать прибыль главным образом путем снижения издержек и повышая качество товара. Реализуя собственный интерес(максимизация прибыли), он обеспечивает реализацию интересов покупателя, то есть обеспечивается общественное благосостояние. Таким образом, институт частной собственности через рыночный механизм создает стимулы для реализации экономической эффективности.

Экономическая эффективность достигается при четкой спецификации прав собственности.

§ В-третьих, если издержки по спецификации и защите прав частной собственности чрезвычайно высоки, а выгоды – малы (проявление недостатков рынка), то часть пучка прав собственности передается правительству (другим лицам) и формируется государственная (коллективная) собственность и, как следствие, переход к нерыночному способу координации.

Степень сосредоточения прав собственности не должна быть чрезмерной, так как возможно формирование “трагедии общественной собственности” – нерациональное, варварское потребление ресурсов.

 

На основе сложившейся системы прав собственности осуществляется взаимодействие трех основных субъектов рыночной экономики: домашнего хозяйства, фирмы, государства, а также опосредующих это движение – финансово-кредитных учреждений.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

- обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

- самостоятельно принимает решения;

- является собственником какого-либо ресурса;

- стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Предприятие – экономическая единица, которая:

- использует ресурсы для изготовления продукции с целью ее продажи;

- стремится к максимальной прибыли;

- самостоятельно принимает решения.

Государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Финансово-кредитное учреждение – субъект, регулирующий движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка.

Процесс взаимодействия между ними можно рассмотреть с помощью модели экономического кругооборота:

Экономический кругооборот – движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным движением денежных доходов и расходов.

Условия анализа модели кругооборота:

1) Не рассматривается поведение финансово-кредитного учреждения.

2) Домашние хозяйства все доходы используют на потребление, фирма не совершает накопления.

3) Абстрогировались от влияния мирового рынка.

 

 

- Домохозяйства предъявляют спрос на товары и услуги, осуществляя расходы. Источником осуществляемых расходов является доходы (заработная плата, проценты, прибыль, рента), полученные от продажи ресурсов (труда, капитала, предпринимательской способности, земли).

- Фирмы предъявляют спрос на ресурсы и несут расходы в форме издержек. Предложение фирмой товаров и услуг принимает денежную форму дохода (при условии продажи).

- Участником кругооборота является и государство. Оно предоставляет в пользование общественные товары, а также денежные выплаты (пенсии, пособия, дотации и т.д.).

Общественные товары – товары, пользование которыми возможно всеми, независимо от того, платят за них или нет. С их помощью осуществляется координация деятельности всех субъектов рыночной экономики.

Необходимые ресурсы, товары и услуги государство закупает у домохозяйств и фирм на рынках ресурсов, товаров и услуг.

 

Модель кругооборота показала:

1. С прос и предложение взаимодействуют – спрос формирует предложение, а предложение развивает спрос.

2. Реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов.

3. Координация действий основных экономических субъектов осуществляется с помощью рынков через механизм равновесных цен.

4. Между этими рынками тесное взаимодействие: изменение на одном - приводит к изменениям на другом.

5. Домохозяйство и фирмы реализуют свои интересы, государство создает для этого необходимые условия, каждый из субъектов зависим друг от друга.

 

Мы показали взаимодействие экономических субъектов на примере двух рынков, но наряду с ними существуют и другие рынки, которые связаны друг с другом.

 

Всю совокупность многочисленных рынков можно классифицировать по ряду признаков.

Классификация структуры рынка

1. В зависимости от соотношения спроса и предложения

§ Рынок продавца. Вид рынка, где спрос на товар больше, чем его предложение. Черты рынка продавца:

- наличие дефицита;

- недостаточное качество товара;

- высокие цены.

Для России характерен рынок продавца: высокая степень монополизма, высокие цены - до 200% торговой наценки, насыщенность товаров составляет 80% от потребностей.

§ Рынок покупателя. Тип рынка, где предложение превышает спрос. Основные черты:

- отсутствие дефицита;

- улучшение качества продукции;

- тенденция к снижению цен.

2. По экономическому назначению объектов рынка

§ Рынок товаров и услуг. Рынок, на котором домашние хозяйства осуществляют покупку товаров и услуг для личного потребления.

§ Рынок ресурсов. Купля-продажа первичных (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) и промежуточных (полуфабрикаты) ресурсов.

§ Финансовый рынок. Купля-продажа финансовых средств (денег, валюты, ценных бумаг, ссудных капиталов).

§ Информационный рынок. Купля-продажа информационного продукта (деловой, коммерческой, научной и другой информации). В России он находится в процессе формирования.

§ Рынок интеллектуального продукта. Купля-продажа услуг культуры, здравоохранения, образования, инноваций, а так же любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности.

3. По географическому принципу

§ Местный рынок. Сфера обмена охватывает территорию области, края, города.

§ Региональный рынок. Территориальный рынок с ярко выраженными региональными особенностями.

§ Национальный рынок. Совокупность рынков, действующих в пределах какой-либо страны.

§ Мировой рынок. Отношения купли-продажи между представителями различных стран, характеризующиеся крупномасштабностью и регулярностью товарных сделок, ведением расчетов в свободно-конвертируемой валюте.

4. По степени ограничения конкуренции

§ Рынок совершенной конкуренции. Рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации.

§ Рынок монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары.

§ Чистая монополия. Рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. Частный случай - монопсолия, то есть монополия покупателя.

§ Олигополия. Рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.

5. По отрасли

§ Автомобильный, компьютерный и т. д.

6. По характеру продаж

§ Оптовый рынок. Продажа экономических ресурсов, товара и услуг крупными партиями между фирмами.

§ Рынок розничной торговли. Продажа товаров и услуг для конечного личного потребления.

 

Завершая данный вопрос, можно сделать следующие выводы:

1. Отношения между субъектами закрепляются в праве собственности.

2. Различия в формах собственности проявляются в пучке правомочий, которыми располагает субъект.

3. В процессе обмена те или иные права передаются наиболее эффективному собственнику.

4. Спецификация прав собственности обуславливает экономическую эффективность.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что Вы понимаете под правом собственности?

2. Возможна ли ситуация, когда у одной и той же вещи есть несколько собственников?

3. При каких условиях наличие нескольких собственников препятствует эффективному использованию ресурсов?

4. Почему спецификация прав собственности необходима и выгодна субъектам рынка?

5. Почему неоинституциалисты предпочитают англосаксонскую модель романо-германской модели?

6. Что понимается под экономическим кругооборотом?

7. Покажите на примере взаимодействие между рынком товаров и услуг и ресурсным рынком.


4. Институциональная структура рынка и трансакционные издержки

 

Экономические связи между людьми, способы их взаимодействия, становясь повторяющимися, устойчивыми, нормами и правилами поведения, закрепляются в институтах.

Институты – формальные и неформальные нормы поведения, позволяющие индивидам координировать свои действия.

Формальные нормы поведения – нормы поведения, зафиксированные в законе (институт частной собственности, акционерное общество, условия осуществления предпринимательства и т.д.).

Неформальные нормы поведения могут проявляться в включении наиболее выгодных партнеров в рамки семейно-родственных и социальных структур (коррупция, мафия, нелегальная экономическая деятельность).

Появление институтов связано с углублением общественного разделения труда, которое обусловило переход от персонифицированного обмена (когда субъекты друг друга хорошо знали) к обезличенным экономическим связям.“… разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми – сложных как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временной протяженности”.

Д.К. Норт, Институты и экономический рост: историческое введение.THESIS, Т.1, вып.2, М.: Начала-Пресс, 1993. – С. 71.

Второй причиной появления институтов является усиление неопределенности в экономической среде: т.е. возникновение явлений, которые субъекты не могут прогнозировать (отсутствие знания о потенциальном спросе, покупатель не сориентирован в разнообразном ассортименте товаров и т.д.). Для упрощения информационного обмена между субъектами необходимы устойчивые правила: “приходится создавать сложные институциональные структуры, которые ограничивали бы участников и тем самым минимизировали бы потери от вышеперечисленных причин”.

Д.К. Норт, Институты и экономический рост: историческое введение.THESIS, Т.1, вып.2, М.: Начала-Пресс, 1993. – С. 71.

 

Институциональная структура рынка – это система взаимосвязанных институтов, являющаяся результатом многовековой социально-экономической эволюции.

Виды институтов в рыночной экономике

1. Внешние экономические институты:

а) формальные институты (нормы поведения при осуществлении экономической деятельности, принятые в обществе) обеспечивают законность в стране, определяют основные нормы поведения (Конституция, Гражданский кодекс, законы, указы, постановления);

б) создают условия для экономической деятельности (правительственные учреждения, учреждения местной власти);

в) обеспечивают ответственность и обязательность выполнения контракта (арбитражный суд).

2. Внутренние экономические институты обеспечивают возможность эффективного осуществления сделок, снижают неопределенность, способствуют экономической эффективности и т.д. К ним можно отнести традиции и социокультурные стереотипы: договор (важнейший институт), право собственности, финансово-кредитные учреждения, фирма, домохозяйство, рынок, биржа, товарные знаки и марки, общественные организации (профсоюзы, союзы потребителей, союз предпринимателей и т. д.)

 

Экономическое развитие общества предполагает эволюцию институтов, которая определяется:

1) Изменениями относительных цен. В результате будет предпринята попытка перезаключить соглашение с учетом изменившихся цен. “ Если перезаключение договора требует внесения изменений в какое–либо фундаментальное правило, один или оба участника обмена могут пойти на затраты ради того, чтобы эти правила изменить ”. (См. там же С.80) Например, для современной фирмы характерно выплата части зарплаты в форме акций фирмы для стимулирования их труда. Происходит изменение в договоре найма, а, следовательно, меняется и содержание частной фирмы: сособственниками являются владелец фирмы (обладает контрольным пакетом акций) и наемные работники.

2) Накопление опыта и знаний экономических субъектов (повышение образования, мобильность населения и т.д.).

3) Изменения в предпочтениях.

 

Становление институтов рыночной экономики – длительный и сложный процесс. Он может осуществляться эволюционным путем: постепенное изменение в системе экономических отношений - формирование особых интересов отдельных групп - изменение института.

Пример. Эволюционный путь развития можно представить на примере Италии: в северных районах были закреплены традиции гражданского участия в управлении государством, нормы взаимности и доверия. На юге Италии процветала мафия, которая использовалась государством до 70-х годов 20 в. (обеспечение стабильности в регионах, сбор налогов и т.д.).

В России наблюдалась цикличность в формировании институтов. Например, ранний соборный идеал в Киевской России проявлялся затем в развитии соборности в 1917- середине 1918 гг. Авторитарное руководство и деспотизм Петра 1 проявился в сталинизме в 20 веке.

Формирование институциональной структуры может осуществляться революционным путем: правительство создает институты, опираясь на уже известные образцы в других странах; воспроизводство образцов уже существовавших в истории страны. Основная проблема – соответствие импортируемых институтов социальным, экономическим, культурным и т. д. процессам.

Пример. Примером из российской истории может послужить период после Октябрьской революции 1917 г., когда институты нового общества формировались по образцу, представленному в теории марксизма.

В качестве примера можно представить также реформы Петра 1 как пример институциональной трансформации. Послевоенное развитие Японии, где институциональное развитие проводилось под руководством США (реорганизация семейных корпораций, распределение американской модели внутрифирменного управления и т. д.).

Процессы становления и функционирования институтов, связаны с издержками получения информации. Разновидностью информационных издержек являются трансакционные издержки.

Трансакционные издержки - издержки, связанные с передачей прав собственности в процессе обмена.

Существование трасакционных издержек определяется, во-первых, неразвитостью информационного рынка (это прежде всего относится к бывшим социалистическим и развивающимся странам) и искажением ценовых сигналов в результате монополизации современного рынка. Во-вторых, оппортунизм в поведении субъектов, а также усиление асинхронности в получении информации (использование различных источников) ведет к росту трансакционных издержек.

.

Трансакционные издержки можно классифицировать в зависимости от этапов заключения сделки.

Таблица1. Виды трансакционных издержек

Издержки до заключения сделки Издержки после заключения сделки
Издержки поиска информации включают затраты на поиск информации о потенциальном партнере, о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. Издержки ведения переговоров включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки Издержки измерения касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка. Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое или нелегальное (неформальное) оформление сделки. Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение уклонения от выполнения этих условий. Издержки спецификации и защиты прав собственности включают: расходы на содержание судов, арбитража; затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и надежной защиты. Издержки защиты от третьих лиц включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, организованной преступности и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки.

 

Источником трансакционных издержек является так называемый трансакционный сектор: оптовая и розничная торговля, банковский сектор, операции с недвижимостью, управленческие расходы, судебные издержки, страховой сектор. Согласно расчетам Д. Норта и Дж. Уоллиса доля трансакционных издержек в США увеличилась с 26% ВНП в 1870 г. до 55% ВНП в 1970 г. Рост трансакционных издержек определяется, по мнению данных экономистов, углублением общественного разделения труда, технический прогресс на транспорте и промышленности, увеличение роли государства в экономике. Величина издержек определяется количеством участников: чем больше число участников, тем более сложен процесс согласования их действий и выше издержки.

 

Экономисты, анализируя динамику трансакционных издержек, делают следующие выводы:

1. От величины трансакционных издержек зависит способ координации, используемый в условиях современного рынка, иерархия или спонтанный порядок.

Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз из экономического центра.

Спонтанный порядок – передача информации через ценовый механизм.

2. Рост трансакционных издержек обуславливает необходимость совершенствования институциональной структуры рынка. Не зря трансакционные издержки называют “издержками эксплуатации экономической системы” (К.Дж. Эрроу).

 

Выводы, сделанные экономистами, подтверждаются эволюцией рыночной экономики. В начале 20 века усложнение экономических процессов и неспособность рынка их самостоятельно решать (см. вопрос 1 данной темы) привело к значительному росту трансакционных издержек. Это обусловило процесс изменения прав собственности и формирование наряду с частной - государственной собственности, а, следовательно, и изменение роли государства в экономике. Основная цель государственного вмешательства в экономику состоит в уменьшении рыночных недостатков и создание оптимальных условий для реализации достоинств рынка.

 

В условиях рынка государство выполняет 3 функции:

1. Обеспечение эффективности. Эта функция предполагает действия по обеспечению обороноспособности; охране окружающей среды; поддержке производственной и социальной инфраструктуры (энергетика, транспорт, образование, медицина и т.д.); защиту конкуренции (антимонопольная политика и поддержка малого и среднего бизнеса). Государство обеспечивает соответствие формальных институтов изменяющимся экономическим процессам через систему правового регулирования.

2. Обеспечение справедливости. Реализация данной функции предполагает установление гарантированного минимума оплаты труда, индексации доходов, налоговое выравнивание доходов, материальную помощь уже неработающим и еще неработающим.

3. Обеспечение стабильности. Применение данной функции предполагает борьбу с инфляцией, предотвращение экономических кружков и т.д. Осуществляется эта функция через денежно-кредитную, фискальную политику государства, промышленную и научно-техническую политику.

 

Таким образом, современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов в экономике, т. е. сформировалась смешанная экономика. В зависимости от сложившейся институциональной структуры различают модели смешанной экономики.

 

Таблица 2. Основные модели смешанной экономики

Модели Социальное рыночное хозяйство Англосаксонская модель Корпоративная экономика
Критерии
Целевая направленность государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора в экономике Достигает 30% Около 10% Незначительная
Наиболее типичные государства Германия США Япония

 

 

Роль институциональных систем велика: они могут благоприятствовать экономическому росту (система пожизненного найма и коллективизм в Японии), могут и противодействовать (партийно-идеологическая направленность экономики СССР, мафия в Италии, развитие теневой экономики и коррупции в России). Поэтому развитие соответствующей институциональной структуры в стране – необходимое условие экономического роста.

Выводы. Институты - это нормы и правила, определяющие взаимодействие между людьми. Институты многообразны; определяются экономическими, социальными, культурными процессами в стране. Совокупность институтов определяет характер и динамику экономических процессов в стране. Процессы становления и эволюции институтов определяют уровень трансакционных издержек. Их динамика – барометр, показывающий, насколько соответствует институциональная структура экономическим реалиям в обществе. Эволюция институциональной структуры рынка, обусловленная объективными процессами в экономике, проявилась в становлении смешанной экономики, объединяющей частный и государственный сектор.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под институтом? Каковы пути его развития?

2. Каковы причины институциональных изменений?

3. Назовите источники роста трансакционных издержек.

4. Что понимается под трансакционными издержками? Какова их классификация?

5. Какое влияние оказывает изменение трансакционных издержек на эволюцию экономических институтов?

 


5. Переход к рынку России: особенности и последствия

 

Причиной перехода к рынку России является кризис централизованно-управляемой экономики:

- неспособность огосударствленной экономики обеспечить экономический рост; прирост ВНП в 1950-1970 гг. составлял 5%, в 1970-1989 гг. – 2%;

- наличие скрытой безработицы: число безработных по методике МОТ составляло 5% населения;

- сверхмонополизация и деформированность экономики с крайне большой степенью милитаризации (до 50% ВНП – продукция, связанная с военными целями);

- тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рациинирование;

- отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности и господство социального иждивенчества, патерналистской психологией большинства населения;

- низкие доходы населения: доля населения, получившая доходы ниже прожиточного уровня составляла от 35 до 26%.

Основой приватизации в России была теоретическая разработка содержания и основных проблем переходного периода, осуществленная в экономической литературе:

1. Различают 3 типа переходных экономик: традиционные (страны ОПЕК, страны с низким уровнем развития), а также новые “переходные экономики” (бывшие социалистические страны и латиноамериканские страны с низким уровнем экономического роста и высокой инфляцией).

2. Разработано 2 концепции перехода к рынку: эволюционный путь развития и “шоковая терапия”.

Концепция эволюционного пути перехода к рынку предполагает:

1) Медленные и последовательные реформы.

2) Источником рыночных преообразований является государство.

3) Смягчение социальных и экономических последствий реформ.

Классическим образцом данной политики являются Венгрия и Китай (рост ВНП до 10% в год).

Шоковая терапия основана на идеях монетаризма и разработана Джеффри Саксом для практического применения в латиноамериканских странах в 80-е годы. Основные моменты данной концепции:

- одномоментная либерализация цен;

- снижение государственных расходов и ограничение роли государства;

- проведение политики замораживания зарплаты, повышение ставки банковского процента;

- быстрые сроки проведения;

- отказ от денежной эмиссии.

Классическим вариантом является Польша: рост цен в 1990 г. был 250%, через 4 года он снизился до 20-30% и переход к экономическому росту.

3. Определена основная цель переходного периода – повышение экономической эффективности. К закономерностям переходного периода относят: ограничение прямого вмешательства государства в экономику, макроэкономическую стабилизацию экономики, приватизацию и усиление открытости экономики.

Макроэкономическая стабилизация – политика, способствующая уменьшению дефицита госбюджета, отказу от денежной эмиссии, проведению эффективной денежно-кредитной, фискальной и промышленной политики.

Необходимость макроэкономической стабилизации объясняется тем, что в условиях инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на кризис. Производители будут отказываться инвестировать средства в производство, так как не могут рассчитывать на получение прибыли.

Приватизация – продажа или безвозмездная передача государственной собственности в частные руки.

Необходимость приватизации определяется тем, что по своей природе рыночные отношения требуют централизованного принятия решений, что может обеспечить частная собственность.

Закрытость советской экономики от мирового рынка явилась одной из причин отставания промышленности России. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Значение интеграции в мировую экономику является особенно актуальным в настоящее время, в связи с процессами интернационализации в мировой экономике.

 

Переход к рынку России был начат в 1992 г. Целью переходного периода являлось формирование социальной рыночной экономики.

Модель социальной рыночной экономики предполагает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

 

Основными задачами перехода к рынку России были:

1. Разгосударствование экономики, приватизация, развитие предпринимательства.

Целями приватизации в России были: формирование слоя частных собственников предпринимателей; повышение эффективности производства; создание конкурентной среды; содействие демонополизации экономики; привлечение иностранного капитала; фискальные цели приватизации. Приватизация в России прошла несколько этапов: 1) Массовая ваучерная приватизация: передача определенной доли государственной собственности жителям России. Цена ваучера была незначительна, поэтому большая часть государственной собственности была перераспределена в пользу финансовых институтов. 2) В соответствии с Законом о приватизации осуществлялось образование на основе бывших государственных предприятий акционерных обществ. Коллектив предприятия получал ряд льгот (беспланая передача части акций), балансовая стоимость оборудования была занижена. По результатам акционирования 75% акций первоначально было сосредоточено у коллектива, но в связи с почти бесплатной прадажей акций и недоверия к администрации акции продавались за бесценок внешним акционерам. 3) В 1993 г. проводилась малая приватизация (сфера услуг): продажа по конкурсу, через аукционы или посредством выкупа арендованного имущества. К 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВНП России. 4) В 1995 г. приватизация госсобственности осуществлялась через залоговые аукционы: правительство получает кредит под залог федеральных пакетов акций наиболее привлекательных компаний. 5) В 1997 г. принят новый закон, в соответствии с которым приватизируются не предприятия, а имущественные доли предприятий.

2. Формирование рынка и рыночной инфраструктуры, формирование мотивационного механизма развития предпринимательства.

Инфраструктура рыночной экономики – совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима и функционирования.

Рынку товаров и услуг соответствуют товарные биржи, фирмы оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы. Нормальное функционирование финансовых рынков обеспечивают банки, страховые компании, фондовые биржи. Предпринимательская деятельность предполагает использовать услуги рекламных фирм, юридических контор, аудиторов.

3. Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках централизованно-управляемой экономики.

4. Постепенное ограничение государственного контроля над ценами и переход к свободному ценообразованию.

Одномоментная либерализация цен в России произошла в 1992 году, она спровоцировала инфляцию. В 1992 году она составляла 2500%, при прогнозе 200-250%. Инфляция в России была длительной, так как не осуществлялось жесткой денежно-кредитной и фискальной политики (работал печатный станок, выдавались беспроцентные кредиты, осуществлялись неэффективные государственные расходы). Поэтому большинство экономистов считают, что в России был “шок без терапии”.

5. Проведение жесткой фискальной и денежно-кредитной политики, промышленной политики.

6. Осуществление социальной политики.

7. Либерализация внешнеэкономической деятельности.

 

В результате проводимой реформы сформировалась частная собственность как основа экономики, институты рыночной инфраструктуры; ценообразование осуществляется через взаимодействие спроса и предложения (хотя сильны монополистические тенденции), постепенно формируется модель рыночного поведения россиян, страна стала открытой.

 

В то же время в экономики проявились негативные последствия перехода к рынку:

1. В результате проведенной приватизации сформировался рентоориентированный собственник.

2. В институциональной структуре экономики отсутствует рынок земли, институт банкротства, постоянное присутствие взаимных неплатежей и бартерных операций (до 2/3 расчетов).

3. Структурная асимметричность рынка – наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг и слабость рынков капитала и труда.

4. Для микроуровня характерным является большое количество убыточных фирм (30% в промышленности и 2/3 в сельском хозяйстве), избыточная занятость в фирмах, резкое снижение выпуска и конкурентоспособности товаров.

5. Усиление диспропорциональности в экономике: отток капитала из реального сектора в финансовый, разрушение наукоемких отраслей.

6. Уровень производства упал в два раза, и доходы населения снизились в 2,5 раза, занятость уменьшилась на 20%, для экономики характерен бюджетный дефицит (30%) и государственный долг.

 

В качестве причины данных процессов экономисты называют:

1. Непродуманность программы перестройки экономики и неэффективное выполнение государством своих функций.

В России для государства является характерным: несоблюдение им же принятых “правил игры” (неплатежи по госзаказам, невыплата заработной платы бюджетникам и т.д.); принятие законов не обеспечивается механизмов их реализации; не осуществляется защита предпринимательства (особенно малого); отсутствие четко разработанной программы осуществления реформ.

2. Политическая нестабильность России и коррупция политиков.

3. Недостаточная спецификация прав собственности.

4. Криминализация экономических структур.

5. Чрезмерный монополизм в экономике.

 

Эволюция российской экономики подтверждает вывод об общих закономерностях переходной экономики. Переходный период к рынку – период, в течении которого завершается разрушение централизованно-управляемой и формируется институциональная система рыночной экономики. Основной закономерностью перехода к рынку является приватизация, в России она осуществлялась в форме ваучерной и денежной приватизации.

 

Для переходной экономики характерен трансформационный спад, который принимает угрожающий характер в России. Условием обеспечения экономического роста является повышение эффективности государственного регулирования, создание условий для реализации предпринимательской деятельности.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы общие закономерности перехода к рынку?

2. Каковы цели приватизационного процесса в России?

3. Каковы основные методы приватизации государственных предприятий?

4. Почему для перехода к рынку необходима макроэкономическая стабилизация и приватизация?

 

 


Основные выводы по теме “Основы теории рыночной экономки. Проблема перехода к рынку России”

1. Рынок является механизмом, связывающим вместе покупателя и продавца на основе добровольного обмена между ними.

2. Функционирование рынка предполагает существование частной собственности, свободного ценообразования и конкуренции.

3. Рыночный механизм имеет как достоинства, так и недостатки.

4. Основными субъектами рынка являются домохозяйство, фирма, государство.

5. Эффективность функционирования рынка определяется сложившейся институциональной системой.

6. Процессы формирования и функционирования институциональной системы предполагает существование трансакционных издержек.

7. Осуществление государством основных экономических функций позволяет снизить трансакционные издержки.

8. Переход к рынку – объективный, длительный и сложный процесс, имеющий общие закономерности и особенности в разных странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.223 сек.