Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Один, Хенир, Лодур




 

"Старшая Эдда" называет создателями людей другую троицу. Она еще более загадочна, чем триглав сыновей Бора, между тем Один присутствует в обоих триадах, поэтому следует просмотреть связь между Вили и Ве с одной стороны и Хениром и Лодуром – с другой. Предпринималось много попыток объяснить известные строфы "Прорицания вельвы"(17-18), но Эдда хранила свои тайны. Ниже мы сделаем попытку рассмотреть эту связь с точки зрения мифологического мировоззрения.

“Как-то раз вышли три аса к морю, благие, могучие шагали по свету, нашли на отмели двух неживущих, Аска и Эмблу, судьбы не обретших,- души не имели, ума не имели, ни крови движенья, ни цвета живого: душу дал Один, разум дал Хенир, кровь же дал Лодур и цвет живого...” [225]

“Однажды три аса благих и могучих шли вместе по берегу моря домой. На побережьи нашли они чаявших жребия – Бессильно лежавших там Аскра и Эмблу. Души и дыханья у них еще не было, Теплоты и движенья, и жизненных красок. Гонир душу им дал, дал им Один дыхание, Дал Лодурр тепло и цветущие краски.” [226]

“И трое пришло из этого рода асов благих и могучих к морю, бессильных увидели на берегу Аска и Эмблу, судьбы не имевших. Они не дышали, в них не было духа, румянца на лицах, тепла и голоса; дал Один дыханье, а Хенир – дух, а Лодур – тепло и лицам румянец.” [227]

 

Перевод В.Тихомирова о том, что "Хенир дает разум", кажется нам сомнительным, ведь именно из-за него Мимир лишился головы.

Известен миф о том, что после распри Асы и Ваны обменялись заложниками...

"Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого человека, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Жилище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или сходке и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: "пусть другие решают". Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отрубили ему голову, и послали голову Асам" [228] .

Однако, теперь мы можем предположить, богом чего мог являться Хенир. Если мудрого Мимира меняют на мудрого Квасира, то столь же эквивалентным должен быть обмен и в отношении вана Ньерда. Согласно Младшей Эдде Ньерд связан с морем, его жилище зовется Ноатун ("Корабельный двор"), "его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу". Таким образом, и ас Хенир может быть связан с водами. "Ньерд управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды." С тем же успехом Хенир может отвечать за движение ветра, однако, если учесть, что жизнь скандинавов неразрывно связана с морем, речь идет здесь, по-видимому, о попутном морском ветре или его предвидении. Не случайно, что Аска и Эмблу находят именно на берегу моря и тогда логично, что бог вод Хенир дает "душу" или "дух".

Лодур физиологически ответственен за "тепло и цвет живого" – поэтому он, скоре всего, бог огня и огненной стихии, связанной с физической жизнью. Как ранее уже было сказано, он отвечает за стихийную жизнь, в данном аспекте он так же не управляем, как Локи. Если Лодур – это Локи, он тем более связан с огненной неуправлемой стихией и жизнью, о чем мы писали ранее в нашей статье "Хеймдалль: Белобог против Чернобога"[229].

Один, согласно переводам, дает людям либо душу, либо дыхание, т.е. является Высшей движущей силой воды, огня и прочих стихий – богом пространства и воздушной стихии как олицетворения этого пространства (каковым был у славян Стрибог, а у ведийцев - буйный Рудра).

Сами будущие люди – это дерево, корнями связанное с землей, т.е. четвертая стихия, на которой замыкаются первые три, о чем явно сказано в отрывке с участием Вили и Ве и неявно с участием Хенира и Лодура.

Ранее говорилось о том, что Хенир связан с пророчествами и пониманием божественной воли. В силу этого он может быть связан и с ветрами, так как по индоевропейской традиции ветры переносят волю богов, а часто являются её исполнителями. Вспомним хотя бы знаменитую “Одиссею” Гомера, где ветры вершили суд богов, а в русских сказках именно ветры сообщают герою, где находится предмет его поисков.

Итак перед нами три варианта перевода 63-ей строфы из "Прорицания вельвы".

“Хенир будет гадать на жеребьях, два сына двух братьев в жилище ветра жить будут вместе... Вещать мне еще или хватит?” [230]

“Гонир найдет себе жезл для гаданья... Правят рожденные братьями Твэгги Родиной ветра. – Поймете ль вы весть мою?” [231]

“Хенир берет прут жеребъевый, братьев обоих живут сыновья в доме ветров – довольно ли вам этого?” [232]

 

В них упомянут один из рассматриваемого Триглава – это Хенир. Во всех трех случаях упомянуто жилище (родина, дом) ветров. Согласно Эддам, ветер происходит оттого, что исполинский Орел, сидящий на самой вершине Мирового дерева, машет крылами. Итак, ветер обитает на небе, но может ли эта обитель идентифицироваться, как жилище Высокого-Хрофта-Одина из строфы 62? Этот вопрос интересен тем, что им правят некие братья.

Из перевода В.Тихомирова следует, что это "два сына двух братьев". Если речь идет о Бальдре и Хеде, в таком случае мы обнаруживаем, что отец Хеда – брат Одина. Им может быть как Хенир, так и Лодурр-Локи, второй даже вернее, поскольку Хенир нигде не назван братом Одина, между тем как Локи – кровный побратим Одина, – это во-первых. Во-вторых Хед убил Бальдра не без помощи Локи, и тогда пары налицо – Один-Бальдр, Локи-Хед. Локи – антипод Одина, Хед полностью противоположен Бальдру.

Из второго перевода мы видим, что между строками, относящимися к Хениру-Гониру и к братьям имеется разрыв. Твэгги – это хейти Одина. В таком случае есть две трактовки. Братья Твэгги, т.е. братья Одина – это Вили и Ве; либо, если это "понимать как "братья, урожденные Одином" – речь идет о Бальдре и Хеде, и Хед – сын Одина; а может - о Видаре и Вали.

Из перевода А. Корсуна можно понять, особенно в привязке к строфе 62, где живут сыновья Бальдра и Хеда, а живут они в "доме ветров". С тем же успехом это могут быть сыновья Видара и Вали, либо Моди и Магни.

Невозможно, отдать предпочтение какому-либо переводу, и весть Вельвы в этом месте мы, увы, не понимаем.

Возвращаясь к связи Вили и Ве с Хениром и Лодуром, надо вспомнить об эпизоде из "Перебранки Локи" (строфа 26), если считать Лодура и Локи идентифицированными (а к этому склоняются многие исследователи).

 

[Локи сказал:]

Молчи-ка ты, Фригг!

Ибо Фьегюна дщерь,

как раз ты блудить горазда:

Вили и Ве,

хоть Видрир – твой муж,

с тобою любились оба. [233]

[Локи сказал:]

Ты, Фригг, молчи!

Ты Фьергуна дочь

и нравом распутна:

хоть муж тебе Видрир,

ты Вили и Ве

обнимала обоих. [234]

 

Вот единственный момент, где Локи-Лодур действует вместе с Вили и Ве. Это, кстати, не означает, что сам Локи, "шутник и любимец богов", побратим Одина и такой же великий распутник, не может быть Ве. Ничто не мешает Локи, как и всем прочим эддическим богам, говорить о себе в третьем лице, что мы и наблюдаем в "Старшей Эдде". По непроверенным сведениям в одной из исландских саг Вили и Хенир отождествлены, в таком случае Ве должен быть соотнесен с Локи-Лодуром.

 

Попробуем проанализировать смысл вышеприведенных триад богов.

Во всех четырех отрывках о создании человека имеем некие триады, которые должны составлять неразделимое единство. Рассмотрим три отрывка с участием Лодура и Хенира. Во всех трех фрагментах Лодур дарует жизнь или то, что её обозначает (тепло, румянец, цвет живого, движение, голос). Что такое жизнь в мифологическом мировоззрении? Это божественный дар, но им обладают не только люди, но и прочие существа, растения, животные, а в ряде традиций, даже современных (буддизм), вообще весь мир – живой. Следовательно, наделённые жизнью Аска и Эмбла ещё не люди. Дар жизни указан в стихах третьим, следовательно с точки зрения сказителей, как они понимали божественную иерархию, он имеет третьестепенное значение. Можно сказать, что он соответствует животной душе человека, относящейся к миру инстинктов и ощущений, к возможности движения.

Отметим, что часть нижнего, косного мира уже присутствовала в Аска и Эмбла, тем более они находились на берегу моря, с этим миром связанным, им не приходилось сотворять облик (сила мертвой воды, сила формы им была не нужна). В тоже время Ве творит облик, речь, слух и зрение. В обоих случаях деяния Лодура и Ве соответствуют творению нижних сущностей человека в индуистских традициях. По этим традициям человек состоит из семи частей. Нижние (животные) части называются эфирно-физическое тело (физикоэнергетическое), праническое тело (очущения), астральное тело (чувства), кама манас (животный разум, инстинкты, отчасти “бытовой” разум, связанный с деятельностью человека в отсутствие духа).

Обратим внимание на то, что во всех трёх фрагментах приводится описание качеств, отсутствующих у Аска и Эмбла и дарованных им богами. Приведем эти сочетания.

 

1. Один – душа

Хенир – ум

Лодур – крови движения, цвет живого

 

2. Гонир – душа

Один – дыханье

Лодур – движение и жизненые краски

 

3. Один – дух

Хенир – дыхание

Лодур – румянец на лицах, тепло (жизнь), голос

 

В тексте с участием Одина, Вили и Ве:

 

Один – жизнь, душа

Вили – разум и движение

Ве – облик, речь, слух и зрение

 

Хенир дарит душу, разум, дух. Как мы показали выше, к разуму в бытовом понимании он отношения не имеет, это неточность перевода, зато он, как было сказано асами, является отличным предводителем, одним из необходимых качеств которого считалась наличие интуиции и предвидения. Он непосредственно связан с гаданиями, т.е. он знает судьбу, он ведает. Не случайно ваны убивают не его, а разумного Мимира, знание судьбы для них важнее самого изощренного разума. О разуме и движении говорится и в отрывке связанном с Вили и Ве. Выше было показано соответствие Вили – Хениру. В индуистской традиции такое духовное ведение (божественное предвидение) обозначается термином “будхи”. Кроме того, существует в индуистской традиции понятие “манас” – божественный ум, не связанный с умом бытовым. Он в отличие от последнего, оперирующего сюиминутными событиями и предметами, улавливает “движения сфер” и руководит стихиями, событиями и высшим поведением человека. Переводчики не смогли распознать данный термин Эдды, так как он связан и с духом, и с душой, и с разумом. Отрицательной чертой наличия у кого бы то нибыло “манаса” и “будхи” и отсутствие бытового разума – “кама манаса”, является то, что при непосредственной ближайшей деятельности они непонятны окружающим, как Касандра, пытавшаяся спасти родную Трою от деревянного коня ахейцев. Из-за этого и произошло у ванов некоторое недоразумение с Хениром.

Перейдем к функции Одина в данной триаде. Он отвечает за душу или дыхание, при этом в каждом случае он стоит на первом месте в триаде, за исключением второго случая, где переводчик последовал не самому тексту, а христианской традиции и поставил Гонира (по мнению того, же переводчика, отвечающего за душу) перед Одином, который в силу непонимания Традиции стал отвечать за дыхание.

К сожалению, произошло смешение понятий Дух и дыхание, которые, впрочем, близки у индоевропейцев и славян. Умереть, лишиться духа – “испустить Дух”; оживить что-то – “вдохнуть Дух” (Один в первом отрывке с участием Вили и Ве, отвечает за жизнь и “душу”). Даже в Библии, как первооснова бытия упомянут Дух Божий “И Дух Божий носился над водами”. Понятие Духа Божия, связанного с дыханием человека, в индуистской традиции обозначается словом Атман. Атман – это присутствие Бога в человеке, Дух Бога в человеке. Именно самой высшей ипостаси мира и человека, как Микрокосма и соответствует Один.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.