Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление граждан к пенсии.




ПФР и система подведомственных ему органов составляют единую, централизованную многоуровневую систему органов уп­равления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоя­щим органам.

ТЕМА № ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Вопрос № 1. Общая характеристика органов пенсионного обеспечения.

В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствуеет единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них:

- разные источники финансирования, за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, - средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета

- различные, категории лиц — получателей пенсий — застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно — уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств — МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации — имеют самостоятельные пенсионные службы.

Наибольший объем работы по пенсионному обеспечению граждан падает на ПФР и его органы. Это вызвано тем, что он «обслуживает» самую распространенную категорию лиц — застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования в отдельных установленных законом случаях — членов их семей, лиц, добровольно вступивших в систему обязательного пенсионного страхования, и некоторых иных категорий. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об организации работы только «массовой» пенсионной службы, каковой является ПФР.

В принципиальном плане ПФР и его нижестоящие органы не должны быть органами государственной власти, хотя в настоящее время они именуются государственными учреждениями.

 

Структурно она может быть представлена так:

- федеральный уровень — Пенсионный фонд Российской Фе­дерации (правление, исполнительная дирекция);

- федеральные округа Российской Федерации — управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

- уровень субъектов Российской Федерации — территориаль­ные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

- местный — городской (районный) уровень — управления (отделения) ПФР в районах (городах).

Как мы видим, для решения поставленных задач и выполне­ния своих функций в стране функционирует структура управле­ния пенсионным обеспечением в порядке обязательного пенси­онного страхования.

На федеральном уровне управление пенсионной системой осу­ществляется правлением ПФР и его постоянно действующим ис­полнительным органом — исполнительной дирекцией.

В субъектах Российской Федерации действуют региональные от­деления ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по пенсионному обе­спечению граждан.

Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и го­родах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

В целом для ПФР характерна централизация управленческих функ­ций на федеральном уровне, начиная с выполнения основных функ­ций в области пенсионного обеспечения и заканчивая контролем, за расходами на содержание аппарата пенсионной системы.

Сразу же отметим главную особенность, присущую ПФР.

ПФР и его нижестоящие органы не должны являться органами исполнительной власти. Такие пенсионные фонды должны стро­иться на принципах обязательного социального страхования, ко­торые закреплены в Федеральном законе «Об основах обязатель­ного социального страхования». К ним относят, например, все­общность, самоуправление, солидарность, паритетность участия в данном страховании, автономность финансовой системы обяза­тельного социального страхования и др.

 

Исходя из этих принципов, средства обязательного пенсионного страхования, а соответственно и Пенсионный фонд Российской Федерации не являются государственной собственностью. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных по этой системе страхования лиц и работодателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР. Следовательно, все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде страховых пенсионных взносов должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, то есть длительность уплаты страховых взносов, и уровни оплаты труда, с которых взимались такие взносы.) В этом и проявляется главная черта обязательного пенсионного страхования — его коллективный, солидарно-распределительный характер, что определяет саму сущность такого страхования.

В России в настоящее время такой солидарно-распределительной системы обязательного пенсионного страхования нет. Его отдельные распределительные черты сохранились в функционирующей, теперь индивидуально-накопительной пенсионной системе, сложившейся в результате принятия в 2001 г. новых законов о пенсионном обеспечении, которые изменили саму сущность системы обязательного пенсионного страхования.

Это означает, что к базовой части трудовой пенсии добавляются пенсионные выплаты, которые рассчитываются исходя и общей суммы уплаченных конкретным человеком (или за него страховых взносов, которая фиксируется в его лицевом счете, - сколько зачислено, столько и будет выплачено после назначения ему пенсии в так называемый период дожития.

Помимо этого, в структуру пенсионных выплат наряду с базовой частью трудовой пенсии и ее страховой частью принудительно (в обязательном порядке) введена накопительная часть.

Во многих зарубежных странах существует подобная накопи­тельная пенсия, которая выплачивается обычно вне системы обя­зательного пенсионного страхования. Согласно законодательству этих стран граждане добровольно избирают варианты пенсион­ных накоплений, но, как правило, только в порядке негосудар­ственного пенсионного страхования.

