КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературная форма посланий апостола Павла
Формуляр античного письма. Литературная форма и жанр посланий апостола Павла. Билет 6. Будучи необыкновенно самобытным феноменом (и в богословском, и в литературном отношении), послания апостола Павла во многом следуют законам распространенного во все времена эпистолярного жанра. С точки зрения жанровой формы апостол следовал эпистолярным традициям, сложившимся в иудейском, но, в большей степени, в греко-римском мире. При этом, хотя в посланиях есть формальные элементы античной эпистолярной традиции, апостол проявлял в отношении к ней большую свободу. Библейский дух и собственный пламенный темперамент Павла ломали привычный строй языка. Обладал апостол Павел и несомненным литературным даром. Многие его выражения, такие как «жало в плоть», «нет ни эллина, ни иудея», «буква убивает, дух животворит», «кто не хочет трудиться, тот и не ешь» и многие другие, стали крылатыми. В техническом отношении апостол пользовался помощью своих помощников, которым излагал свои мысли, они же письменно фиксировали их. Порой он сам писал «своею рукою» (Гал. 6, 11), но чаще все-таки просто подписывал послание в конце (2Фес.3,17; 1Кор.16, 21). Доставлял послание через кого-нибудь из братьев, например, Тимофея (1Фес.3,2), так как почта использовалась главным образом государственными чиновниками. Структурные элементы античного письма: а) прескрипт; б) проэмий; в) основная часть; г) эсхатоколл. Прескрипт - Открывающая формула. Это не адрес, который писался на лицевой стороне папируса. Прескрипт включал в себя имя отправителя (в именит. падеже), адресата (в дат. падеже) и краткое приветствие, которое в переводе звучит букв. «радоваться», аналогичное нашему «здравствуйте». Например, такой порядок можно увидеть следующих словах: «написав и вручив им следующее: Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.» (Деян.15,23).
В иудейской традиции привествием являлось пожелание мира (shalom), под которым в религиозном контексте подразумевался Мессианский мир. Проэмий. Иногдав письме присутствовала часть, предварявшая основную и выражавшая благодарениев религиозной или нерелигиозной форме. Это и есть проэмий. Эта часть начиналась обычно словами «я благодарю» или «я благодарен». В иудейских письмах благодарение встречалось редко. Основная часть. Здесь излагалась суть письма. Эсхатоколл. Заключительная часть. Пример эсхатоколла можно увидеть в словах: «Будьте здравы» (Деян. 15,29). Иногда заключительные приветствия писал сам диктовавший. Послания ап. Павла соответствуют указанным особенностям греко-римских и иудейских писем. Основные части посланий апостола Павла: а) открывающая формула; б) благодарение; в) догматическая часть; г) нравственная часть; д) Заключительная часть. Открывающая формула (прескрипт). Все послания апостола Павла начинаются по одной схеме с различными особенностями, которые, однако, строго подчинены жанру. Это может быть очень простая открывающая формула, в которой перечисляются только лишь по именам Павел и его спутники (1Фес.1,1). Традиционные штампы «благодать и мир (shalom)» наполнены христианским пониманием: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Может быть и распространенное обоснование апостольской миссии Павла (Гал.1,1-5). Такие различные особенности указывают на разницу характера отношений Павла с той или иной общиной: от дружеских отношений с македонскими церквами (филиппийской или фессалоникийской), которым не нужно было доказывать авторитет Павла, до порой весьма непростых, как с галатами или коринфянами. А послание к Римлянам имеет торжественное, почти литургическое начало, и уже в приветствии задается главная тема – вселенского спасения всех во Христе (Рим.1,5).
Благодарение (проемий). Обычно это целый период, подготавливающий главную мысль послания. Например, в 1-м послании Солунянам: «Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших...» (1Фес.1,2). В послании к Галатам, написанном в большом волнении по причине серьезного непонимания галатами самой сути христианского Благовестия, апостол Павел в виде исключения заменяет обычное «благодарю» на «удивляюсь» (Гал. 1, 6), что понимается, как гневное обличение, соответствующее духу и напряжению этого послания. Довольно часто бывает трудно определить, где кончается благодарение и начинается главная часть. Такова одна из характерных черт сложного Павлова стиля. Основная часть. Основную часть в посланиях Павла можно разделить еще на две: одна чисто доктринальная, другая, ближе к концу, нравственно-практическая. В принципе так до сих пор строится христианская проповедь. Такое разделение весьма условно. Скорее, это своего рода «центры тяготения», и переход от одного к другому происходит очень плавно и порой незаметно. Заключительная часть (эсхатоколл). Наряду с прощальным благословением здесь мы можем встретить и приветствия конкретным людям, и персональные советы (1Кор.16,15-16) и т.п. Рекордное их количество – в 16-й главе послания к Римлянам, где перечисляется много имен, о которых мало что можно сказать. Как правило, заключительная фраза такая: «благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» или близкая к тому. Вопрос 2. Первое послание к Коринфянам: Понятие о христианской мудрости, как истинной мудрости обличение в разделения на секты (гл. 2-4).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 3644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |