Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курсовых и дипломных работ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по специальности

030701 (350200) – «международные отношения»

 

 

 

 

Тамбов, 2007


ББК

 

 

Рецензент:

доктор исторических наук, профессор П.П. Щербинин.

 

Жуковская Н.Ю. Методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «международные отношения» / Н.Ю. Жуковская / Отв. ред. В.В. Романов; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «международные отношения». Оно содержит базовые рекомендации по каждому из основных этапов подготовки курсового и дипломного проектов: выбору темы исследования, составлению библиографии и подбору источников, написанию и оформлению текста работы. Пособие поможет студентам сориентироваться в целях и задачах прохождения преддипломной практики и подготовиться к защите курсового и дипломного проектов.

 

 

ББК

 

© Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2007.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................... 4

Глава 1. Подготовительный этап работы над исследовательским проектом.... 5

Глава 2. Составление библиографии и подбор источников.................. 8

Глава 3. Работа над текстом исследования.............................. 11

Глава 4. Оформление курсовых и дипломных работ.......................20

Глава 5. Преддипломная практика и предзащита дипломного проекта....... 26

Глава 6. Защита исследовательских проектов............................ 28

Приложение 1.......................................................37

Приложение 2.......................................................38
ВВЕДЕНИЕ

 

Кафедра международных отношений и политологии ориентирована на выпуск специалистов, которые должны в современных условиях быть подготовлены к самостоятельной профессиональной деятельности, требующей аналитического подхода, в том числе и в нестандартных ситуациях. Поэтому на всех курсах обучения особое внимание уделяется организации самостоятельной творческой работы студентов, развитию навыков самостоятельного мышления с опорой на авторитетные мнения или имеющиеся факты. Важной формой развития навыков самостоятельной научной работы является выполнение студенческих исследовательских работ, в частности, курсовых и дипломных проектов.

В процессе написания курсовой и дипломной работы происходит выявление актуальной проблемы в сфере международных отношений, анализируются существующие подходы к ее решению, оценивается современное состояние исследуемого вопроса как в Российской Федерации, так и за рубежом, формулируются выводы и разрабатываются конкретные рекомендации, направленные на решение данной проблемы. В ходе защиты студент подтверждает свое умение и навыки постановки проблемы, квалифицированного поиска и систематизации необходимой информации с использованием современной методологии и научных методов, выдвижения эффективных путей решения поставленной проблемы.

В данном пособии предлагаются рекомендации, предназначенные для студентов, обучающихся по специальности «международные отношения». Пособие содержит методические советы по подготовке и написанию курсовых и дипломных проектов, требования, предъявляемые к оформлению работ такого рода, а также рекомендации по их защите.

 


ГЛАВА 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТОМ

Цель написания учебно-исследовательских работ. В соответствии с программой обучения каждый студент на 3 и 4 курсах самостоятельно выполняет творческое задание - пишет курсовую работу по проблематике одного из основных пройденных предметов.
Курсовая работа - одна из важных форм обучения студента. В процессе выполнения курсовой работы студент приобретает навыки самостоятельной научной работы, осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности, учится работать с литературой и нормативными актами, развивает творческое мышление и умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Курсовая работа является завершающим этапом изучения профилирующих дисциплин выбранного направления обучения. Цель курсовой работы - углубить и конкретизировать знания студентов по изучаемой дисциплине, привить навыки самостоятельного подбора, осмысления и обобщения научной информации и литературы. Курсовая работа позволяет студентам расширить круг привлекаемой информации по выбранной теме, а также изучить те разделы курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ознакомительном порядке.

Одним из главных итогов работы студента является усвоение им основных достижений современной науки по избранной теме. Нередко курсовая работа становится основой для написания в будущем дипломной работы.

Подготовка и защита дипломной работы является завершающим этапом подготовки специалистов высшего учебного заведения.

Дипломная работа представляет собой самостоятельно выполненное студентом исследование актуальных теоретических, методологических и практических проблем мировой политики и международных отношений. Целью подготовки дипломной работы является систематизация и углубление теоретических и практических знаний в области международных отношений; овладение методикой выполнения научно-исследовательской работы; обобщения и логического изложения материала; обоснование выводов и предложений.

Цель написания дипломной работы – показать соответствие уровня подготовки выпускника требованиям образовательного стандарта и квалификационной характеристики специальности, что служит основанием присвоения ему соответствующей квалификации и выдачи диплома.

 

Выбор темы. Выполнение курсовой или дипломной работы начинается с выбора темы, а, следовательно, и научного руководителя. Темы, предлагаемые преподавателями кафедры международных отношений и политологии весьма разнообразны. Выбирайте тему тщательно — возможно, именно этот момент — самый важный. Выбирайте тему, которая:

· интересует вас;

· дает возможность выполнить все, что соответствует критериям оценки вашей работы;

· надлежащим образом обеспечена источниками и представлена в научной литературе.

Сама по себе идея исследовать ту тему, которая вам интересна и от работы над которой вы получаете удовольствие, безусловно, неплоха, однако же, вряд ли вы достигнете наилучшего результата, если будете иметь дело только с тем, что хорошо знаете. Если вы уже знакомы с большей частью обсуждаемых проблем и успели выработать собственную точку зрения на обсуждаемые вопросы, предпринимаемый вами поиск информации, а равно и ее анализ могут оказаться недостаточно объективными. Если вы уже придерживаетесь определенной точки зрения, то существует опасность, что вам не удастся адекватно представить противоположные точки зрения.

Следует помнить, что выбор темы для курсовой работы и для диплома имеют разную специфику.

Тема курсовой работы должна быть актуальной как в научном, так и в практическом отношениях. Студент выбирает тему сам или с помощью преподавателя, ведущего занятия по соответствующей дисциплине. При выборе темы можно воспользоваться примерной тематикой курсовых работ, подготовленной преподавателями кафедры международных отношений и политологии. В процессе работы возможна корректировка темы исследования. Часть тем курсовых работ, особенно на 3 курсе, дается с чисто учебными целями и темами дипломных исследований стать не может. Так что, выбирая тему для курсовой работы, подумайте, хотите ли вы, чтобы она потом стала дипломной или другой научной работой. Перспективность темы и возможность продолжения работы над ней определяет научный руководитель. Нередки случаи, когда тема курсовой работы представлялась весьма интересной и предполагала дальнейшее ее развитее в дипломное исследование. Но более углубленное рассмотрение предмета исследования показывало, что по тем или иным причинам (недостаточная обеспеченность источниками и литературой, сложность работы с ними и т. д.) продолжение работы над данной проблемой не целесообразно. В этой ситуации тему курсовой можно либо поменять кардинально, либо, при помощи научного руководителя, выбрать новый, более перспективный ракурс исследованной вами проблемы.

Выбирая тему диплома, вы уже не имеете права на ошибку, т. к. у вас может не оказаться времени, чтобы ее исправить.

При выборе темы дипломной работы следует иметь в виду следующее:

· проблематику научных и курсовых работ, углубленно и последовательно разрабатываемую студентами на протяжении всего срока обучения;

· возможность доступа к информационным источникам за рубежом и в стране, в т. ч. и с помощью глобальной информационной сети Интернет;

· актуальность проблемы для сферы международных отношений как для Российской Федерации в целом, так и для конкретных организаций, учреждений и фирм региона;

· возможность применить свое знание иностранных языков и навыки работы с компьютерными информационными сетями для поиска информации по избранной проблематике.

Формулировка темы может быть предложена дипломником самостоятельно, кроме тем, рекомендуемых в перечне, но при этом должна быть обязательно согласована с научным руководителем дипломной работы и кафедрой.

Как придумать название. Идеальное рабочее название вашей работы — удачно сформулированный вопрос, который направляет ваше исследование. Вы вполне можете сохранить это же название в окончательном варианте курсовой или дипломной работы. Часто более предпочтительно короткое название, но не забывайте при этом и о подзаголовке. Подберите такой заголовок, из которого было бы ясно, чему посвящена работа — такой вариант гораздо более приемлем, нежели лишенный смысла претенциозный заголовок. Помните, что содержание вашей работы оценивается и по тому, насколько ее содержание соответствует ее названию.

 

ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ И ПОДБОР ИСТОЧНИКОВ

Составление библиографии. Начиная работу над темой исследования, студент с помощью руководителя составляет, прежде всего первоначальный список литературы и источников. Затем студент ведет самостоятельный поиск литературы в справочно-библиографическом отделе или каталогах библиотеки, а также при необходимости - в сети Интернет. Важно выявить наиболее полный круг библиографии, что позволит комплексно исследовать тему. На основе проведенного поиска составляется список источников и литературы, который в процессе работы над темой может изменяться и дополняться.

Прежде чем приступить к углубленному изучению темы, надо четко представить себе, о чем должна идти речь, получить общую ориентацию в рассматриваемой проблеме, определить хронологические рамки своего исследования. Типичная ошибка – поиск литературы именно по избранной узкой теме. Такой литературы может просто не быть. Так что надо начать с поиска изданий, дающих представление о месте избранной темы в ряду смежных вопросов, о степени изученности проблемы, о возможных подходах к ее изучению. Уже на этом этапе начинают вырисовываться узловые вопросы плана предполагаемой работы и общий взгляд на исследуемый предмет.

Не старайтесь с первых же дней открыть что-то новое, не исследованное до вас. Терпеливо поработайте с каталогами, библиографическими справочниками, указателями, путеводителями.

При составлении библиографии постройте свою работу приблизительно по следующему принципу:

1. В библиотеке сначала обратитесь к систематическому каталогу, просмотрите ящики по интересующей вас проблематике. Не ограничивайтесь только разделами, связанными с международными отношениями, просмотрите каталоги смежных дисциплин (политологии, истории, географии, праву и т. д). В процессе данной работы сразу точно и полностью записывайте выходные данные книг. В своих выписках нужно сразу указывать полные данные об издании (см. раздел о научно-справочном аппарате работы), странице, на которой находятся взятые вами данные или цитата. Опыт показывает, что сведения об источниках и литературе удобнее заносить на отдельные карточки.

2. Подробно проработав систематический каталог, отберите наиболее значимые для вас издания или отдельные статьи, выпишите фамилии авторов и найдите их в алфавитном каталоге. У этих авторов могут быть и другие, полезные вам работы.

3. Получив на руки интересующее вас издание, внимательно работайте со списком использованной литературы и сносками. Выписывайте фамилии авторов и названия заинтересовавших вас работ и затем ищите их в алфавитном и систематическом каталоге.

Приблизительно таким же алгоритмом пользуйтесь при работе с периодическими изданиями и Интернетом. При составлении библиографии не забывайте консультироваться с научным руководителем, так как на этом этапе вы еще плохо ориентируетесь в теме. Помните, что полнота библиографии является одним из показателей зрелого и серьезного отношения к учебному заданию.

 

Подбор источников. Каждый студент, приступивший к написанию исследовательской работы должен уметь строго различать источники, на которых будет написана работа и литературу, которая используется для написания работы. Некоторые студенты ошибочно полагают, что под словом «источник» подразумевается любая книга, справочник или статья, которая использована в работе. Это не так. Монографии, сборники статей, аналитические статьи в периодической печати и т. д. – это критическая литература, которую вы используете для того, чтобы получить общую информацию по теме, познакомиться с теми или иными взглядами на проблему, определить направление своего исследования. Но если вы просто скомпонуете свою работу из определенного количества (пусть даже очень большого) работ других авторов, это будет всего лишь добротный реферат и не более. Исследовательский компонент работе придают именно источники.

Под источником подразумевается все, что непосредственно отражает тот процесс, явление, событие, которое вы изучаете. В первую очередь это документы: международные договора, соглашения, конвенции, материалы межправительственных организаций и международных конференций, национальные законодательства государств и т. д. Источником могут служить различные статистические данные, которые обычно публикуются в различных статистических сборниках. При изучении ряда тем незаменимыми источниками служат периодическая печать, мемуарная и художественная литература. Если в вашем исследовании предполагается некая историческая ретроспектива, то в работе могут быть использованы архивные материалы. Безусловно, на начальных этапах исследования могут возникать сложности при определении круга источников и работе с ними, поэтому не забывайте консультироваться с научным руководителем.

Нужно стремиться к комплексному использованию разнообразных источников, современным методикам их обработки. Это обеспечит глубину и основательность раскрытия намеченной темы.

 

ГЛАВА 3. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Составление плана. После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план курсовой или дипломной работы и согласовывает его с научным руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников и литературы по теме определен наиболее полно.

План – логическая основа работы, он позволяет систематизировать собранный материал. Названия параграфов формулируются таким образом, чтобы тема была раскрыта полно и последовательно. Каждый параграф должен быть посвящен части общей темы. Следует избегать дублирования в названиях параграфов темы курсовой работы или формулировок, выходящих за рамки исследования.

Возможно использование различных принципов построения плана. Наиболее часто используемыми являются хронологический и тематический (или проблемный). Если избран хронологический принцип, то каждому определенному временному отрезку, как правило, посвящается отдельный параграф. Тематический принцип предполагает структуру, при которой параграфы будут посвящены отдельным проблемам или вопросам темы.

В каждом плане, помимо параграфов, должны быть введение, заключение и список литературы.

Составление плана курсовой и дипломной работы целесообразно начать с развернутого черновика, в который можно включить подробный перечень раскрываемых вопросов. По мере сбора материала станет ясно, какие из подпунктов удастся изложить подробно, а какие лучше объединить. Над окончательным вариантом нужно поработать очень тщательно. Члены комиссии, не читавшие работу, составляют свое мнение о ней на основе знакомства с планом, введением и заключением. Ни в коем случае в окончательном варианте плана не разбиваются на подпункты введение и заключение. План должен быть похож на оглавление научной монографии.

 

Написание текста работы. Проведя такую предварительную и, пожалуй, наиболее трудоемкую работу, можно переходить к написанию отдельных разделов курсового или дипломного проекта.

Нецелесообразно начинать писать работу с введения. Это методически неверно. Не имея в руках всего текста работы вы не сможете верно и полностью обозначить все основные структурные элементы введения (см. раздел о структуре курсовой и дипломной работы). Рекомендуется начать работу с одного из параграфов. Не обязательно с первого. Главное при этом - осмыслить факты, выявить тенденции развития процессов. Обычно в первой части параграфа излагают общую постановку вопроса, а затем переходят к рассмотрению его отдельных сторон. Изложение материала должно быть логичным, последовательным, а выводы - обоснованными. При изложении материала следует стремиться к ясности языка, четкости стиля, а также избегать повторов.

Для подтверждения собственных мыслей автор может использовать цитаты из различных источников. При этом любая цитата должна быть приведена со ссылкой на источник. Ссылаться на источник нужно и тогда, когда в тексте курсовой работы приводятся конкретные цифры, факты, схемы и т.п. из других работ. Ссылки обычно делаются постранично. Завершая параграф, постарайтесь сформулировать вывод или выводы, которые вытекают из содержания данного раздела. Это потом пригодится и при написании заключения.

Окончив работу над всеми параграфами, их прочитывают целиком, что позволяет выявить повторы, противоречия, нарушения логики. Затем при необходимости в текст вносятся изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски и т.п.

После написания разделов работы следует приступить к подготовке введения, в котором обязательно должна быть обоснована актуальность избранной темы, показано ее теоретическое и практическое значение, приведена краткая характеристика степени разработанности избранной темы в современной науке, сформулированы цели и задачи работы.

Завершающим этапом является подготовка заключения, в котором излагаются основные выводы, вытекающие из содержания работы. В конце курсовой работы должны быть приведен список источников и литературы. После списка источников и литературы размещаются приложения.

Структура курсовой и дипломной работы. Курсовые и дипломные работы включают в себя:

· Титульный лист

· Оглавление

· Введение

· Основную часть (несколько глав, разделенных на параграфы)

· Заключение

· Список использованных источников и литературы

· Приложения (таблицы, базы данных, иллюстрации, фотографии, карты, схемы и т. д.)

Титульный лист (см. правила оформления титульного листа) содержит необходимые сведения об учебном заведении, где выполнена работа, об авторе работы, научном руководителе, точное название темы, год выполнения работы. Нумерация страниц считается с титульного листа, но на нем цифра не ставится.

Оглавление помещается вслед за титульным листом. Все заголовки и подзаголовки должны быть написаны в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Следует помнить, что как в оглавлении, так и в самом тексте работы введение, заключение и список литературы не нумеруются. Нумерация целесообразна только в основной части. Против каждого пункта оглавления проставляются соответствующие страницы.

Существует большое количество вариантов оформления оглавления. Однако далеко не все они уместны для использования в дипломной, а тем более в курсовой работе. Наиболее оптимальным вариантом оглавления для работ подобного типа является следующий:

 

Введение……………………………………………………………………...…3

Глава I. Основы британской эмиграционной политики в 60-е – начале 80-х годов XIX века………………………….…………………………………………..10

§1. Имперская идея Великобритании и эмиграция………………….……...20

§2. Экономический кризис 70-х годов XIX века и миграционные процессы в Британской империи в оценке современников….……………………………...30

Глава II. Проблема эмиграции и власть…………….……….………………40

§1. Эмиграционная политика колоний и метрополии: в поисках баланса интересов……………………………………………………………………………50

§2. Эмиграция и имперский парламент…………………………….………..60

Заключение……………………………………………………………….……70

Приложения...…………………………………………………………………75

Источники и литература……………………………………………………..80

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Введение должно в краткой форме представлять вашу работу. Оно должно повысить интерес его потенциальных читателей и рассказать им, что, как предполагается, они должны вынести из прочтения работы. Введение содержит следующие структурные элементы:

Актуальность темы определяет важность выбранной темы для современной науки, развития общества в целом и современных международных отношений в частности. Обоснованностью обращения студента к теме может считаться недостаточная ее изученность, наличие пробелов в изучении отдельных вопросов, публикация новых или принципиально иная трактовка ранее известных документов, изменения в динамике тех или иных процессов в международных отношениях, общественная потребность в разработке проблемы и др.

Обзор литературы делается по основным исследованиям по теме. Он не должен представлять собой перечисление отдельных работ, а должен быть построен по тематическому или хронологическому признаку. Главная задача обзора литературы: показать, как изучалась данная проблема, почему она вызывала интерес или наоборот изучалась недостаточно. В обзоре выделяются основные концепции, точки зрения на проблему, раскрываются методологические установки автора монографии или статьи, характеризуется ее источниковая база. Важно отметить наличие дискуссионных оценок и дать свое отношение к ним. Не претендуйте на полный охват всей литературы по вашей теме. Эту задачу не всегда удается выполнить даже в исследованиях более высокого уровня. Отдельных изданий может не оказаться не только в вашем городе, но и в стране вообще. Ваша задача в другом. Если вы построили свой обзор по проблемному признаку, то должны стремиться выделить основные магистральные направления исследований по теме. Если в основу обзора положена хронология, то для каждого периода вы должны обозначить центральные, веховые работы и дать общую характеристику работ в данный период.

В заключительной части обзора литературы подводится итог изучения проблемы и в этом свете формулируются цель и задачи дипломной или курсовой работы.

Цель работы определяется ее конечным результатом – чего хотел достичь автор в данном исследовании. Как правило, при формулировке цели всегда следует отталкиваться от названия работы. Например, если работа называется «Индо-пакистанская проблема в конце XX – начале XIX вв.», то цель данной работы можно обозначить как «изучение проблемы взаимоотношений Индии и Пакистана в конце XX – начале XIX вв.».

Далее формулируются задачи работы. Они представляют собой 3-5 позиций, которые должны соответствовать содержанию дипломной или курсовой работы, т.е. главам или параграфам исследования. Цели работы должны показывать то новое, что вносит автор в своем исследовании по данной теме.

Во введении обязательно указываются объект и предмет исследования. Эти две позиции очень важно различать и не в коем случае не путать между собой.

Объект исследования – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и очевидной автономностью существования. Объект, как правило, порождает проблемную ситуацию и в силу этого избирается изучения.

Предмет исследования – это своеобразный исследовательский срез, который отражает один из аспектов объекта исследования.

Например, если вы изучаете проблему мирового порядка во внешнеполитических взглядах Генри Киссинджера, то объектом вашего исследования будут являться внешнеполитические взгляды Генри Киссинджера, а предметом – комплекс воззрений Киссинджера на проблему мирового порядка, базовые понятия, с помощью которых Киссинджер интерпретирует проблему порядка в международных отношениях, основные категории, используемые Киссинджером для объяснения моделей мирового порядка и т. д.

Хронологические рамки темы определяют начальную и конечную даты работы. Каждую из дат необходимо обосновать. Если в определении хронологии имеются какие-либо отклонения от существующих типов периодизации, это должно быть объяснено.

Географические рамки объясняют выбор в качестве объекта исследования данного региона или страны.

Характеризуя методологическую основу работы необходимо обозначить основные методы исследования, которые вы применяли в ходе изучения проблемы.

Отдельной характеристики требует источниковая база исследования. Обзор источников составляется на основе тех данных, которые собраны в процессе работы над ними. Все использованные источники разделите на группы в соответствии с их типом (документы, статистические данные, мемуары, публицистика, периодика и т. д.). Затем дайте подробное описание каждого типа источника.

При характеристике опубликованных источников нужно привести данные о характере публикации (тематическая, посвященная хронологическому периоду, отдельные документы, фрагменты документов с комментариями). Особе внимание следует обратить на новизну публикаций и их полноту.

Эпистолярные, мемуарные и другие чисто нарративные источники требуют характеристики их авторов (политические и идейные воззрения, аспекты деятельности и др.). Последнее необходимо в связи с определением степени достоверности источника, подхода к освещению событий и т. п.

Подробно описывается методика обработки массовых и статистических источников, обосновывается репрезентативность выборок и т. п.

В заключении обзора оценивается информационная ценность каждого вида и всего комплекса привлеченных источников в целом.

Научная новизна работы должна показать ваш вклад как исследователя в разработку пробуемы.

Практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предлагаются автором в практику, т. е. область практического применения вашей работы.

Апробация – формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов, выводов в публикациях и выступлениях, в процессе прохождения практики.

При работе над введением обязательно обращайтесь за помощью к научному руководителю. Общий объем введения должен составлять приблизительно 1/5 часть всей работы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть курсового или дипломного проекта – это своеобразное «ядро» исследования, его «экспериментальная площадка». Именно в основной части работы всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема. Главы работы целесообразно разделить на более мелкие по своему объему структурные части – разделы, пункты или параграфы – четко обозначив, тем самым, вопросы, исследуемые в рамках каждой главы. Количество разделов или глав, их содержание, определяются студентом совместно с научным руководителем.

Каждый параграф должен раскрывать тот или иной аспект заявленной темы и должен завершаться краткими (1-2 абзаца) выводами (резюме). Каждая глава должна завершаться выводами, обобщающими на более высоком уровне резюме всех входящих в нее параграфов. Все структурные части работы должны быть сопоставимы друг с другом по своему объему. Все параграфы должны быть приблизительно равны между собой по общему объему листов, а каждая глава должна в идеале содержать одинаковое количество параграфов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении курсовой или дипломной работы должны содержаться основные результаты проведенного исследования, а также выводы, сделанные автором на их основе. Основные результаты и выводы, подводящие итог выполненной работе, следует формулировать сжато, лаконично и аргументировано, избегая обилия общих слов и бездоказательных утверждений. Заключение, как правило, не должно превышать 3-4 страниц.

