Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы поддержания организационной культуры 1 страница




 

Обычно организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, заносят в нее «вирус» другой культуры. Какая из культур «выживет», во многом зависит от ее силы, т. к. последнее влияет на интенсивность определенных образцов поведения.

Сила культуры организации определяется тремя моментами:

- «толщина» культуры;

- степень разделяемости культуры членами организации;

- ясность приоритетов культуры.

«Толщина» организационной культуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями веры и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации.

В некоторых культурах разделяемые верования и ценности четко ранжированы. Их относительная важность и связь между ними не уменьшают роли каждой их них. В других культурах относительные приоритеты и связи между разделяемыми ценностями не так ясны. В первом случае достигается больший эффект с точки зрения влияния на поведение людей, так как у них формируется уверенность в том, какая ценность должна преобладать в случае конфликта интересов.

Таким образом, сильная культура «толще», она разделяется большим числом работников и более четко определяет приоритеты, а соответственно, имеет более глубокое влияние на поведение в организации.

Сильная культура не только создает преимущества для организации. Следует иметь в виду, что сильная культура является в то же время серьезным препятствием на пути проведения изменений в организации. «Новое» в культуре вначале всегда слабее. Поэтому считается лучше иметь умеренно сильную культуру в организации.

Существуют методы поддержания организационной культуры, которые не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей. По мнению О.С. Виханского и А.И. Наумова, основными группами методов поддержания организационной культуры являются следующие:

Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.

Реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе ее и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию у организации есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность «номер один», видимо, примут второй вариант. Такой поступок руководства превратится со временем в организационный фольклор, что несомненно усилит данный аспект культуры в компании.

Моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненным через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе. Так, учебный фильм может концентрировать внимание на чистоте рабочего места. Менеджер сам может также демонстрировать подчиненным, например, определенное отношение к клиентам или умение слушать других. Постоянно концентрируя на этих моментах внимание, менеджер помогает поддерживать определенные аспекты организационной культуры.

Критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так, распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией. Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что данный метод часто используется не в полной мере и не систематически.

Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в организации. То из чего исходит организация и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры. Так, присущая конвейерному производству текучка кадров на сборочных линиях побудила многие компании перейти либо к групповому подходу в работе, либо к переходу на тележечную сборку в рамках комплексной бригады.

Поддержание организационных символов и обрядности. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но также через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников.


Глава 9. ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

 

В управленческой литературе принято выделять следующие 11 принципов рационализации:

1) концептуализация;

2) алгоритмизация;

3) нормализация;

4) систематизация;

5) классификация;

6) концентрация;

7) специализация;

8) стандартизация;

9) унификация;

10) персонификация;

11) регламентация.

Рассмотрим каждый принцип рационализации более подробно.

1. Принцип концептуализации

Исходная основа рационализации - это выбор концепции повышения организованности системы. Она формируется на основе базовых целей системы и включает в себя концепцию рациональной организации и концепцию самой рационализации.

Концепция рациональной организации устанавливает:

- уровень организованности, необходимый для достижения целей системы;

- основную идею рациональной организации, реализация которой должна обеспечить необходимый уровень организованности (например, ритмичность и синхронизация, автономизация подразделений и т.д.);

- тип и основные характеристики рациональной структуры;

- основные характеристики рациональной динамической организации.

Концепция рационализации определяет:

- основную идею рационализации - каким образом в существующих условиях и при имеющихся возможностях обеспечить наиболее оперативный, эффективный и надежный переход к рациональной организации;

- характер изменений статической и динамической организации системы;

- основное направление рационализации с выделением отдельных этапов и постановкой частных этапных задач;

- ресурсы, в том числе и временные, необходимые для осуществления рационализации;

- критерии рациональности, которые могут свидетельствовать о достижении необходимого уровня организованности.

Концепция повышения организованности системы проявляется в ходе реализации всех основных принципов рационализации, в частности принципа алгоритмизации.

2. Принцип алгоритмизации

Научно обоснованная рационализация системы, совершенствование ее статической и динамической организации предполагает использование определенного предварительно разработанного алгоритма - четкой, логически выстроенной и внутренне детерминированной программы действий. Рациональность организации обеспечивается:

- алгоритмизацией самого процесса рационализации;

- формированием алгоритмической базы последующего устойчивого функционирования системы.

Алгоритм рационализации - это алгоритм решения задачи - создать более упорядоченную, более результативную и более эффективную организацию. В нем заключена многовариантная программа поэтапного преобразования организации. По мере перехода от одних этапов рационализации к другим происходит последовательное развертывание все новых вариантов решения задачи.

Алгоритм функционирования содержит программу наиболее рационального выполнения соответствующих функций. Формирование этого алгоритма, включение его в систему организации является одной из частных задач, решение которых обеспечивает алгоритм рационализации. Многовариантность алгоритма функционирования определяется многообразием условий его осуществления.

Алгоритмизация рационализации и функционирования системы предполагает:

- четкую ориентацию действий исходя из важнейших целей системы;

- установление ситуаций, в которых может находиться система, и вариантов действий для всех наиболее вероятных вариантов развития ситуации;

- конкретность и подробность программы действий. Алгоритмизация особенно важна;

- для крупных и сложных систем, любое значительное изменение которых связано с осуществлением целого комплекса разнообразных действий, многие из которых тесно связаны между собой;

- в сложных ситуациях, когда система оказывается в центре действия многих значимых факторов;

- при высокой ответственности процессов, осуществляемых системой, когда необходимо, чтобы упорядочение организации было осуществлено оперативно и надежно.

3. Принцип нормализации

Формирование рациональной организации предполагает нормализацию условий, в которых существует и функционирует система. Эти условия должны обеспечивать возможность существования системы, сохранения ее целостности и поддержания равновесия во внешней и внутренней среде, реализации ее целей, эффективного выполнения основных функций и решения важнейших задач. Если соответствующие условия отсутствуют, то достижение высокого уровня организованности, а иногда и само функционирование системы, невозможно. Так, отсутствие в обществе необходимых экономических и правовых условий делает невозможным организованное функционирование предприятий. А неритмичная и нескоординированная работа предприятия делает невозможным рациональное функционирование подразделений.

Основные направления нормализации условий:

- изменение внешней среды путем воздействия, как на отдельные факторы, так и на среду в целом (если в качестве таковой выступает управляемая организация);

- переход в другую внешнюю среду (в другую организацию, на другой рынок, в другую сферу деятельности, в другой регион);

- изоляция от влияния внешней среды (например, предприятия - с помощью службы охраны и пропускного режима, государства - с помощью охраны государственной границы);

- изменение параметров внутренней среды, особенно тех, которые определяют функционирование системы.

Нормализация условий может быть обеспечена:

- действиями, осуществляемыми самой системой, если у нее сформирован соответствующий тип поведения;

- воздействием со стороны субъекта, осуществляющего внешнее управление системой (например, государственного учреждения).

4. Принцип систематизации

Организация, сформированная в ходе рационализации, должна быть единой целостной системой, находящейся в состоянии динамического равновесия. Это предполагает:

- единство статической и динамической организации;

- структурную упорядоченность, скоординированность основных элементов и внутрисистемных связей;

- единую ориентацию и согласованную реализацию основных процессов.

Системным должен быть и сам процесс рационализации. Каждое изменение в организации должно быть согласовано с другими изменениями. А на каждом этапе должна формироваться определенная целостная, способная функционировать система, уровень организованности которой все в большей степени должен приближаться к намеченному в исходной концепции. Системность может быть обеспечена единым управлением процессом рационализации.

Бессистемная рационализация не может принести полезных результатов. Она ведет не к повышению, а к понижению организованности любых объектов или процессов и даже к их полной дезорганизации.

5. Принцип классификации

Выработка концепции и определение направления рационализации основываются на использовании классификации систем, структур и процессов, которая позволяет:

- определить конкретный класс (тип) любого элемента организации и на основе этого установить его возможности, уровень рациональности, соответствие установленным целям и существующей ситуации;

- осуществить подразделение любой совокупности элементов организации на отдельные виды и на основе этого провести между ними соответствующее распределение ролей, функций, ресурсов и т.д.;

- выбрать конкретные классификационные типы различных элементов организации, которые должны быть включены в новую более рациональную систему.

При осуществлении рационализации используются следующие виды классификации:

1. Классификация систем.

Она позволяет установить тип объекта рационализации и на основе этого определить необходимый уровень организованности, при котором он может нормально функционировать, характер его целевой ориентации и пределы допустимых условий его существования.

2. Классификация факторов среды.

Она дает возможность определить целесообразный тип поведения данной системы по отношению к разным факторам среды (использование, изоляцию, подавление и т.д.).

3. Классификация структур, структурных элементов и внутрисистемных связей.

На ее основе определяется рациональность существующей структуры с точки зрения соответствия типа структуры целям и характеру системы, а также взаимного соответствия отдельных структурных составляющих между собой. Устанавливаются направления структурной перестройки организации.

4. Классификация процессов.

Она позволяет установить несоответствие типа процессов характеру и целям системы, особенностям структуры, взаимное несоответствие отдельных процессов между собой и тем самым определяет основные направления рациональной процессуализации.

6. Принцип концентрации

Принцип концентрации предполагает, что основные усилия при осуществлении рационализации должны быть сконцентрированы на главном объекте, главной сфере и главном направлении рационализации.

Концентрация на главном объекте предполагает выделение именно того объекта, изменение организованности которого оказывает определяющее воздействие на уровень организованности всех объектов, включенных в данную систему (например, выделение одного из цехов как главного объекта рационализации). Если рационализацию удается осуществить на главном объекте, то резко возрастает возможность осуществления ее и на всех остальных объектах, если же не удается, то все действия по совершенствованию организации на других объектах могут оказаться бесполезными.

Концентрация на главной сфере рационализации предполагает выделение той области деятельности, которая является приоритетной в обеспечении организованности данной системы.

Концентрация на главном направлении рационализации предполагает выделение направления реализации главной идеи, заключенной в концепции рационализации. Именно действия на главном направлении обеспечивают основные возможности осуществления рационализации.

Концентрация на главном позволяет обеспечить большую надежность, оперативность и результативность рационализации для соответствующих объектов, сфер и направлений. Но при этом необходимо обеспечивать их приоритетность в формировании ресурсной базы, в алгоритмизации и регламентации процесса рационализации, в практике его реализации.

7. Принцип специализации

Рациональность организации может быть обеспечена только при условии четкой и развитой специализации, сосредоточении на определенной области деятельности самой системы, ее подсистем и элементов. Специализация носит всеобщий характер. Все системы целенаправленной ориентации, как живые, так и неживые (например, технические), а также составляющие их элементы в той или иной степени специализированы. Так, органы биологических организмов специализированы на выполнение определенных функций жизнедеятельности, биологические виды - на осуществление своей роли в экосистеме, машины и механизмы - на соответствующие технологические функции, предприятия - на конкретные виды производства.

Специализация позволяет обеспечить:

- распределение функций и задач по отдельным исполнителям (исполнительным органам) соответственно имеющимся у них возможностям;

- установление роли и места каждого структурного компонента в системе;

- четкую ориентацию исполнителей на осуществление определенной деятельности;

- большую оперативность и надежность реализации процессов.

Выделяется два аспекта реализации принципа специализации:

а) установление специализации отдельных исполнителей в осуществлении процесса рационализации. Например, на предприятии одни подразделения специализируются на развитии технологии, другие - на совершенствовании управления персоналом, третьи - на улучшении условий, деятельности;

б) установление в ходе процесса рационализации более четкой и рациональной специализации в сфере основной деятельности.

Рациональная специализация должна быть установлена на всех уровнях системы. При этом, чем ниже уровень соответствующего структурного компонента, тем более специализированной должна быть его деятельность. Так, на уровне предприятия в целом устанавливается специализация в определенном виде производства, на уровне технологического отдела - специализация в области технологического обеспечения данного вида производства, а на уровне отдельного работника данного отдела - специализация на выполнение конкретных видов работ по определенному технологическому переходу.

Для осуществления рациональной специализации необходимо обеспечить:

- соответствующую целевую ориентацию исполнителей;

- формирование специализированного потенциала, создающего реальную возможность выполнения данных видов деятельности;

- четкую согласованность между отдельными специализированными процессами.

К вариантам нерационального решения проблемы специализации относятся:

- зауженная специализация, когда общий процесс излишне раздроблен и это затрудняет его скоординированность;

- чрезмерно расширенная специализация, когда отдельные исполнители оказываются не в состоянии выполнить такой широкий процесс достаточно результативно и надежно;

- специализация, не согласующаяся с целями системы, когда отдельные исполнители ориентируются на процессы, не являющиеся необходимыми для данной системы;

- специализация, при которой некоторые из необходимых для системы видов деятельности оказываются пропущенными;

- специализация, не соответствующая имеющемуся у отдельных исполнителей потенциалу.

8. Принцип стандартизации

Научно обоснованная рационализация базируется на использовании системы стандартов, типовых видов организационных элементов. Стандартизация включает в себя разработку стандартов и формирование на их основе конкретных элементов конкретных организаций.

Разработка стандарта целесообразна при следующих обстоятельствах:

а) если ярко выражена типичность соответствующих видов организационных элементов;

б) если данные типы элементов имеют многократную повторяемость, что обеспечивает возможность многократного использования стандарта;

в) если необходимо обеспечить единообразие по наиболее важным сторонам и свойствам данных видов организационных элементов;

г) если необходима предварительная подготовленность к формированию соответствующих организационных элементов, например для повышения его оперативности и надежности.

Стандарты устанавливаются субъектами управления и, как правило, на более высоком организационном уровне, чем осуществляется их использование конкретными исполнителями.

В ходе рационализации обеспечивается:

- установление некоторых наиболее существенных и универсальных стандартов, определяющих общий уровень организованности:

- формирование системы постоянно действующей стандартизации, которая обеспечит возможность разработки и использования стандартов в процессе устойчивого функционирования организации.

Выделяются следующие объекты стандартизации:

1. Процессы. Устанавливаются типовые процессы, определяется их структура, формируются типовая система реализации и система ориентации исполнителей. Примером может послужить типовой технологический процесс.

2. Процедуры. Устанавливаются не только для стандартизированных процессов, но и для всех тех, где чрезвычайное значение имеет именно последовательность осуществления (процедура юридических действий).

3. Результаты. Однозначных связей со стандартизацией процессов нет. Стандарты результатов могут устанавливаться и для нестандартизированных процессов. Основными являются именно требования к получению вполне определенного результата, обладающего заранее заданными свойствами (например, стандарт на продукцию предприятий).

4. Структуры. Могут устанавливаться только в системах, обладающих множеством однотипных структурных подразделений. На предприятии может разрабатываться типовая структура цеха, участка, отдела; в системе государственного управления - типовая структура регионального отделения федеральных органов власти.

5. Системы обеспечения деятельности (технические, материальные, энергетические, организационные, информацион-ные, кадровые и т.д.). Могут устанавливаться для соответствующего обеспечения стандартизированных процессов и для надежного получения стандартных результатов.

Стандартность не абсолютна, а относительна. В каждом стандартизированном элементе наряду с теми свойствами и качествами, которые зафиксированы в стандарте, имеется и то конкретное, что в стандарте не предусмотрено. Соотношение стандартного и нестандартного в каждом элементе должно отражать как общие требования к данному элементу, так и особенности реально сложившейся ситуации.

9. Принцип унификации

Научно обоснованная рационализация базируется в значительной мере на использовании унифицированных элементов. Унификация - это сведение многообразных конструктивных элементов к единообразию, к общему, используемому в разных системах виду. Тем самым унификация создает объективные условия и для развития стандартизации.

Унификация обеспечивает:

а) большую тесноту связи между системами, имеющими общие унифицированные элементы;

б) большую надежность и оперативность функционирования систем в связи с возможной взаимозаменяемостью унифицированных элементов;

в) улучшение характеристик функционирования систем за счет совершенствования унифицированных элементов и их меньшей ресурсоемкости.

Основные виды унифицированных элементов:

- структурные блоки и подразделения;

- внутрисистемные связи и соединения;

- структурные элементы процессов: фазы, этапы, периоды, операции, действия;

- элементы процедуры;

- элементы ресурсного обеспечения (например, оборудование и детали);

- компоненты результата (выпуск унифицированной продукции, которая может использоваться в разных производственных или потребительских системах).

Развитие унификации определяется:

- масштабом унификации, то есть пространством, в котором функционируют системы, имеющие общие унифицированные элементы;

- плотностью унификации, то есть долей унифицированных элементов в общем числе элементов данных систем.

10. Принцип персонификации

Рациональная организация может быть сформирована только при условии персонификации полномочий и ответственности за функционирование структур и осуществление процессов. Рациональность обеспечивается: во-первых, персонификацией самого процесса рационализации; во-вторых, созданием устойчивой персонифицированной системы функционирования организации. Такая система предполагает персонификацию как управления организацией, так и исполнения важнейших процессов ее жизнедеятельности. В сфере управления целесообразна персонификация:

- установления ориентиров деятельности;

- принятия решений;

- координирующего руководства;

- распоряжения ресурсами;

- контроля за деятельностью;

- оценки результатов деятельности;

- ответственности за создание условий деятельности исполнителей.

В сфере исполнения персонифицируются:

- внутрисистемные горизонтальные связи;

- принятие к исполнению заданий субъекта управления;

- выполнение конкретных действий в рамках основной деятельности;

- пользование ресурсами;

- ответственность за результаты деятельности перед субъектом управления.

Персонификация полномочий и ответственности может быть обеспечена и в ситуации, когда субъектами управления и исполнения являются не отдельные лица, а группы, коллективы или организации. Для этого осуществляется распределение общих полномочий и ответственности с доведением их до отдельных членов группы (коллектива, организации). Таким образом обеспечивается, например, персонификация полномочий и ответственности в производственных бригадах, исследовательских группах и общественных организациях.

Реализация принципа персонификации должна быть обеспечена во всех сферах осуществления основной деятельности, на всех структурных уровнях и во всех подразделениях организации. Отсутствие системы четких персональных полномочий и ответственности делает многие структуры неупорядоченными, а процессы функционирования организации нереализуемыми.

11. Принцип регламентации

Научно обоснованная рационализация предполагает четкую регламентацию, то есть установление определенного порядка функционирования организации. Во-первых, обеспечивается регламентация самого процесса рационализации. Во-вторых, осуществляется конкретная регламентация тех сторон жизнедеятельности организации, для которых это особенно необходимо. В-третьих, формируется постоянно действующая система регламентации, способная вырабатывать четкие и рациональные регламенты деятельности.

Регламент - предварительно разработанный порядок осуществления процессов и функционирования структур, устанавливается субъектом управления и предназначен для пользования исполнителем процесса (которым может быть и сам субъект управления). В первую очередь необходимо регламентировать:

- важнейшие структурные связи между подразделениями организации, а также межуровневые связи по линии «руководитель - подчиненный»;

- процессы изменения строения организации;

- регулярные процессы основной деятельности;

- выработку и принятие важнейших решений;

- процессы информационного обеспечения функционирования организации;

- процессы контроля за функционированием организации;

- процессы корректировки функционирования организации;

- пользование потенциалом организации. Рациональность организации может быть достигнута при оптимальном уровне регламентации деятельности. Излишне регламентированная деятельность деактивизирована. Утрачивается возможность оперативного реагирования на непредвиденные изменения ситуации. Процесс становится менее гибким и ненадежным.

Недостаток регламентации снижает степень предварительной готовности к осуществлению направленных процессов и делает их менее управляемыми.


Глава 10. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

Основы проектирования организационных систем.

Дж. Гелбрейт определяет проектирование организации как постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.

На процесс организационного проектирования оказывают влияние многие факторы.О.С. Виханский и А.И. Наумов в качестве важнейших из них выделяют следующие факторы (рис.10.1):

1. Состояние внешней среды, в рамках данного фактора выделяется две основных характеристики:

- динамизм внешней среды, то есть скорость протекающих в ней изменений и сложность внешней среды;

- сложность внешней среды, то есть число субъектов, входящих в ее состав, характер связей между ними и т.п.

2. Характер технологии работы в организации, при этом важнейшими характеристиками данного фактора являются:

- Степень неопределенности в сроках начала работ и месте их выполнения;

- Степень неопределенности в способе выполнения работы.

3. Стратегический выбор руководства в отношении ее целей. В данном случае для нас важны следующие характеристики данного фактора:

- идеология управления, то есть набор идеологических принципов и предположений, на которых строится управленческая деятельность;

- типы потребителей деятельности организации;

- количественные масштабы деятельности организации (количество работающих, объем выпуска продукции и т.п.);

- типы рынков сбыта и территориальное размещение производства.

4. Поведение работника. Здесь можно выделить следующие аспекты:

- потребности работника, которого мы рассматриваем как человека, личность и субъекта производственных функций;

- квалификацию работника, то есть наличие у него необходимых знаний, умений и навыков для реализации возложенных на него задач;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.