Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемные вопросы. Вопросы для самостоятельного рассмотрения




Тесты

Второе занятие

Вопросы для самостоятельного рассмотрения

 

  1. Каково экономическое содержание «Русской правды»?
  2. Каковы натурально-хозяйственные принципы «Домостроя»?
  3. Какова роль М.В.Ломоносова в становлении экономических знаний?
  4. Каковы экономические взгляды Д.И.Менделеева?

 

 

1. Формирование «политической экономии социализма» (20 - 50-е г.). Взгляды на товарно-денежные отношения и закон стоимости при социализме.

2. Экономические идеи А. Чаянова и Н.Д. Кондратьева.

3. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

4. Хозяйственная реформа 1965 г. и ее обоснование в трудах советских экономистов.

5. Исследование причин и форм застойных явлений в социально-экономической жизни страны. Критика административно-командных методов управления экономикой.

6. Позиция консервативных сил. Несостоятельность курса на возврат к административно-централизованной системе. Позиция сторонников «капитализации» советской экономики. Ее критика экономистами марксистского направления.

 

Основные категории

 

Империализм. Государственно-монополистический капитализм. Линейное программирование. Межотраслевой баланс. Организационно-производственная школа. Семейно-трудовое крестьянское хозяйство. Трудопотребительский баланс. Эконометрика. Административно-командные методы управления народным хозяйством. Хозяйственный расчет. Хозяйственный механизм. Систем оптимального функционирования экономики (СОФЭ). Большой цикл экономической конъюнктуры. Перестройка. Стратегия ускорения. «Шоковая терапия». Либерализация.

 

Контрольные вопросы

 

  1. Какие признаки империализма исследует В.И.Ленин?
  2. Чем объяснял А.В.Чаянов главную причину устойчивости крестьянского семейного хозяйства?
  3. В чем заключается вклад А.В.Чаянова в теорию кооперации?
  4. Какое место отводил Н.Д.Кондратьев рыночным и плановым началам в российской экономике?
  5. В чем сущность теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры Н.Д.Кондратьева?
  6. Почему Б.Бруцкус сделал вывод о несовместимости социализма и рынка?
  7. Как развивались взгляды советских экономистов на товарно-денежные отношения при социализме?
  8. Каких авторов вы можете назвать в качестве представителей российской эконометрики и в чем сущность их взглядов?
  9. Смогла ли советская экономическая наука решить проблему повышения эффективности экономики?

 

 

1. Причинами длинных волн в теории Н.Д.Кондратьева являются:

а) существенные изменения в технике и технологии под воздействием научно-технического прогресса;

б) истощение месторождений полезных ископаемых либо открытие новых;

в) экономическая политика выдающихся государственных деятелей;

г) демографические спады или подъемы.

 

2. Н.Д.Кондратьев считал, что государство, используя национализированную собственность, способно оказывать воздействие на народное хозяйство при помощи:

а) свободных цен;

б) конкуренции;

в) планирования;

г) госзаказа.

 

3. Воззрения А.В.Чаянова по вопросу развития крестьянского хозяйства сводятся к тому, что:

а) мелкое крестьянское хозяйство обладает устойчивостью;

б) необходим переход к социалистической государственной собственности;

в) необходимо соединение сельскохозяйственного и промышленного производства в единое целое;

г) прусский путь развития сельского хозяйства наиболее приемлем для России.

 

4. Для оценки баланса трудового крестьянского хозяйства А.В.Чаянов применял:

а) теорию трудовой стоимости;

б) исторический подход;

в) методы теории предельной полезности;

г) институциональный подход.

 

5. На что ориентируется семейное крестьянское хозяйство по мнению А.В.Чаянова:

а) на максимум прибыли;

б) на оптимальное сочетание дохода и тягот труда;

в) на стабильное существование;

г) на расширение производства.

 

6. В.И. Ленин при создании концепции строительства социализма в России не разрабатывал теорию:

а) кооперации;

б) конкуренции;

в) индустриализации;

г) хозяйственного расчета.

 

7. Кому из представителей отечественной экономической мысли принадлежит исследование монополистической стадии капитализма:

а) М. И. Туган-Барановскому;

б) В. И. Ленину;

в) Г. В. Плеханову;

г) Л. М. Крицману.

 

8. Л. В. Канторович был удостоен Нобелевской премии по экономике за исследования:

а) «длинных волн» конъюнктуры;

б) отраслевых взаимосвязей «затраты - выпуск»;

в) проблем стратегического управления;

г) линейного экономического программирования.

 

9. С помощью метода линейного программирования, открытого Л.В.Канторовичем, нельзя решить такую задачу, как:

а) уменьшение отходов;

б) рациональное использование топлива;

в) наилучшее использование площадей;

г) определение эластичности спроса по цене.

 

10. Разработчиками программы «500 дней» являлись:

а) Е.Гайдар, А.Чубайс;

б) С.С.Шаталин, Г.Я.Явлинский;

в) Ю.Я.Ольсевич, В.Маевский;

г) Дж.Сакс, Я.Корнаи.

 

11.Концепция шоковой терапии основана на идеях:

а) М.Фридмена;

б) Дж.Кейнса;

в) Л.Эрхарда;

г) Ф.Рузвельта.

 

12. Преобразование частной собственности в общественную имеет смысл лишь в том случае, если:

а) это приводит к росту производительности ресурсов;

б) население поддерживает декларируемые цели;

в) в стране имеется политическая стабильность;

г) в экономике имеется значительная доля предприятий, функционирующих на основе достижений НТП.

 

13. Проблема отчуждения в экономической теории заключается в том, что:

а) работники не обладают реальными правами в распоряжении созданным продуктом и доходом, в силу чего снижается заинтересованность в результатах деятельности;

б) акции продаются только членам трудового коллектива, приток внешних капиталов затруднен;

в) частное предприятие в слабой степени зависит от государства;

г) обмену продукцией и информацией между частными предприятиями препятствует несовершенство рыночной системы.

 

14. Формой проявления отчуждения работников от средств производства является:

а) низкая заработная плата;

б) прогулы, опоздания, низкая производительность труда;

в) непродолжительный отпуск;

г) покупка акций предприятия.

 

15. Какая из указанных мер не относится к способам преодоления отчуждения работника от средств производства:

а) сведение всей деятельности работника только к выполнению функциональных обязанностей;

б) продажу акций трудовому коллективу;

в) формирование более тесных отношений между руководством и работниками;

г) распределение части прибыли между работниками.

 

16. Какой фактор не являлся причиной реформирования экономики Советского Союза в конце 80-х годов:

а) стремление модернизировать легкую промышленность;

б) снижение темпов роста экономики;

в) поражение в холодной войне;

г) неэффективность государственной собственности в отдельных отраслях экономики.

 

17. Рыночная трансформация экономики России, осуществляемая с начала 90-х годов:

а) означает возвращение к экономическому учению К. Маркса;

б) приводит к росту государственного вмешательства в экономику;

в) предполагает полный отказ от роли государства и неограниченное действие принципа «невидимой руки», которому отдавал предпочтение А.Смит;

г) основана на идеях либерализма.

 

18. Какая черта не присуща социально-ориентированной экономике:

а) незначительная доля ВВП распределяется через государственный бюджет;

б) значительная доля ВВП распределяется через государственный бюджет;

в) государство помогает тем, кто попал в трудную ситуацию (болезнь, инвалидность и т.д.);

г) государство создает условия для роста материального благополучия трудоспособного населения.

 

 

  1. Каковы принципиальные различия между В.И.Лениным и Марксом в трактовке вопроса объективных условий победы социализма?
  2. Насколько верны были взгляды деятелей меньшевистской партии Г.В.Плеханова и П.П. Маслова, касающиеся того, что Россия не готова к социализму в силу недостаточного развития капитализма?
  3. В чем состоит сущность альтернативной концепции развитого аграрного сектора России, выдвинутой А.В.Чаяновым?
  4. Концепция кооперации А.В.Чаянова находилась в полном противоречии с официальной концепцией кооперации или совпадала с ней?
  5. Каковы особенности монополистической стадии развития капитализма, сформулированные В.И.Лениным?
  6. Почему реализация концепции М.Фридмена в России не принесла положительных результатов?
  7. В чем вы видите причины кризисного состояния отечественной науки в 90-е годы ХХ века?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.