КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естествознание и его отличие от гуманитарных наук
Естествознание – наука о явлениях и законах природы. оно включает многие естественнонаучные отрасли: биологию, химию, физику, а также смежные отрасли: биохимию, физическую химию, биофизику и т.д. Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить совокупность природных явлений и процессов, основываясь на трех принципах научного познания действительности: 1. Причинность – связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение и изменение свойств объектов имеет свои основания, называемые причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Причины порождают следствия, следствие, определяясь причиной, оказывает обратное воздействие на нее. 2. Критерий истины. Естественнонаучная истина проверяется практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами. 3. Относительность научного знания. Научное знание всегда относительно и ограничено. Цель ученого – установить границы соответствия знания действительности. Например, классическая механика описывает движение макроскопических тел, но она неприменима для микромира, в котором действуют законы квантовой механики. К настоящему времени сложилась устойчивая традиция различения гуманитарного и естественнонаучного знания по принципиально не сводимым к общему знаменателю особенностям их методов, объектов, образцов научности. Ч. Сноу выделяет «две культуры»: естественнонаучную и гуманитарную. Можно привести следующие аргументы в пользу обособления двух типов научного знания. 1. Объяснение — понимание. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное. Сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение — главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию.
2. Генерализация — индивидуализация. Для наук о природе характерен метод генерализирующий (выделяющий общее в вещах), для вторых — индивидуализирующий (подчеркивающий неповторимость» уникальность явления). 3. Отношение к ценностям. Под ценностями обычно понимают общественную или личностную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики. Из естествознания ценности упорно изгонялись. Но, как показало развитие событий в XX веке, и естественные науки не вправе считать себя полностью свободными от ценностей. 4. Антропоцентризм. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от присущего ему на первых порах антропоцентризма, т.е. представления о центральном месте человека в мироздании в целом. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению. 5. Идеологическая нейтральность — нагруженность. Теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес, называется идеологией. Поскольку истину в области обществознания ищут вполне конкретные представители определенных социальных групп (наций, классов), то происходит взаимоналожение научных и идеологических устремлений, и гуманитарные науки невольно оказываются идеологически нагруженными. Естественные науки идеологически нейтральны. А если в них и представлен какой-либо социальный интерес, то, скорее всего, общечеловеческий. 6. Субъектно-объектное отношение. В области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены. Человек как бы наблюдает природный мир «со стороны», отстраненно. В сфере же гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают.
7. Количество — качество. Естествознание, как известно, превратилось в полноценную науку с тех самых пор, как сумело опереться на экспериментально-математические методы. Именно упор на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов и принес естествознанию славу «точных наук». Гуманитариям в этом плане повезло меньше. Мало того, что изучаемые ими явления плохо поддаются математической (количественной) обработке, так еще и экспериментальные методы исследования весьма затруднены из-за моральных запретов. Из гуманитарных наук разве что у психологии есть обширная экспериментальная база. 8. Устойчивость — подвижность объекта. По сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны. Постоянство же объектов социальных иное. Их динамика вполне сопоставима с протяженностью жизни отдельного человека.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |