КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы рискаЛ Е К Ц И И «Дети группы риска» (социально запущенные дети) – это наиболее трудная категория детей, нуждающаяся сегодня в социально-педагогической помощи со стороны образовательной системы. Эти дети в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной социальной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни. Воздействие неблагоприятных факторов, а часто нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Среди наиболее существенных причин роста общей численности детей «группы риска» выделяют следующие: - негативные процессы в обществе, нарастание напряженности во многих общественных процессах; - экономический кризис; - острый кризис семьи; - низкий уровень воспитательного воздействия родителей на детей; - распространение обывательских взглядов, в которых главные жизненные ценности заключаются в потребительстве; - слабая материальная база для организации досуга детей, молодежи и т.д. Воздействие указанных причин сопровождается у детей «группы риска» нарушениями социального функционирования и склонностью к различным девиациям, а именно отклоняющемуся поведению, когда нарушается их развитие и социализация вследствие отсутствия адекватного учета средой индивидуальных особенностей и проявляется в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Понятие и сущность категории детей «группы риска» Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории детей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска: - медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.); - социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.); - психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); - педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению и т.д.). У детей возникают отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова. Под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей: 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. Поскольку дети, имеющие риск в поведении, обучении, отношениях, часто называются «трудными», то они чаще, чем другие, испытывают разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ними закрепляются «ярлыки» неудачников, которые становятся установкой и для самих детей. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации детей к нормальной жизни в обществе. Категория «трудных» детей весьма разнородна и обширна, рассмотрим те категории, которые вызывают особое беспокойство со стороны государства и образовательной системы в целом. Дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как «трудновоспитуемость». Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию (усвоение учебных программ и социальных ролей). В зависимости от природы характера и степени дезадаптации можно выделить психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков. Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка и подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода как в семье, так и в школе. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные. К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, прежде всего, можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайние проявления нормы, которые выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка и подростка (акцентуации по гипертимному, сенситивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), а также различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сфер (снижение эмпатии, низкая познавательная активность, безволие, податливость чужому влиянию, неоправданное упрямство и т.д.). К временным формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка. В данном случае трудновоспитуемость проявляется в кризисные периоды психофизиологического развития, которые характеризуются качественно новыми психологическими образованиями, что требует перестройки характера отношений взрослых, родителей, воспитателей, педагогов с ребенком и подростком, а также изменений всей системы воспитательных мер и воздействий, социальной ситуации развития. В этот период перехода от детскости к взрослости происходят серьезные изменения как в организме, психике так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими, взрослыми и сверстниками. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа. В зависимости от степени и глубины деформации содержательной и функциональной стороны процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации. Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерны социальные нарушения и деформации. Как на уровне содержательной, так и функциональной сторон социализации, основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками). Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличается трудолюбием, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. Следствием неправильного подхода к воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных учащихся, усугубляющим трудновоспитуемость и социальную дезадаптацию, выступает социальная запущенность детей и подростков. Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запушенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных учащихся характерны различные серьезные социальные отклонения, а именно такие дети и подростки проявляют асоциальные формы поведения: девиантные и аддиктивные. Девиантное поведение (отклоняющееся) противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение транслируют подростки, которые воспитывались в социуме с ослабленным нормативным контролем. Часто девиантное поведение служит средством самоутверждения, формой протеста против кажущейся или действительно существующей несправедливости взрослых. Аддиктивное поведение определяется порочной склонностью, привычкой к употреблению каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, никотина и т.п. Такое поведение детей и подростков может также быть следствием сильной потребности в лидерстве среди сверстников, когда они не в состоянии приобрести статус лидера иным путем, что в результате становится формой псевдолидерства. Так как термин «запущенный» ребенок близок к прилагательному «упущенный», «попустительский», что является синонимом слова «брошенный», то речь здесь идет не только об ушедших из дома, не имеющих его, «бомжующих» детях «улиц», но и о тех, у которых нет опоры в семье, оказались ненужными своим родителям, т.е. являются «социальными сиротами»; безнадзорными. Под детской безнадзорностью понимается отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно – в безразличии родителей, воспитателей к детям. Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных и благополучных семей. Н.Н. Верцинская относит таких детей к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное. Причины детской и подростковой безнадзорности - рост числа асоциальных семей; - безработные родители; - беженцы и вынужденные переселенцы; - нестабильные браки (разводы); - низкий уровень благосостояния семьи; - негативный опыт отношений с родителями; - неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - наличие у части учащихся негативного учебного опыта. Причины, способствующие росту беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом: - социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.); - социально-педагогические причины ( невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.); - психолого-педагогические причины ( разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.). Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Проблемы детской и подростковой безнадзорности Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований. Эти проблемы классифицируются следующим образом: - проблемы свободы выбора и социального творчества – трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.; - проблемы социальной адаптации и дезадаптации – трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка; - проблемы социальной интеграции или дезинтеграции – трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др. Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики. Однако, по мнению М. С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно. Негативную роль в решении перечисленных проблем играет ведомственная разобщенность. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою «социально-педагогическую нишу», свою роль в социальном воспитании. Роль семьи в социальном воспитании Модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения: - нестабильный брак или родители в разводе; - деструктивные взаимные отношения между членами семьи, - низкий уровень благосостояния; - наличие в семье безработных; - наличие в семье членов с асоциальным поведением; - частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения. Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Роль школы в социальном воспитании Школа как социальная среда также может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др. Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие: - неподготовленность школы к работе с «проблемными» детьми; - «скрытый отсев»; - формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы; - проблемы со здоровьем; - физическое и моральное насилие учителей; - плохое поведение; - неуспеваемость; - отсутствие интереса к учебе и др. Таким образом, анализ перечисленных причин позволяет говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики, создающей условия для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе. Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла. Вместе с тем следует учитывать и то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог — уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 6077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |