Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пенсионный фонд РФ




 

Прослеживая эволюцию отношения общества к людям, не способным зарабатывать себе на жизнь по причине преклонного возраста, уровню и масштабам заботы о стариках, трудно дать однозначную оценку. С одной стороны, и в Древней Греции, и в Древнем Риме сохранялось привилегированное положение старых людей, сложившееся еще при первобытнообщинном строе. Но с другой стороны, власть стариков и уважение к ним еще отнюдь не означали проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Свободные граждане могли рассчитывать на весьма малую помощь со стороны общества. Так, в Афинах существовало подобие пенсионной системы, обеспечивавшей граждан, «которые вследствие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе хлеба», небольшим ежедневным пособием.

Организация государственной системы помощи старикам появилась намного позже, чем аналогичные формы общественной заботы о детях.

В 1891 году в Дании был принят закон, фактически предопределивший переход от страхования на случай старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера. Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший 60-летнего возраста, имел право на получение пожизненной пенсии, выплачивавшейся за счет средств государственного казначейства и доходов местных общин. Впервые в истории старость была признана законным основанием для гарантированной помощи со стороны государства в виде пенсии.

Слово «пенсия» (от латинского «Pensio» – платеж) означает ежемесячные денежные выплаты гражданам в целях компенсации заработка или иного дохода, получаемого ими перед установлением пенсии в целях предоставления им средств к существованию.

Наиболее значимое для России событие, касающееся формирования пенсионной системы, произошло 6 декабря 1827 г. Именно в этот день император Николай I утвердил «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим» и подписал указ Правительствующему Сенату «к приведению его в действие» с 1 января 1828 г. Пенсии и пособия государственным служащим в России выплачивались и ранее, но правила, по которым эти выплаты производились, не имели надлежащей определенности.

Принципиальные положения пенсионного законодательства оставались неизменными в течение многих лет.

В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения велика – в России оно затрагивает жизненно важные интересы почти 38,650 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев.

В первые годы рыночных реформ государственная пенсионная система переживала кризис, который был вызван резким скачком цен в 1992 г., не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии. Доходы пенсионеров хронически отставали от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости (с учетом компенсации) было в несколько раз ниже (в сопоставимых ценах), чем до начала либерализации цен в 1992 г.

По состоянию на 31.12.2010 года в РФ насчитывается39 711 168 пенсионеров. В настоящее время пенсии и пособия за счет средств Пенсионного фонда получают свыше 40 млн. россиян.

 

Средний размер пенсий, который в состоянии выплачивать государство, можно рассчитать, исходя из макроэкономических показателей, усредненных по всем ее получателям, по формуле:

Пср. = (ВВП/Ч раб.) х К х (Ч раб./Ч пенс.),

 

где: Пср. – средний размер пенсии;

К – доля ВВП, идущая на выплату пенсий;

Ч раб. – количество работающих (занятого населения), которые создают ВВП;

Ч пенс. – количество пенсионеров.

 

Первая составляющая формулы характеризует производительность труда в стране. Вторая – определяет ту долю, которую общество считает возможным направить на пенсионное обеспечение. Третья – показывает соотношение количества работающих к количеству пенсионеров.

Как видно основным фактором, влияющим на размер пенсии, является производительность труда и общее состояние экономики.

Повышению пенсии должен способствовать переход на страховую систему пенсионного обеспечения, при котором размер пенсии зависит от количества лет уплаты взносов и от их суммы.[127]

В последнее время особенно актуальной для обсуждения становится тема пенсионной реформы.

На протяжении последних лет реформа пенсионной систем считается одной из первоочередных задач социальной политики. Это обусловлено тем, что распределительная пенсионная система не удовлетворяла потребности общества. Кроме того, в среднесрочной перспективе возможно было нарушение ее финансового равновесия, прежде всего, из-за изменения возрастной структуры населения, ухудшения количественного соотношения между занятыми и пенсионерами.

Выработка оптимальной стратегии реформирования предполагала выбор методологии оценки совокупности факторов, влияющих на состояние пенсионной системы.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране – это всеобщность, обязательность, гарантированность, независимость от форм собственности, соответствие международной практике.

Система государственного пенсионного обеспечения в СССР основывалась на принципе солидарности поколений и носила распределительный характер. Младшее поколение трудилось и уплачивало страховые взносы, за счет которых выплачивались пенсии старшему поколению. Организация современной системы пенсионного обеспечения в России началась с создания Пенсионного фонда РФ (ПФР) и ее перехода на накопительный принцип. Ее главная особенность состоит в том, что работник должен накапливать свою будущую пенсию самостоятельно на собственном индивидуальном счете в специализированной страховой компании. Участие государства при этом сводится к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений. При этом делается упор на возрастание «инвестиционной заинтересованности» пенсионных накоплений, которые должны оживить переходную экономику.

Основными направлениями проведения пенсионной реформы являются:

− завершение формирования нормативной правовой базы обеспечения проведения пенсионной реформы;

− совершенствование регулирования:

· профессиональных пенсионных систем в РФ;

· порядка финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и инвестирования пенсионных накоплений;

· финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в негосударственных пенсионных фондах;

− повышение уровня пенсионного обеспечения с тем, чтобы в среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум пенсионеру, и соответственно были бы повышены базовые части трудовых пенсий;

− разработка мер по развитию механизмов обязательного пенсионного страхования, дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования;

− уточнение правового статуса Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов;

− разработка мер по повышению эффективности инвестирования средств пенсионных накоплений и предотвращения конфликта интересов в сфере формирования и инвестирования пенсионных накоплений, определения порядка инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов;

− установление требований к раскрытию информации негосударственными пенсионными фондами;

− развитие институциональной основы актуарной деятельности.[128]

В настоящее время управлением финансами пенсионного обеспечения в государственном масштабе занимается Пенсионный фонд России, являющийся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов [129].

 

 

Рис. 8. Структура Пенсионного фонда России

 

Основные социально значимые функции Пенсионного фонда:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям РФ и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализацию Программы государственного софинансирования пенсии, в которую по состоянию на январь 2012 г. вступили свыше 7 000 000 россиян.

Первоначальную деятельность пенсионного фонда регламентировалась Положением о Пенсионном фонде России, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 №2122-1, в соответствии с пунктом 3 которого ПФР обеспечивал контроль (с участием налоговых органов) за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов.

К законодательству об обязательном пенсионном страховании также относится Конституция РФ, федеральные законы РФ «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в РФ», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»,
«Об обязательном пенсионном страховании» и др.

ФЗ-167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» был принят 15 декабря 2001 г. Он установил основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определил правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с ним субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию выступают:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы приравниваются к индивидуальным предпринимателям. К страхователям также приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

· работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

· самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

· являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

· работающие за пределами территории РФ;

· являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

· иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с законом страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, а страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию считается:

· страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

· страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

· страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

· социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок.

Федеральные органы государственной власти наделены следующими полномочиями по обязательному пенсионному страхованию:

· установление порядка принятия бюджета Пенсионного фонда РФ и порядка его исполнения;

· утверждение бюджета Пенсионного фонда РФ и отчета о его исполнении;

· определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

· определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

· управление системой обязательного пенсионного страхования;

· обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в объеме, предусмотренном бюджетом Пенсионного фонда РФ;

· определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение трудовой пенсии, в том числе ее накопительной составляющей.

Законодательством также установлены права и обязанности страховщика и страхователя.

Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным.

В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений,
а также расходы бюджета Пенсионного фонда РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

· страховых взносов;

· средств федерального бюджета;

· сумм пеней и иных финансовых санкций;

· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

· иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда РФ.

Расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ имеет целевое назначение и осуществляется на:

· выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

· доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ;

· финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);

· иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений страховых взносов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда РФ в полном объеме. Указанные средства расходуются в следующем порядке:

· на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;

· на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.

Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда РФ определяется федеральным законом.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ определяется в соответствии с законодательством РФ.

Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв, формирование и расходование которого определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Порядок формирования и индексации расчетного пенсионного капитала определяется следующим образом.

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней[130] осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

За нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании предусмотрена ответственность.

Например:

- нарушение страхователем установленного срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ при отсутствии признаков нарушения законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей;

- нарушение страхователем установленного срока регистрации в органе Пенсионного фонда РФ более чем на
90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей;

- неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм страховых взносов;

- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое должно было сообщить их в орган Пенсионного фонда РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей;

- те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Гражданам выдается Пенсионная книжка застрахованного лица. Она служит для отражения информации о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ.

Застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд, начиная с 1 января 2004 года.

До 2001 г. страховые взносы работодателей в размере 28% от фонда оплаты труда в Пенсионный фонд являлись основным источником финансовых ресурсов фонда.

Также в пенсионный фонд с заработка граждан отчислялся 1%.

Длительное время основным источником финансовых ресурсов фонда являлся единый социальный налог, а с 01.01.2010 г. - страховые взносы плательщиков, установленные ФЗ №212.

Пенсионный фонд не занимается собственно выплатой пенсий, он лишь перечисляет необходимые для этого средства органам социальной защиты, которые осуществляют расчеты с пенсионерами.

С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной. Вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

Размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части соответствующей пенсии, который устанавливается в твердом размере.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным инвалидами I, II и III группы.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 8% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии.

На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями.

Размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

 

Периодически проводится индексация размера трудовых пенсий – увеличение размера трудовых пенсий в целях повышения уровня жизни пенсионеров в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы в РФ[131].

 

В России устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

· трудовая пенсия по старости;

· трудовая пенсия по инвалидности;

· трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности.

Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Она назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости[132].

 

Размер трудовой пенсии по старости = СЧ + НЧ, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении в 2010 году он составляет 192 месяца;
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

Расчет пенсионного капитала (ПК) осуществляется по формуле:

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где

ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002;
СВ – сумма валоризации[133];
ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002;

ПК2 = (РП-БЧ) х Т

РП – расчетный размер трудовой пенсии, определяемый с учетом стажа и заработка конкретного лица по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП

СК – стажевый коэффициент, который составляет 0,55 за общий стаж 20 лет у женщин, 25 лет у мужчин и повышается на 0,01 за каждый год общего трудового стажа сверх 20 и 25 лет соответственно, но не более чем на 0,20.

Периоды, включаемые в общий трудовой стаж (в календарном порядке):

· периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, периоды творческой деятельности;

· служба в Вооруженных Силах и приравненная к ней служба;

· периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

· период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

· ЗР/ЗП – отношение заработка застрахованного лица (ЗР) за 2000-2001 г. по данным индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 01.01.2002 г. к среднемесячной зарплате в стране (ЗП) за тот же период. Данное отношение учитывается в размере не свыше 1,2 за исключением “северян”, для которых эта величина может быть от 1,4 до 1,9.
СЗП – средняя зарплата в РФ за III квартал 2001 г. равна 1671 рубль.

По состоянию на 01.01.2010 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2562 рубля в месяц.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении пенсии в 2010 году - 192 месяца[134].

Трудовая пенсия по инвалидности

С 1 января 2010 года изменен порядок пенсионного обеспечения граждан, признанных инвалидами. Назначение трудовой пенсии по инвалидности производиться исходя из группы инвалидности.

Согласно действующему пенсионному законодательству трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Перерасчет размера трудовой пенсии по инвалидности осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда РФ без дополнительного переосвидетельствования и без истребования соответствующего заявления.

Условиями начисления трудовой пенсии по инвалидности являются:

· признание лица инвалидом I, II или III группы;

· наступление инвалидности гражданина не связанное с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке;

· наличие хотя бы одного дня страхового стажа.

Размер трудовой пенсии по инвалидности = ПК/(Т х К) + Б, где

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году он составляет 192 месяца;

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.

Размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

СЧ = ПК / (Т х К) + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении пенсии в 2010 году он составляет 192 месяца;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) к 180 месяцам, по состоянию на указанную дату (До достижения инвалидом возраста 19 лет нормативная продолжительность страхового стажа составляет 12 месяцев, затем увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, но не более чем до 180 месяцев;
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности[135].

 

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Нетрудоспособными членами семьи признаются:

· дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами;

· один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают.

· родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

· дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца:

· наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа;

· наступление смерти кормильца не связанное с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца = ПК / (Т x К) / КН + Б, где

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году он составляет 192 месяца;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца[136].

 

Социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца)

В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на получение социальной пенсии имеют следующие категории нетрудоспособных граждан:

· инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;

· дети-инвалиды;

· дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;

· граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

· граждане, достигшие 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в РФ нетрудоспособные граждане.
Социальная пенсия по инвалидности устанавливается гражданам:

· инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства;

· детям-инвалидам.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается гражданам:

· детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявших одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери.

Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам:

· из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам);

· достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам). При этом социальная пенсия, назначенная данным гражданам, не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет, за исключением социальной пенсии, назначенной гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам).

Государственная пенсия за выслугу лет

В соответствие с существующим пенсионным законодательством право на получение государственной пенсии за выслугу летимеют:

· федеральные государственные служащие;

· военнослужащие;

· космонавты;

· работники летно-испытательного состава.

Условия назначения государственной пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим:

· наличие стажа федеральной государственной службы не менее 15 лет;

· замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 месяцев;

· непосредственно перед увольнением;

· увольнение с федеральной государственной службы.

 

Важную роль в дополнительном пенсионном обеспечении граждан играют негосударственные пенсионные фонды. Они являются некоммерческими организациями, цель деятельности которых связана с аккумулированием пенсионных взносов, размещением пенсионных резервов, учетом пенсионных обязательств фонда и выплатой негосударственных пенсий участникам фонда. Негосударственные пенсионные фонды появились на основании указа Президента в 1994 г.
«О негосударственных пенсионных фондах». В настоящее время действуют на основании ФЗ №75 от 7 мая 1997 г. Необходимость их функционирования обусловлена неэффективностью государственной пенсионной системы и возможностью получения дополнительной пенсии.

Негосударственные пенсионные фонды являются страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ и выполняют функции:

· разрабатывают правила фонда;

· заключают пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;

· аккумулируют пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

· ведут пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

· ведут пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

· ведут пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;

· информируют вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;

· заключают договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

· оплачивают услуги и возмещают расходы иных организаций, предоставляющих услуги по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;

· определяют инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

· формируют имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и размещает составляющие его денежные средства;

· формируют пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;

· организуют инвестирование средств пенсионных накоплений;

· заключают договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

· оплачивают расходы, связанные с размещением средств пенсионных резервов;

· оплачивают расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений;

· ведут в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;

· осуществляют актуарные расчеты;

· производят назначение и осуществляют выплаты негосударственных пенсий участникам;

· производят назначение и осуществляют выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;

· производят назначение и осуществляют выплаты профессиональных пенсий;

· принимают меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов и др.[137]

За январь—сентябрь 2009 года количество негосударственных пенсионных фондов (НПФ) сократилось на 63, до 172. По данным 167 НПФ, предоставивших отчетность, совокупный объем собственного имущества увеличился на 17,1%, до 678,6 млрд. рублей (на 7,5% за аналогичный период 2008 года), а пенсионных резервов — на 11,9%, до 518,0 млрд. рублей (на 7,2%). Объем пенсионных накоплений за январь—сентябрь 2009 года возрос на 101,8%, до 71,7 млрд. рублей (на 49,2% за аналогичный период 2008 года). В 2009 году в Пенсионный фонд РФ (ПФР) было подано 2,2 млн. заявлений граждан о переходе из ПФР в НПФ, что на 1,6% больше, чем в 2008 году[138].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.21 сек.