В заключении подводятся итоги исследования, излагаются практические рекомендации по изученной проблеме. Выводы в заключении не должны повторять текста выводов в конце глав. Основа заключения должна быть связана с той частью введения, где указываются цели и задачи исследования. Другими словами, каждая из задач, поставленных во введении должна найти свое отражение в заключении: решена она или нет, с каким результатом и почему именно к такому результату пришел исследователь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Список использованных источников и литературы составляется в соответствии с очень строгими требованиями стандарта. В нем обязательно дается полное библиографическое описание каждого использованного издания (см. правила библиографического описания).

Первый раздел списка – «Источники». Если источников небольшое количество, их достаточно просто перечислить в алфавитном порядке. Если их достаточно большое количество, имеет смысл разделить их на подгруппы (опубликованные официальные документы и материалы, мемуарная литература и публицистика, статистические сборники, пресса и периодические издания). Нумерация в списке источников сквозная.

В следующем разделе списка «Справочная литература» по алфавиту располагают сведения об использованной справочной литературе.

Третий раздел – «Документы и материалы Интернет-сайтов» - содержит перечень использованных вами в работе Интернет-ресурсов.

Затем в разделе «Исследования» по алфавиту перечисляется вся использованная научная литература. Нумерация всего списка источников и литературы должна быть сквозной.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения облегчают восприятие основных положений работы с помощью таблиц, графиков, иллюстраций и т. п. приложения помещают в конце работы, перед списком источников и литературы. Приложения нумеруют, начиная каждое с новой страницы. В правом углу помещают слово «приложение».

Таблицы могут располагаться в тексте или в приложениях в зависимости от их объема и желания автора. Таблица обязательно имеет номер и сопровождается сноской с указанием использованных для ее составления источников.

 

ГЛАВА 4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Научно-справочный аппарат. В курсовых и дипломных работах делается много ссылок на использованные источники и литературу, а так же приводятся цитаты.

Цитаты желательно выписывать из первоисточников, а не из книг, журналов и т.п., где они приведены в трудах других авторов. Цитата должна полностью соответствовать подлиннику и сопровождаться сноской. Если текст сноски нуждается в каком-либо вашем авторском уточнении, то оно заключается в квадратные скобки и через тире ставятся ваши инициалы. Например: «Он [премьер-министр Великобритании – Н.Ж.] высказал некоторые негативные суждения о ходе интеграционных процессов в Европе». Если в тексте все же приходится использовать цитату из документа, приведенного в работе другого автора, то в сноске указывается Цит. по: и далее помещаются выходные данные издания с обязательным указанием использованных страниц. В случае непрямого цитирования, а использования факта, имени, цифры сноска должна начинаться указанием См.: или Подсчитано по:. Далее может быть перечислено несколько изданий с указанием страниц.

Автор вправе выбрать один из трех видов расположения сносок – постраничные, затекстовые или сноски на номер в списке литературы. Каждый принцип имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Постраничные сноски самые удобные для чтения работы, но они и самые трудоемкие, т. к. чтобы проверить правильность имеющихся сносок или добавить новые необходимо каждый раз просматривать всю работу от начала до конца.

Затекстовые сноски помещают в конце работы. Они располагаются общим списком с разделением его на введение, главы и заключение. Эти сноски удобно печатать и проверять, но это значительно осложняет чтение работы, т. к. чтобы посмотреть содержание сноски необходимо каждый раз заглядывать в приложение.

Сноски на номер в списке источников и литературы позволяют экономить объем работы, избавляют от сложностей при оформлении повторных сносок на одно и тоже издание. Но, чтобы использовать этот принцип, автору сначала надо составить весь список источников и литературы со сплошной нумерацией всех разделов. Если нужное издание стоит в списке под номером 21, то сноска выглядит следующим образом [21, с. 58]. Этим типом сносок крайне неудобно пользоваться при чтении большой работы. Он скорее подходит для статьи.

Нумерация сносок в работе не должна являться сквозной. Сноски в каждом из разделов работы (введении и главах) нумеруются отдельно. Номера сносок обозначаются арабскими цифрами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.