Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудового права 1 страница




Законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы

Споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства

Часть пятая

 

Раздел XIII. Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых

 

Глава 56. Общие положения

 

Статья 352. Способы защиты трудовых прав работников

 

1. Гражданам РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Статья 45 Конституции РФ предусматривает, что каждый вправе защищать права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

2. Новый Трудовой кодекс установил, что обеспечение государством прав каждого на защиту его трудовых прав и свобод является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК). Такая защита, согласно ст. 352 ТК, осуществляется различными способами, в том числе и в судебном порядке. Права и интересы работника защищают государство, профсоюзы, иные представители работников (ст. 31 ТК). Допускается и самозащита работниками своих трудовых прав (см. гл. 59 ТК и комментарий к ней).

 

Глава 57. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового

 

Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

1. К числу специально уполномоченных государственных органов и инспекций, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, относятся:

органы федеральной инспекции труда (ст. 354-365);

федеральные надзоры России:

а) Федеральный горный и промышленный надзор России осуществляет государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК);

б) Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, осуществляет государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369 ТК).

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы: Государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК) и Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК).

2. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.

3. Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" в ред. от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 472) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878) прокурор при осуществлении государственного надзора имеет право: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов, иметь доступ к их документации и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предупреждения о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иному виду ответственности, предусмотренному законом.

 

Статья 354. Федеральная инспекция труда

 

1. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

2. Положение "О федеральной инспекции труда" утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760). Это Положение с некоторыми редакционными изменениями в отличие от положений о других инспекциях включено в Трудовой кодекс, который устанавливает, кто осуществляет руководство деятельностью федеральной инспекции (ст. 354); принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда (ст. 355); основные права государственных инспекторов труда (ст. 357); обязанности государственных инспекторов труда (ст. 358); порядок инспектирования организаций (ст. 360) и другие вопросы их работы (ст. 361-365).

Органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

3. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.

Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития РФ - Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ является заместителем Главного государственного инспектора труда РФ.

Заместители руководителя указанного Департамента являются Главным государственным правовым инспектором труда РФ и Главным государственным инспектором РФ по охране труда.

Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда.

Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).

Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.

4. В соответствии с п. 7 Положения о федеральной инспекции труда приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. N 65 (БМТ. 2000. N 5) утв. Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации.

Государственная инспекция труда входит в состав федеральной инспекции труда - единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.

5. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспектора труда и иные должностные лица государственной инспекции труда:

руководитель государственной инспекции труда - Главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации;

заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель Главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (по правовым вопросам);

заместитель руководителя государственной инспекции труда - заместитель Главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (по охране труда);

начальники отделов и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), являющиеся главными государственными инспекторами труда по соответствующим направлениям (отраслям, группам отраслей) государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

главные государственные инспектора труда и государственные инспектора труда (по правовым вопросам и по охране труда).

 

Статья 355. Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда

 

1. Трудовой кодекс в главе "Основные начала трудового законодательства" исходя из общепринятых принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 45) к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением. Реализацией этих принципов служит деятельность органов федеральной инспекции труда.

2. Принцип законности и объективности в деятельности органов федеральной инспекции труда является основой в работе инспекции, в реализации полномочий этого органа государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и его охране.

3. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда, при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов. Принцип независимости федеральной инспекции труда является основополагающим в деятельности этих должностных лиц по защите прав и законных интересов работников и работодателей.

 

Статья 356. Основные полномочия органов федеральной инспекции труда

 

1. Закрепленные в комментируемой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основываются на Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда" (1947 г.), ратифицированной Россией 11 апреля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698).

2. В соответствии с п. 6 Положения о федеральной инспекции труда государственные инспекции труда осуществляют следующие основные функции:

1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;

2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

3) рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об административных правонарушениях;

4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства РФ о труде и охране труда;

5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства РФ о труде и охране труда;

6) обобщают опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда;

7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;

8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.

Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития РФ наряду с функциями, указанными в п. 6 настоящего Положения, выполняет следующие функции:

1) руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда;

2) обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение;

3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике;

5) готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда.

 

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

 

1. Статья 357 ТК, регулирующая права государственных инспекторов труда, отвечает общепринятым международным требованиям к деятельности и полномочиям государственных органов по подбору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Ее базой является известная Конвенция МОТ N 81, которая ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ. В комментируемой статье Кодекса отражены основные полномочия государственных инспекторов в процессе осуществления надзорно-контрольной деятельности.

2. Государственные инспекторы труда имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать, в целях проведения инспекции, организации любой организационно-правовой формы;

осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;

привлекать к административной ответственности в установленном законодательством РФ порядке лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде и охране труда;

по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд.

3. Государственные инспектора по охране труда наряду с указанными выше правами имеют право:

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производств и внедрение новой техники, а также новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;

запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);

приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.

Главный государственный инспектор труда РФ и руководители государственных инспекций труда имеют право:

приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;

направлять в суды, при наличии заключений государственной экспертизы условий труда, требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

 

Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

 

1. Положение о федеральной инспекции труда, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78, предусматривает (п. 12), что должностные лица при осуществлении своих полномочий руководствуются только федеральными законами и Конституцией РФ и несут в соответствии с законодательством РФ ответственность за противоправные действия или бездействие.

2. Обязанности государственных инспекторов труда определены также в Федеральных законах: "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г.; "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда".

Государственные инспекторы труда являются федеральными государственными служащими и на них распространяется Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990), который определяет права государственного служащего (ст. 9) и основные его обязанности (ст. 10). Государственный служащий, в частности, обязан обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений, организаций и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

 

Статья 359. Независимость государственных инспекторов труда

 

1. В отличие от органов внутриведомственного государственного контроля или ведомственных инспекций сам статус и условия работы госслужащих делают их независимыми и самостоятельными в принятии решений, свободными от внешнего влияния.

2. Согласно ст. 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственная служба основана, в частности, на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечения их прав.

 

Статья 360. Порядок инспектирования организаций

 

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ (см. ст. 10 ТК).

Основополагающим правовым актом, регулирующим и устанавливающим порядок инспектирования организаций, является Конвенция МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947), ратифицированная Россией.

2. Должностные лица и органы федеральной инспекции труда в своей работе по инспектированию организаций руководствуются также Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702) и принятым в соответствии с ним Положением о федеральной инспекции труда и Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (см. ст. 227, 353 ТК и комментарии к ним).

3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3436) регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти и иными органами, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. Требования данного Закона полностью применимы и к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, осуществляемого органами системы федеральной инспекции труда.

Порядок проведения мероприятий по контролю следующий (ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г.).

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

наименование органа государственного контроля (надзора);

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

4. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

5. Закон предусматривает ряд ограничений при проведении мероприятий по контролю, которые необходимо учитывать в процессе инспектирования.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников, проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну или полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

 

Статья 361. Обжалование решений государственных инспекторов труда

 

1. Статья 361 ТК предусматривает два порядка обжалования решений государственных инспекторов труда - административный и (или) судебный.

Административный порядок предполагает подачу жалобы вышестоящему по подчиненности должностному лицу или органу. Если решение по жалобе принято Главным государственным инспектором труда РФ и жалоба оставлена без удовлетворения, то решение может быть обжаловано в судебном порядке по правилам гражданского процессуального законодательства.

В суд можно обратиться и непосредственно, без подачи жалобы в порядке подчиненности.

2. Постановление государственного инспектора труда об административном правонарушении может быть также обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение (п. 2 ст. 30.1 КоАП). Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (п. 3 ст. 30.1 КоАП).

3. Предписание государственной инспекции труда о восстановлении работника на работе может быть обжаловано работодателем в суд (см. ст. 357 ТК и комментарий к ней).

4. На государственных инспекторах труда лежит обязанность доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г.).

 

Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

1. О видах ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, см. ст. 419 ТК и комментарий к ней.

2. Государственные инспекторы труда (правовые по охране труда) имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.