КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практикум. 1. Составьте план работы своей мастерской, которая будет работать в школе во время творческой (научной) недели
1. Составьте план работы своей мастерской, которая будет работать в школе во время творческой (научной) недели. Разработайте тематику предлагаемых ученикам на выбор творческих работ и основные виды их деятельности. 2. Разработайте фрагмент занятия с использованием одной из общих форм обучения: индивидуальной, групповой, фронтальной, коллективной, парной. Постройте модель фрагмента во время студенческого семинара, выступив в роли учителя. Запишите и проанализируйте результаты обсуждения занятия. 3. Разработайте план занятия с использованием одной из форм организации обучения: лекции, семинара, занятия с групповой работой, экскурсии, практикума, конференции, кружка, зачета, экзамена. В плане занятия укажите: тему, курс, класс, цели занятия, виды деятельности учеников на отдельных этапах, планируемые результаты, формы их контроля и оценки. 4. Сформулируйте, по выбранной теме задание для школьников, выполнение которого предполагало бы использование метода прогнозирования (символического видения, конструирования правил, гиперболизации, нормотворчества и др.). Опишите рекомендации для учеников по использованию данного метода для выполнения предложенного задания. ЛИТЕРАТУРА Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., 1989. Зотов 10, Б. Организация современного урока: книга для учителя / под ред. П.И.Пидкасистого. — М., 1984. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. — Л., 1926. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / пер. с польск. — М., 1986.
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981. Методы обучения в современной школе: сб. ст. / под ред. Н. И Кудря-шева. - М., 1983. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / пер. с англ. — М. 1999. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб., 2004. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе: книга для учи -теля.-М., 1988. 6.4. Средства обучения и контроля Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы, это необходимый элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду. Средства обучения — материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Средствами обучения называют орудия деятельности учителя и учеников, применяемые ими как по отдельности, так и совместно. Например, демонстрационное оборудование предназначено в основном для педагога, а лабораторное — для ученика; а вот мел и доска или локальная компьютерная сеть могут использоваться ими совместно. Орудия познавательной деятельности увеличивают ее эффективность, поскольку служат средством достижения целей образовательной деятельности. Классификация средств обучения. Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака. Например, выделяют: - по составу объектов — материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной) средства обучения; - по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии) средства обучения;
- по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети) средства обучения; - по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы) средства обучения; - по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли) и виртуальные (мультимедийные программы) средства обучения;
- по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиалъные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы) средства обучения; - по носителю информации — «бумажные» (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (СЕ)-Кот, ОУО) средства обучения; - по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (текстовой материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); - по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры) и перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, мобильные телекоммуникации, системы распределенного образования) средства обучения. Рассмотрим деление средств обучения на группы, каждая из которых может, в свою очередь, классифицироваться по перечисленным выше основаниям. К таким группам относятся: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения1. Натуральные объекты (оригиналы) включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др. К этой группе нередко относят технические средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, которые также яааяются объектами изучения). Изображения и отображения составляют группу, в которую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио- и телепередачи).
Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, учебные книги (учебники, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.). Технические средства обучения (ТСО) включают диапроекторы, кинопроекторы, кодоскопы, школьные радиоузлы, телевизоры, видеомагнитофоны, калькуляторы, компьютеры и др. К этой группе относятся также средства новых информационных технологий: компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, 1 См.: Назарова Т. С. Средства обучения // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. В.Давыдова. — М., 1993. — Т. 2. — С. 387. средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники. Материальные средства обучения дополняются идеальными средствами. Если материальные средства связаны с привлечением интереса и внимания для практических действий, то идеальные средства обучения ориентированы на понимание материала, логику рассуждения, развитие интеллекта. Оба типа средств в совокупности влияют на развитие личностных качеств учащихся. Идеальные средства могут быть материализованы с помощью графического или символического обозначения объекта. Материализованные средства могут становиться также и вербализованными; возникающая при этом речь превращается в мысленную форму, возвращающуюся в область идеального. Отметим такую область средств обучения, как медиаобразова-ние — направление в педагогике, которое предполагает изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.п. В качестве средств медиа-образования в школьном обучении используются элементы информационной среды: учебник, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сети Интернет.
Функции средств обучения. Дидактическая роль и функции каждого средства обучения закладываются в них на этапе проектирования и изготовления. Основными дидактическими функциями средств обучения являются: компенсаторность — т. е. облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья учителя и учеников; информативность — передача необходимой для обучения информации; интегративность — рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; инструментальностъ — безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности учащихся и педагога. В современной школе существует система средств обучения — совокупность предметов учебного оборудования, обладающая целостностью, автономностью и предназначенная для решения образовательных задач. По каждому учебному курсу имеется и постоянно обновляется перечень рекомендуемых средств обучения, имеющих предметную специфику. Например, системы средств обучения по гуманитарным курсам во многом состоят из пособий на печатной основе: учебных книг, дидактических материалов, таблиц, картин. Естественно-научные курсы предполагают значительный объем натуральных объектов, моделей, приборов для наблюдения и эксперимента. Курсы технологии предусматривают наличие станков, инструментов и соответствующих приспособлений.
Существуют официальные перечни учебного оборудования, необходимые для реализации федерального компонента образования, которые обеспечивают государственный стандарт образования. Состав этих документов формируется по модульному принципу и включает в себя комплекты оборудования для практикумов, лабораторно-практических работ, наборы учебных книг и т.д. Современные социальные, образовательные и технологические изменения требуют не только систематического обновления фонда средств обучения, но и их влияния на корректировку целей и содержания образования, разработку новых форм и методов обучения. Особенно ярко данная тенденция проявляется в процессе развития ресурсов сети Интернет и электронных средств коммуникаций, обусловливающих развитие интернет-образования как особого направления в педагогике. Опыт создания в школах отдельных компьютерных кабинетов показал, что в данном случае тормозится использование компьютеров и связанных с ними технологий для изучения других учебных курсов. В этом случае учителя-предметники и ученики считают компьютеры лишь средством обучения информатике и не используют их возможностей в общеобразовательном процессе. Поэтому рекомендуется в каждом учебном кабинете иметь хотя бы один компьютер, подключенный к локальной школьной сети для доступа к базам данных, а также к сети Интернет. Учебные компакт-диски. В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски (СО-КОМ) и ОУО с материалами по различным учебным курсам. На данных носителях информации размещаются различные виды экранно-звуковых средств. Подобные средства предлагается использовать в образовательном процессе для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для домашней самостоятельной работы. Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «ученик—учитель». Однако в настоящее время не вся выпускаемая продукция удовлетворяет дидактическим, эргономическим и другим требованиям к средствам обучения и вызывает подчас справедливые нарекания не только со стороны ученых, но и потребителей — учеников и учителей. Поэтому при выборе учебных СО-КОМ необходимо руководствоваться научными, педагогическими, эргономическими и иными критериями, среди которых отметим следующие. 1. Наличие в учебном материале научно достоверной и педагогически обоснованной информационной системы понятий, законов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому курсу. Развитая система поиска. Функции контроля, рефлексии и оценки учебной деятельности.
2. Соответствие гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления школьников. Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки учеников. 3. Соответствие материала стандартам соответствующей образовательной области, возможность сочетания с «бумажными» учебниками и другими средствами обучения. 4. Интерактивность и личностная ориентация материала. Возможность индивидуальной траектории его изучения. Разделение учебной информации по уровням сложности и способам восприятия (логического, эмоционально-образного). 5. Наличие учебно-познавательных и творческих заданий, связанных с изучаемым материалом и способствующих развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым объектам и проблемам. Возможность создания учениками образовательной продукции при работе с материалом и ее сохранения на жестком диске компьютера. 6. Живая эмоциональная форма преподнесения информации, связанной с изучаемой темой. Преобладание зрительного ряда над речевым и музыкальным, наличие взаимосвязанного потока информации, подаваемого порциями в понятной и логической последовательности, в доступном для учеников темпе. Возможность выбора учеником темпа и ритма деятельности, объема изучаемого материала. 7. Дружественный и интуитивно понятный интерфейс программы. Применение стандартных меню и кнопок на панелях инструментов. Использование возможностей современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием, возможность связи с обновляемыми интернет-ресурсами и удаленными педагогами. Электронный учебник. Электронный учебник выполняется в формате, в котором допускаются гиперссылки, графика, анимация, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Педагог, имеющий учебную информацию по своему предмету, может достаточно быстро по-новому структурировать ее или просто поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех своих учеников. Электронные учебники практически вечны, они не боятся износа и старения, занимают мало места и очень мобильны. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую удобную для чтения форму (изменить цвет фона, текста, размер шрифта); при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника, оформив ее по своему усмотрению. Простыми в изготовлении и эксплуатации являются учебники, выполненные в формате Ыт1 -- основном формате сети Интернет. Его использование позволяет размещать текст учебника и отдельные его материалы на школьном образовательном сервере. Текст учебника также можно размещать на компакт-дисках, в том числе и перезаписываемых. Материал из электронного учебника учитель может дополнить, исправить, отослать ученику по электронной почте, записать на компакт-диск или поместить на образовательный веб-сайт. Электронный учебник обеспечивает режим самообучения, возможность самоконтроля. В электронной школьной библиотеке с помощью поисковых систем значительно легче сориентироваться и найти нужный учебник, а также быстро отыскать в нем нужную информацию: понятие, закон, имя ученого, параграф. Вариативны и мобильны также многие виды работ с электронным учебником. Педагог при необходимости может ограничить доступ дистантных учеников к электронному учебнику или его части, размещенным на веб-сайте, тем самым создавая возможности индивидуального темпа и траектории обучения. Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную траекторию обучения. Однако гипертекстовая система навигации должна строится таким образом, чтобы сохранялись логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов. Электронный учебник предоставляет большие возможности для творческой работы. Учитель и ученики могу! участвовать в составлении собственного электронного учебника, добавлять к нему материалы или задания без существенных затрат на переиздание. «Бумажные» учебники не дают такой возможности, и при их использовании конструирование школьниками личностного содержания образования затруднено. Самое большее, что может сделать ученик, — это делать на полях «бумажного» учебника свои пометки. Учащиеся могут самостоятельно пополнять свой электронный учебник творческими работами, при необходимости помещая их на веб-сайт для широкого доступа. Публикация создаваемых или отбираемых материалов, а также размещение их на веб-сайте существенно повышают ответственность учащихся за качество информации. Электронный учебник предоставляет возможность внесения в него изменений педагогом. Учитель может добавить в учебник свежие данные или те материалы по изучаемой теме, которые он нашел в других электронных библиотеках, книгах или в сети Интернет. Учебник школьника дополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами первоисточников, которые он выбирает для себя. Такой учебник остается в архиве ученика и сопровождает его на протяжении всех лет обучения. В результате у каждого школьника создается личная образовательная библиотека, хранящаяся в компьютере или на СГ)-КОМ. Образовательный веб-сайт. Сайт учебного заведения в сети Интернет — сравнительно новое средство обучения, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий количество и роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения. Сайт (или веб-сайт) — группа взаимосвязанных веб-страниц, расположенных на сервере организации или частного лица и посвященных, как правило, какой-то одной теме. Веб-страница — отдельный документ в сети Интернет, имеющий свой адрес. Например, интернет-журнал «Эйдос» имеет адрес: ,лг^\у.е1йо5.ги/)оигпа1/. Уникальность веб-сайтов делает их универсальным средством для решения многих образовательных задач, среди которых: предоставление информации для учеников, учителей и школ, желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами; использование кибербиблиотек; возможность пополнения их собственными материалами; интерактивные формы коммуникации — чаты, веб-форумы, телеконференции. Как сконструировать сайт учебного заведения, чтобы с его помощью решать общеобразовательные задачи и учить детей успешно действовать в образовательном Интернет-пространстве? Основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные технологии. Школьный сайт должен не решать отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности школы. Педагогическая концепция школы и ее основные структурные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отражение на его титульной странице. Концептуальный характер построения сайта не обязательно предполагает серьезную форму выражения: школьный сайт может быть занимательным, дискуссионным, даже шутливым. Для лицеев и школ с углубленным изучением предметов возможен и научный стиль изложения. Независимо от формы, стиля и конструк-
тивных особенностей сайта педагогаческая концепция школы является основой его функционирования. Школьный сайт имеет два аспекта: внешний и внутренний. В о-первых, школа организует деятельность своих учеников и педагогов в открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть интересна для посетителей, которых привлекают не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. Во-вторых, школьный сайт может стать полезным инструментом для более качественного и эффективного решения задач учебного заведения: проведения интернет-занятий, конкурсов, организации дистанционных педсоветов и родительских собраний, информационной поддержки обучения. Главные принципы конструирования образовательного сайта — его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей — участников процессов, организуемых школой с помощью сайта. Школьный сайт имеет разделы и функции, улучшающие систему администрирования учебно-воспитательного процесса. Дирекция школы с помощью электронных списков рассылки оперативно информирует учеников, учителей, родителей о текущих мероприятиях, обсуждает насущные проблемы, осуществляет диагностические процедуры. Школьный сайт используется для взаимодействия с Департаментом образования, школами региона, образовательными фондами и организациями (вузы, библиотеки, музеи, театры-, санитарная и пожарная службы, магазины учебных пособий и т.д.) К образовательному сайту и связанным с ним технологиям применимы универсальные критерии, справедливые для любых сайтов: технические, эстетические, эргономические, психологические, информационные и др. В то же время сфера образовательной деятельности накладываег специфические требования к конструированию школьных сайтов и педагогическая составляющая является в данном случае главной. Формы и виды контроля образовательного процесса. Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются диагностика, контроль и оценка. Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Она охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др. Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения. Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя: контроль, проверку, учет, оценивание, накопление ста- тистических данных, их анализ, рефлексию; выявление динамики образовательных изменений и личностного приращения в содержании образования, формируемого у школьника; переопределение целей, уточнение образовательных программ; корректировку хода обучения; прогнозирование дальнейшего развития событий. В состав диагностики входят различные формы контроля, который предполагает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Цель проверки — определение уровня и качества обученное™ ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений. Основой оценивания служат результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения: устные суждения педагога, пись менные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой — условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых знаков. К функциям оценки относятся: мотивационная функция — оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение; диагностическая функция — оценка указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика; воспитательная функция — оценка формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника; информационная функция — оценка свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей и других личностных образовательных приращениях. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. Для каждого учебного курса существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описываются, как правило, в содержательно-деятелыюстной форме и характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса. Например: «Вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего» (иностранный язык, X класс) или «Использовать знание зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литератур» (литература, X класс). Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе педагога и в индивидуальных образовательных программах школьников.
Оценка — часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель всякий раз выделяет и поясняет критерии оценки и учит детей формулировать их в зависимости от постатейных целей и особенностей образовательного продукта. Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка — это процесс, деятельность или действие по оцениванию, а отметка — результат этого процесса. Оценка выражается качественно, например: вербально («У тебя получилось найти второй способ решения задачи», «Ты — молодец!»), символически (переходной флаг, желтый кружок), эмоционально (улыбкой, одобрением, порицанием). Отметка же, как правило, выражается количественно (по пяти- или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т. п.). Традиционной является четырехбалльная система отметок: «5» — владеет в полной мере («отлично»); «4» — владеет достаточно («хорошо»); «3» — влацеет недостаточно («удовлетворительно»); «2» — не владеет («неудовлетворительно»). Очевидно, что данная шкала не дает представления о полноте и многообразии образовательных результатов учеников. Многие учителя расширяют данную систему, добавляя к баллам знаки «+» и «-». В ряде школ, лицеев и гимназий применяются десяти-, двадцати- и стобалльные шкалы. В школах личностной ориентации вводят расширенные системы качественно-количественного оценивания: диагностические карты ученика, дневники личных достижений, письменные характеристики. В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый. Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученное™ учащегося важна для того, чтобы определить его приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае может подлежать не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его нынешнего уровня обученное™ с начальным, т.е. степень личностного приращения. Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: оп- рос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др. Повторный контроль предполагает проверку знаний параллельно с изучением нового материала. Это способствует прочности и системности знаний учеников. Периодический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Его цель — диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля является обучающей, поскольку школьники обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности. Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям. Важно, чтобы итоговому контролю подлежали заявленные параметры или их часть. Например, если в начале учебного года учитель поставил цель — обеспечить творческую самореализацию учеников на основе выполнения ими исследований по заданным темам — то именно эта цель и должна быть диагностирована и оценена для каждого ученика и класса в целом. Важно определить содержание и методы контроля, т.е. выяснить, что именно и как будет контролироваться. Традиционно контролю подлежат знания, умения и навыки учащихся, которые проверяются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов. Также можно осуществить контроль достижения учащимися целей обучения, формулируемых в терминах действий учеников. В этом случае проверяются знания, понимание, применение, аналитических действий, обобщений, оценивания. Формы проверки разнообразны. К ним относятся: тестирование, анкетирование, комплексные проектные действия, образовательные ситуации и др. Единый государственный экзамен. Одна из целей перехода к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) — усиление объективности контроля и оценки образовательных результатов выпускников. Считается, если мы отделим функцию оценки ученических результатов от его непосредственных учителей и от него самого — это будет объективно. Однако в данном случае уменьшатся субъективность контроля, а значит, и личностная значимость самого обучения. Если ЕГЭ как элемент системы диагностики и оценки образовательных результатов не учитывает (не проверяет, не оце-
нивает) результатов индивидуальной образовательной траектории ученика, то он не имеет никакого отношения к декларируемой в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» личностной ориентации учебного процесса. В стремлении объективизировать итоговый контроль ЕГЭ отодвигает субъективность ученика и учителя — главных участников образовательного процесса. Очевидно, что ЕГЭ должен быть не основой, а лишь элементом системы контроля и оценивания образовательных результатов выпускников общеобразовательной школы. Данный экзамен следует дополнить оценкой совокупности личностных качеств учащихся, их индивидуальных достижений, уровня сформированно-сти ключевых компетенций. Необходимо разработать требования к подготовке выпускников школы, т.е. описать в деятельностно-личностной форме минимум предметного содержания образования и специальных учебных умений, которыми в обязательном порядке должны овладеть учащиеся. Под деятельностной формой здесь понимаются указания на конкретные виды и способы деятельности, с помощью которых учащийся овладевает изучаемой учебной дисциплиной, а под личностной — указание на то предметное содержание, которое является результатом образовательной деятельности каждого отдельного ученика и требует личностной индивидуализированной оценки. Личностный подход предполагает не только объективные данные по итогам тестирования, но и субъективизм в оценке образовательных достижений ученика. Результаты выполнения тестов не должны являться единственным оцениваемым параметром образования выпускника школы. Необходимо повысить, а не понизить роль учителя в диагностике и оценке образовательных приращений ученика, в комплексном их представлении в соответствии с многогранными целями общего образования. Поиск эффективных механизмов сочетания между субъективной и объективной системами оценивания — задача дальнейших научных исследований. Требования к результатам обучения опираются на внешнюю сторону деятельности школьников с предметным содержанием, которая прямо вытекает из особенностей каждой образовательной области. Контрольные образовательные нормативы наряду с другими видами учебной деятельности предполагают наличие творческой образовательной деятельности. Уровень творческой самореализации школьника должен считаться общенациональным образовательным параметром, проверяемым и оцениваемым наряду с другими образовательными стандартами. Необходимость национальной системы диагностики образования. В свете обсуждаемой проблемы не следует забывать о важной методологической составляющей любой диагностики и оценки — их влиянии на образование. Организаторы ряда международных исследований (Р18А, Т1М8) не скрывают, что одна из целей диагностики учебных результатов — влияние на образовательную политику в международном контексте. Действительно, что проверяется, на то и обращают внимание управленцы, учителя, сами ученики. В этом контексте России необходима национальная система диагностики и оценки результатов образования, в первую очередь общего образования. ЕГЭ не может претендовать на такую систему, поскольку не охватывает всего комплекса образовательных результатов и отражает лишь малую часть стратегических целей отечественного образования,- которые обозначены в «Национальной доктрине», «Концепции модернизации образования до 2010 г.>* и других аналогичных документах. Именно личностное образование, фундаментальная общеобразовательная подготовка, компетентностный подход, реализация творческого потенциала учашихся и другие смысловые ценности образования должны становиться методологическими ориентирами для национальной системы диагностики и контроля образования. Имея такую систему, можно будет говорить о ее взаимодействии или сопряжении с другими системами, реализуемыми в том числе и на международном уровне. Диагностика личностных качеств учащихся. Результаты обучения имеют две стороны: внешнюю, представленную материализованной образовательной продукцией и внутреннюю — личностную. Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и внутренние качества учащихся. Образование как атрибут личности определяется в первую очередь результатами ее внутреннего развития. Для диагностики способностей применяются различные тесты. Не менее эффективным является и ситуативный подход, т.е. диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание конкретной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса. Такой подход в педагоги ке называется герменевтическим. Согласно герменевтике основная задача образования — понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также в собственный субъективный мир. Диагностика образовательных результатов, в том числе и определение уровня развития способностей ученика, происходит путем субъективного «вчувство-вания» учителя в образовывающуюся сущность ученика. Этот подход не отрицает заданное™ диагностических процедур и математической характеристики их результатов.
Личностно ориенгированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, т.е. «понимающих», методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем пятидесяти замеров деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер у пятидесяти учеников. Применение герменевтических методов диагностики требует специальной подготовки учителей, рефлексии, проведения педагогических консилиумов, на которых обсуждаются индивидуальные образовательные движения учеников. Рассмотрим структуру подобной диагностики и оценки результатов обучения. Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся являются: - обеспечение условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования; - выявление образовательных изменений во внутреннем и во внешнем мире учащихся; - соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами. Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся обусловливает следующие параметры контроля: - область творчества; - степень творчества; - уровень самостоятельности; - степень отличия от работ других учеников (оригинальность); - степень отличия от своих предыдущих работ (приращение). может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. Трех-, пяти-, десятибалльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами: - по количеству творческих элементов; - по степени оригинальности элемента;
- по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников; - по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;
- по многообразию человеческих возможностей, использованных для создания образовательною продукта; - по практической пользе и использованию полученною продукта. Уровень развития у школьников личностных качеств определяется путем сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, педагог оценивает уровень развития личностных качеств школьников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например: креативные, когнитивные, оргдеятельностные качества. Можно вести речь об отдельных способностях, уровень развития которых определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. Чтобы обеспечивать и диагностировать уровень развития отдельных качеств ученика, необхо димо обозначить их диапазон. Для оценки итогового уровня развития личностных качеств школьников используются: - текстовые образовательные характеристики ученика; - рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика; Диагностика и оценка творческой деятельности. Результат, предъявляемый учеником, не всегда является продуктом его творчества: одна и та же работа может быть творческой для одного ученика и нетворческой (репродуктивной) для другого. Признание субъективности и относительности творчества ученика — руководящий принцип в планировании, диагностике и оценке его образовательных достижений. Воплощение этого принципа предусматривает рефлексивный анализ учащимися своей деятельности, когда им предлагается, например, ответить на вопросы типа: «Почему я выбрал эту тему работы?», «Что я понял и чему научился, как я ее выполнял?», «Что явилось для меня новым?», «Какие у меня возникали трудности, как я их преодолевал?». Ответы ученика на подобные вопросы дают представление о степени его творческого участия. Одно лишь внешнее выражение результатов деятельности может не отражать адекватных внутренних изменений ученика. Важным признаком творческого характера ученического образовательного продукта является также его отличие от первично заданного учителем или имеющимся у школьника. Отличие продукта от стандарта может иметь как творческое, так и нетворческое проявление. Объем личной творческой продукции в каждой работе ученика различен, что характеризуется понятием «степень творчества».
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |