Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование индивидуальных особенностей и возможностей говорящего




Вопрос 3

Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль его речи, проявляются в манере выступления. Исходя из индивидуальных особенностей, выделяют следующие типы ораторов:

1) ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждения;

2) ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью.

Деление ораторов на типы условно, но имеет под собой научную основу. Академик И. П. Павлов обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности – художественного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь. Отсюда разные типы ораторов (учитывается, какая сторона речи преобладает – эмоциональная или логическая).

Однако каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей. Вначале он может произвести сильное впечатление, увлечь своей эмоциональностью, но затем у слушателей наступает разочарование, так как в выступлении, кроме громких фраз, ничего нет.

Проигрывают и те, кто говорит неэмоционально. Если оратор не использует богатые возможности интонации, не меняет темп речи, не продумает заранее, где сделать паузы, то его выступление звучит монотонно и однообразно.

Каждый ли человек может стать хорошим оратором? Мнения расходятся. Одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие убеждены, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются и воспитываются. Много тысячелетий назад знаменитый оратор Древнего Рима Цицерон сказал: «Поэтами рождаются, ораторами делаются». Хорошим оратором стать не просто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Но при желании каждый может достичь вершин в риторическом мастерстве, искусстве публичного выступления.

Хорошим оратором может стать только тот, кто хотел бы им стать, кто стремится к этому. Природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха. Очень поучительна в этом отношении история с Демосфеном. Каждому известно имя этого древнегреческого оратора. Но не все знают, что его выступления вначале не имели успеха.

Демосфена считают основоположником ораторского искусства. Лучше него никто не выступал публично перед многотысячными аудиториями. Но…Когда Демосфен произносил свою первую речь, то народ смеялся над ним, и, выражая свое недовольство, так кричал, что оратор не мог довести речь до конца. Выступая впервые, он был совершенно не готов для публичных выступлений.

Родственники решили обсчитать Демосфена - еще юношу - при дележе наследства. Рано осиротевший тринадцатилетний мальчик решил обратиться в суд, чтобы отстоять право на свою долю наследства. Возникло дело об опеке. Демосфен не захотел воспользоваться услугами лотографов (прообраз современных адвокатов), которые могли подсказать ему, как надо говорить, рассудив при этом так: «А кто горячей меня отстоит мой же собственный интерес?», «Кто убедительней докажет мое право на отцовское наследство?»

Демосфен вышел и начал говорить. Сказал несколько фраз. В зале послышалось шиканье, свист, топанье ног. Закрыв лицо руками, Демосфен бежал из зала суда. Что же так возмутило афинскую публику? Демосфен отлично знал, что ему надо говорить, но совсем не владел тем, как говорить.

Только ценой огромных усилий, постоянного и упорного труда Демосфен добился признания современников.

У него был слабый, невыразительный голос и последние ряды просто не слышали его. Он картавил и имел привычку подергивать во время речи левым плечом. Выступать с такими дурными манерами перед какой бы то ни было аудиторией, по какому бы то ни было поводу двадцать четыре столетия тому назад считалось верхом неприличия, прямым оскорблением публики. Демосфена освистали, но он оказался человеком необычайно упорным и волевым.

Прибежав домой, он решил срочно начать заниматься и первое, что он сделал, - это сбрил половину волос на голове - чтобы стыдно было появляться перед людьми в таком виде, даже если очень захочется, чтобы не отвлекаться, не выходить из дома, пока он не научится правильным манерам изложения речи.

Чтобы укрепить свой слабый голос, научиться жестикулировать, позировать перед слушателями, владеть мимикой, он устроил себе в подземелье комнату для занятий и работал в ней каждый день. Нередко он уединялся на 2-3 месяца подряд.

У Демосфена был неясный, шепелявый выговор. Чтобы сделать дикцию четкой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Упражнялся он в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъема на крутую гору. Старался научиться говорить несколько стихов подряд или какую-нибудь длинную фразу, не переводя дыхания.

Он затащил к себе домой щенка и, подражая его рычанию, учился произносить звук «р». По ночам он выходил на берег моря, произносил речи вслух, пытаясь перекричать шум прибоя, развивая твердость и уверенность голоса. У себя дома, на тонкой струне он подвесил к потолку тяжелый меч, острие которого приходилось как раз на уровне плеча. Он вставал под этот меч, произнося речь, и когда плечо подергивалось, меч больно колол его. Постепенно Демосфен отвык и от этой дурной привычки.

Прошло около двух лет. Демосфен вновь появился перед аудиторией, и многие стали говорить, что растет выдающийся оратор.

Манера изложения была легкой, выразительной, целесообразной, речь была уверенной, четкой, ясной, плечо не подергивалось, тембр голоса - твердый и уверенный, а мыслей и прежде было не занимать Демосфену. Но от постоянной речевой тренировки она значительно окрепла.

Впоследствии Демосфену был воздвигнут памятник с надписью: «От благодарных сограждан».

Для того чтобы достичь вершин ораторского искусства, важно уметь быстро определять - какой собеседник перед тобой, в каком состоянии он находится, к какому коммуникативному типу относится, как преодолевать барьеры в общении с ним. Исходя из этого – соответствующим образом выстраивать свое выступление, стратегию, тактику, использовать соответствующие речевые приемы, приемы привлечения внимания и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.