Исходя из вышеизложенного, нельзя однозначно утверждать что в настоящее время действующая пенсионная система в стране представляет собой обязательное пенсионное страхование в традиционном его понимании.

Вопрос № 2. Организация работы Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с законодательством организацию пенсионного обеспечения в стране осуществляет Пенсионный фонд Российской

Федерации, созданный в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. Первоначально на него были возложены следующие задачи:

1) аккумуляция целевых отчислений на обязательное пенси­онное страхование и средств единого социального налога (ЕСН);

2) финансирование расходов на выплату пенсий в соответствии с действующим законодательством;

3) организация работы по взысканию с работодателей и граж­дан, виновных в причинении вреда здоровью работников и дру­гих граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вслед­ствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

4) капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физи­ческих и юридических лиц;

5) контроль совместно с налоговыми органами за своевремен­ной и полной уплатой и поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

6) организация и ведение индивидуального учета застрахован­ных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивиду­альном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

7) организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР.

На федеральном уровне руководство системой органов ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

В ходе своей работы правление ПФР выполняет следующие ос­новные функции:

- определяет перспективные и текущие задачи развития госу­дарственной системы пенсионного обеспечения;

- утверждает годовые бюджеты ПФР, сметы расходов на адми­нистративные нужды, включая фонд оплаты труда его нижестоя­щих органов, исполнительной дирекции ПФР, Информационно­го центра персонифицированного учета (ИЦПУ), отчеты об ис­полнении годового бюджета ПФР, составляемые на основе бух­галтерской отчетности;

- утверждает организационную структуру и штатную числен­ность всех своих подразделений в пределах бюджетных назначений;

- назначает и освобождает от должности исполнительного ди­ректора ПФР и его заместителей, председателя ревизионной ко­миссии ПФР и руководителей его региональных отделений и пен­сионных управлений;

-утверждает положения об исполнительной дирекции, реви­зионной комиссии и региональных отделениях ПФР;

- издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;

- решает другие вопросы, входящие в компетенцию ПФР.

Правление ПФР функционирует как коллегиальный орган на основании положений базового Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» в части, касающейся права социальных партнеров на паритетное представительство в органах управления всех внебюджетных социальных страховых фондов. Логично предположить, что в органы управления ПФР нижестоящих уровней также входят представители: застрахованных лиц; работодателей всех форм собственности, включая предпринимателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР; профессиональных союзов; государства. Однако на практике этого пока нет.

Правление ПФР не является постоянно действующим органом. Поэтому для нормального функционирования системы ПФР создан постоянно действующий орган — исполнительная дирекция ПФР.

Исполнительная дирекция и ИЦПУ выполняют следующие основные задачи: формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением; прогнозирование и анализ финансовых ресурсов ПФР; оперативное перераспределение финансовых ресурсов ПФР между его региональными органами; ведение бухгалтерского учета и отчетности; актуарное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

В структуре исполнительной дирекции ПФР имеются департаменты, управления, отделы, которые осуществляют свои функции по основным направлениям деятельности.

В своей деятельности ПФР и его нижестоящие органы взаимодействуют со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали. К их числу относятся: Минздравсоцразвития России и его органы социальной защиты населения; Минфин России и подведомственные ему органы; Минэкономразвития России и подчиненные ему органы; ФНС России и его нижестоящие органы; Федеральное агентство связи и его отделения; ФСС России и ФФОМС и их отделения; Федеральная служба государственной статистики и ее органы на местах; Минюст России; Банк России и его региональные органы; Сбербанк России и его система банков; Внешэкономбанк; управляющие пенсионные компании; негосударственные пенсионные фонды; Федерация независимых профсоюз России и их отраслевые органы.

Взаимодействие с органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления и вышеперечисленными организациями позволяет ПФР осуществлять свою деятельность в полном объеме.

Вопрос № 3. Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации.

Создание управлений ПФР в федеральных округах вызвано не­обходимостью координации деятельности органов, подведомствен­ных ПФР по вопросам реализации конституционных прав граж­дан на пенсионное обеспечение с полномочными представителя­ми Президента Российской Федерации в федеральных округах.

В соответствии с постановлением правления ПФР от 9 октября 2000 г. «О создании управлений ПФР в федеральных округах» было создано соответственно 7 таких управлений.

Управление ПФР в федеральном округе является структурным подразделением исполнительной дирекции ПФР. В своей деятель­ности оно подчиняется ПФР и руководствуется Конституцией Российской Федерации, российским законодательством, реше­ниями правления ПФР и исполнительной дирекции ПФР.

На управление возложено решение многих задач. Оно коорди­нирует деятельность отделений ПФР в федеральном округе и осу­ществляет контроль, за ними в пределах, установленных правле­нием ПФР; взаимодействует с соответствующим полномочным представителем Президента Российской Федерации в федераль­ном округе; координирует программы социальной защиты пожи­лых и нетрудоспособных граждан.

 

Управление ПФР в федеральном округе осуществляет следую­щие функции: координирует деятельность отделений ПФР; анали­зирует и прогнозирует экономическую и социальную ситуацию в федеральном округе; участвует в подготовке бюджетов отделений ПФР и отчетов руководству ПФР о его исполнении в федераль­ном округе. Помимо этого, оно в рамках своей компетенции изу­чает и обобщает практику применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам социально­го обеспечения; взаимодействует с органами федерального казна­чейства, ФНС России, органами государственной власти и мест­ного самоуправления по вопросам прохождения средств и обоб­щает сведения о доходной части бюджета ПФР; вносит полно­мочному представителю Президента Российской Федерации в фе­деральном округе предложения об опротестовании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, противореча­щих актам федерального законодательства. Управление занимает­ся обобщением практики судебных решений, принимаемых в субъектах Российской Федерации, а в необходимых случаях готовит предложения об их опротестовании. Управление может вно­сить предложения полномочному представителю Президента Рос­сийской Федерации в федеральном округе о необходимости про­шения проверок по исполнению актов федерального законода­тельства в округе; решает другие вопросы, отнесенные правлением ПФР к компетенции управления, и др.

 

В состав управления могут входить такие структурные подразделения — отделы: координации деятельности отделений ПФР федеральном округе и контроля; информационно-аналитический; региональных социальных программ; правового регулирования, а также аппарат при руководстве (делопроизводитель и бухгалтер). Каждое из структурных подразделений обладает соответствующими функциями, которые закреплены в положениях о них.

В ходе выполнения возложенных на него функций управление вправе привлекать соответствующих специалистов отделений ПФР в федеральном округе, а также запрашивать от руководителей отделений ПФР в федеральном округе необходимые сведения и документы.

Руководство управлением ПФР в федеральном округе осуществляется начальником, который назначается и освобождается от должности председателем правления ПФР.

Вопрос № 4.Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации ПФР имеет свои региональные органы — территориальные отделения ПФР. Они действуют на основе положений о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, которые утверждаются правлением ПФР.

Территориальное отделение ПФР соответствующего субъекта Российской Федерации создается постановлением правления ПФ в целях осуществления государственного управления средствам обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

В число основных обязанностей территориального отделения ПФ входят следующие:

- исполнение бюджета отделения в соответствии с плановым показателями, утвержденными правлением ПФР.

- организация работы по учету средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, целевому использованию средств обязательного пенсионного страхования, а также ком роль за их использованием;

-финансирование расходов на выплату трудовых пенсий, пенсий, по государственному пенсионному обеспечению и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- организация и ведение государственного банка данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших, в правоотношения по обязательному пен­сонному страхованию;

-организация работы по назначению (перерасчету) и доставке трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсион­ному обеспечению, выплате трудовых пенсий, пенсий по госу­дарственному пенсионному обеспечению и социальных посо­бий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

-организация работы по ведению базы данных по пенсио­нерам;

-организация и ведение индивидуального (персонифициро­ванного) учета сведений обо всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством о таком индивидуальном учете в системе пенсионного страхования;

-разрешение споров по вопросам уплаты взносов, назначения (перерасчета) и организации доставки трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплаты трудо­вых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспече­нию и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти (удержания из пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и др.);

- ведение учета страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

- решение других вопросов, отнесенных к компетенции отде­ления в соответствии с законодательством.

В ходе осуществления своей деятельности территориальные от­деления ПФР также взаимодействуют с различными органами соответствующего уровня государственной власти и организаци­ями.

 

Вопрос № 5.Организация работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации в районах (городах).

Пенсионное обеспечение на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (далее — местные органы пенсионного обеспечения). В отдельных населенных пунктах райо­нов, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться Должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются этим органам.

Местные органы пенсионного обеспечения являются пра­вопреемниками органов социальной защиты населения района (го­рода) в части, касающейся назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обес­печению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Местные органы пенсионного обеспечения непосредственно подчиняются территориальному отделению ПФР.

Именно на местные органы пенсионного обеспечения падает наибольший объем работы по обеспечению пенсиями граждан. Содержание их работы разнообразно. Они выполняют самые различные по своему характеру функции, а именно:

- прием документов для назначения пенсий;

- назначение, перерасчеты, выплату пенсий;

- доставку пенсий;

-финансовое обеспечение пенсий;

взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности;

- прием населения по вопросам пенсионного обеспечения;

- работу с общественными организациями;

- ведение индивидуального (персонифицированного) учета;

- проверку организаций всех форм собственности по соблюдению законодательства о пенсиях;

- организацию и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и др.

Рассмотрим организацию работы местных органов пенсионного обеспечения по основным направлениям их деятельности.

 

Работающих граждан к назначению пенсии представляют организации независимо от форм собственности, на которых они работают, и индивидуальные предприниматели, использующие труд работников.

В организациях приказом (распоряжением) руководителя назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов. В крупных организациях, на предприятиях образуются пенсионные отделы или комиссии.

Их главная задача - правильно оформить документы для назначения пенсии и своевременно представить в местный орган пенсионного обеспечения. В организациях составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два-три года. В списках указываются фамилия, имя, отчество будущего пенсионера, год рождения, дата предстоящего выхода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), страховой стаж (ССт), полный домашний адрес. Один экземпляр списка направляется в пенсионный орган района (города). В период составления списка проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитываются все виды стажа (особенно тщательно проверяются ЛТС и ССт). При необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и др. Все это делается заблаговременно, с тем чтобы к моменту подачи заявления гражданином в наличии были все необходимые документы.

Все предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории района (города), распределены между работниками местного органа пенсионного обеспечения, которые на каждую организацию заводят так называемое наблюдательное дело. В нем хранятся:

- приказ (распоряжение) руководителя организации о назна­чении конкретного лица, ответственного за подготовку докумен­тов;

- списки лиц, уходящих в ближайшие годы на пенсию;

-перечень производств и работ с особыми условиями труда.

Ежегодно работник местного органа пенсионного обеспечения

проверяет закрепленные за ним предприятия, организации, уч­реждения с выездом на место. В результате проверки оформляется акт, который подшивается в наблюдательное дело. С содержанием акта проверки знакомятся руководители предприятия и местного пенсионного органа. В отдельных случаях результаты проверки до­кладываются администрации района (города).

В акте отражаются следующие сведения:

-общая численность работающих лиц в организации;

- наличие выписки из приказа (распоряжения) администра­ции организации о назначении ответственного лица (представи­теля) и его заместителя;

- наличие или отсутствие журнала регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (по установленной форме), а также журнала или списка лиц, которые в связи с достижением пенсионного возраста приобретут право на пенсию через два-три года, и журнала регистрации заявлений на перерасчет пенсий (по установленной форме).

В организациях, где есть производства или работы с особыми условиями труда, должны быть извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же извлечения должны быть из данных спис­ков по соответствующему структурному подразделению организа­ции (цеху, отделу, участку и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.