Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие. Комарова лариса эдуардовна русский язык и культура речи




Комарова Лариса Эдуардовна РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Список використаних джерел

1. Бронжаев М.Ф. Исходные данные к выполнению курсового проекта по курсу “Механика ґрунтов, основания и фундаменты” (для студентов 3 курса специальности “Городское строительство и хозяйство” и иностранных учащихся)/ХГАГХ: Харьков, 2001. – 51 с.

2. СНиП 2.02.01. - 83*. Основания зданий и сооружений / Госстрой СССР. - М.: Стройиздат, 1985. – 40 с.

3. СНиП 2.02.03. - 85. Свайные фундаменты. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. – 48 с.

4. Пособие по проектированию оснований зданий и сооружений (к СНиП 2.02.01 – 83)/ НИИОСП им. Герсеванова. – М.: Стройиздат, 1986. – 415 с.

5. СНиП 2.01.01. - 82. Строительная климатология и геофизика / Госстрой СССР. - М.: Стройиздат, 1983. – 137 с.

6. Пособие по проектированию фундаментов на естественном основании под колонны зданий и сооружений (к СНиП 2.03.01 – 84 и СНиП 2.02.01 – 83)/ Ленпромстройпроект Госстроя СССР.- М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989. – 112 с.

7. ДСТУ Б В.2.6-65:2008. Палі залізобетонні. – К.: Мінрегіонбуд України, 2009. – 74 с.

8. СНиП 2.06.08-87. Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений/Минэнерго СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР. 1988. - 32 с.

9. ДСТУ 3760-98. Прокат арматурний для залізобетонних конструкцій. Загальні технічні умови. – К.: Держстандарт України, 1998. – 52 с.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

УДК811.161.1'27(075.8) ББК81.2Рус-5я73 К 63. К 63 Комарова, Л. Э. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студ. заоч. отделения, обучающихся по нефилологическим специальностям / Л. Э. Комарова; Сургут, гос. ун-т ХМАО - Югры. - Сургут: РЩ СурГУ, 2009. - 119 с. - ISBN 978-5-89545-309-4.

В учебном пособии представлены в сжатом и систематизированном виде основные сведения о современном русском языке и его стилистических воз­можностях, содержатся практические рекомендации в области совершенство­вания культуры речи. Пособие предназначено для студентов различных нефи­лологических специальностей, обучающихся по заочной форме, может быть полезно и старшеклассникам, учителям русского языка, преподавателям подго­товительных курсов и всем, кто стремится повысить уровень своей речевой культуры.

Печатается по решению редакционно-издательского совета СурГУ.

Рецензенты: СМ. Белякова, доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Тюменского государственного университета; Н.А. Аксарина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета.

ISBN 978-5-89545-309-4

© Комарова Л.Э., 2009 © ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО - Югры», 2009


 

- А можно этому научиться?

В принципе, ничего нет не­возможного (пауза) для чело­века с интеллектом.

(перефразированная цитата из к/ф «Служебный роман»)

Состояние современного русского языка давно вызывает беспокойство спе­циалистов-филологов, деятелей науки, культуры и других представителей ин­теллигенции. В последние десятилетия в русском языке отмечаются следующие негативные тенденции:

- расшатывание традиционных литературных норм;

- стилистическое снижение устной и письменной речи, выразившееся в ут­рате высокого стиля и замене его средним стилем, а также в перемещении низ­кого стиля на место среднего;

- вульгаризация языка СМИ, рекламы и бытовой сферы общения; проник­новение грубых слов и даже мата в язык театра и художественной литературы;

- распространение жаргонной речи («жаргонизация всей страны»);

- «нашествие» заимствований из английского языка.

Снижение уровня речевой культуры различных слоев общества стало на­столько заметным, что вызвало необходимость введения курса «Русский язык и культура речи» в учебные планы по всем вузовским специальностям.

В настоящее время грамотная устная и письменная речь, умение эффек­тивно общаться определяют востребованность специалиста на рынке труда, способствуют достижению успеха в профессиональной сфере. Знание возмож­ностей языка, владение разнообразными языковыми средствами - необходимая составляющая профессиональной подготовки любого специалиста.

Данное учебное пособие предназначено для студентов высших учебных за­ведений, которые заочно обучаются по различным нефилологическим специ­альностям. Оно содержит систематизированные сведения по русскому языку и культуре речи, имеющие теоретический и прикладной характер.

Глава 1 «Системный характер языка» знакомит студентов с важнейши­ми сведениями о сущности языка, его единицах, структуре, о взаимосвязи по­нятий «язык» и «речь», о строении русского языка и его богатстве, о том, что

 


 

такое литературный язык и чем он отличается от нелитературных компонентов национального языка. В этой главе даётся уровневая характеристика литера­турных норм.

В главе 2 «Стилистическая система современного русского литератур­ного языка» предлагается характеристика функциональных стилей русского языка и их подстилей (при изложении материала принят системно- уровневый подход к анализу языковых явлений), уделяется внимание понятиям «экспрес­сивность» и «оценочность» в языке.

Глава 3 «Основные литературные нормы и их нарушение» содержит классификацию разных видов речевых ошибок и практический материал для

работы по их исправлению.

В главе 4 «Основные качества образцовой речи» рассматриваются раз­личные аспекты речевой культуры. Наряду с традиционно выделяемыми аспек­тами (нормативным, коммуникативным, этическим), образцовая речь характе­ризуется ещё и в аспекте техники речи. Данная глава служит своеобразным итогом изучения курса, в ней при систематизации качеств образцовой речи сту­дент обращается к уже пройденным темам.

Основной принцип расположения материала, принятый в пособии - прове­дение параллели между языковыми единицами, уровнями, языковыми нормами и распространёнными речевыми ошибками. Это способствует систематизации теоретических сведений и практических навыков пользования ресурсами языка.

ченные знания.

Курс «Русский язык и культура речи» представлен в доступном для сту­дентов-нефилологов изложении. Учебное пособие обеспечивает самоподготов­ку студентов заочного отделения, так как теоретические сведения постоянно сопровождаются упражнениями и заданиями, помогающими закрепить полу-

1ые знания.

Введение цитат и кадров из популярных отечественных комедий способст­вует привлечению внимания к материалу, а наличие рисунков и таблиц облег­чает его восприятие при самостоятельном изучении.

Пособие подготовлено с учётом требований Государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.).

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И СИМВОЛЫ

НС - научный стиль * - символ нелитературной речи

ОДС - официально-деловой стиль или упрощенной передачи

ПС - публицистический стиль произношения

PC - разговорный стиль 0 - безоценочная лексика

ФС - функциональный стиль + - слово с положительной

ХС - художественный стиль оценкой

ЭС - экспрессивный стиль - - слово с отрицательной оценкой


ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ЯЗЫКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.