КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика основных подсистем внешней предпринимательской среды
Сущность внешней предпринимательской среды Под внешней предпринимательской средойследует понимать совокупность условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующих независимо от воли самих предпринимателей. Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), а должны учитывать при ведении собственного дела. Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы: • экономическое положение в стране и регионах, • политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства; • правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики; • государственное регулирование и поддержка предпринимательства; • социальная обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей) и уровнем безработицы; • культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательской деятельности; • научно-техническая, технологическая среда; • наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;" • физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями функционирования предпринимательских организаций, отсутствие проявления форс-мажорных природных катаклизмов;
• институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д. Экономическое положение страны,характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их деятельности, имеют существенное значение-для развития в стране предпринимательства. На развитие предпринимательства положительно или отрицательно влияют такие экономические инструменты, как уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком России, уровень инфляции, число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налрговых ставок, уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм), уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий, недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Важное значение приобретают стабильность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие экономические факторы и условия. Стабильность политической обстановки в стране и в отдельных ее регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предпринимательства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества несомненно имеет большое значение для развития предпринимательства. Важно, чтобы в России все наконец-то поддержали идею о том, что в стране формируется социально ориентированная экономика, а экономическим реформам нет альтернативы.
Правовая среда, не декларирующая, а четко указывающая права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающая цивилизованных предпринимателей от противоправных действий государственных (муниципальных) органов и их должностных лиц, адекватна перспективному развитию страны, является обязательным условием развития предпринимательства. Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. Развитие институционально-организационной среды является важнейшим условием формирования предпринимательства вообще, поскольку многие институты (организации) являются сами предпринимательскими, осуществляя те или иные виды деятельности, и с учетом специализации своей деятельности оказывают соответствующие услуги другим предпринимательским организациям. К таким институтам относятся: • коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации; • страховые организации; • рекламные компании; • специализированные организации по представлению таких профессиональных услуг, как аудит, консалтинг, защита интересов предпринимателей и др.; • учебные заведения по подготовке кадров для предпринимательских организаций; • компании по изучению рынка, проведению специализированных маркетинговых исследований; • компании (организации) — поставщики сырья, материалов, энергии, топлива и других услуг; • оптовые и розничные продавцы; • транспортные компании и др. Важнейшее значение для становления и развития производственного предпринимательства имеют наличие природных ресурсов, их добыча и переработка, особенно дешевых энергоносителей, затраты на которые составляют большой удельный вес. Несомненно, что в тех регионах, где затраты на обустройство предприятий низкие, создаются более благоприятные условия для развития предпринимательства. На развитие предпринимательства большое влияние оказывает демографическая ситуация в стране, отдельных ее регионах. К сожалению, в России складывается неблагоприятная демографическая ситуация: смертность превышает рождаемость, сокращается число трудоспособного населения, растет количество пенсионеров. Предприниматели — высокообразованные люди, не боящиеся идти вперед в одиночку. Поэтому важное значение для развития предпринимательства имеют система образования, особенно высшего, ускорение научно-технического прогресса, внедрение инноваций, которые, по образному выражению П. Друкера, являются инструментом предпринимательства, а базой его являются знания.
Рынок — среда функционирования (существования) предпринимателей. Как показывает мировой опыт развития экономики и предпринимательства, если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимателей, и наоборот, поскольку предприниматели (фирмы, компании) являются ведущими субъектами рыночной экономики наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным предпринимателем. Предприниматели производят товары (работы, услуги) на основе общественного разделения труда не для себя'лично, а для конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимательских организаций, для государства, т.е. в целом для всего общества. Где произведенные ими товары могут быть признаны, где они действительно нужны? Только на рынке, который является формой взаимоотношений хозяйствующих партнеров друг с другом, с потребителями их товаров (работ, услуг). Рынок — это сложное и многостороннее экономическое явление: соединение спроса и предложения; форма общественно-экономических связей между предпринимателями и потребителями, основанных на взаимной купле-продаже то-варов (работ, услуг). Только на рынке проверяется истинная ценность (стоимость) произведенных товаров: ведь если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемой прибыли. Следовательно, рынок есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший фактор развития предпринимательства в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов производства.
Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи различных видов и объемов товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при их приобретении. Никто не может административно (юридически) заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, а предприниматель — самостоятельно хозяйствующий субъект. Рынок имеет по сравнению с командно-административной экономикой значительные преимущества: Во-первых, посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых потребителям товаров (работ, услуг). - Во-вторых, рынок функционирует при наличии относительно ограниченной экономической информации: данных о ценах, конкурентах, издержках производства, числе производителей. В-третьих, преимуществом рынка является высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления. В-четвертых, создаются условия для оптимального использования участниками рынка результатов научно-технического прогресса. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет им иметь временное преимущество перед конкурентами. В-пятых, предприниматель и потребители обладают свободой выбора и действий. Они независимы в принятии решений, заключении различных сделок (договоров), найме рабочей силы и т.д. • В-шестых, рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей. В то же время рынок имеет и негативные стороны. Поэтому, формируя в стране рыночную экономику, новые экономические условия, необходимо знать их. Исходя из зарубежного и весьма солидного российского опыта можно выделить следующие недостатки рынка: • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; • не имеет действенной экономической защиты окружающей среды, только государство может заставить предпринимателей вкладывать средства в создание экологически чистых производств; • не может регулировать правильное использование ресурсов, принадлежащих всему государству (обществу); • не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования; • не гарантирует право всех граждан на труд и доходы; • не обеспечивает развитие фундаментальных исследований в науке; • не ориентирован на производство социально необходимых товаров, а направлен на удовлетворение в основном запросов тех лиц, которые имеют большие деньги: «Миром правят деньги»; • подвержен нестабильному развитию в связи с инфляционными процессами. Поэтому часть функций, которые не может выполнить рыночный механизм, берет на себя государство. Как уже говорилось, рынок есть сфера существования предпринимателей, без него не будет миллионов предпринимателей, а без предпринимателей как самостоятельно хозяйствующих субъектов не может быть развитого рынка. Поэтому все условия и факторы становления цивилизованного развитого рынка являются и условиями становления развитого предпринимательства. Предприниматель только тогда может добиться успеха, если сумеет своевременно и правильно оценить рыночные возможности с точки зрения целей и ресурсов своей фирмы, производить только необходимые субъектам рынка товары и услуги с меньшими издержками и необходимого качества.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |