КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План лекции. Речевая деятельность
Речевая деятельность. Речевая (вербальная) коммуникация. Лекция 4.
- Определение термина. - Функции речевого общения. - Развитие человеческой коммуникации. - Виды речевой коммуникации. - Речевое поведение. - Речевое действие. Общение, как было сказано, строится на основе использования элементов разных знаковых систем. С учетом этого выделяются типы вербальной и невербальной коммуникации, о чем мы уже говорили. Отдельно скажем о свойствах речевого общения, поскольку оно играет заметную роль в профессиональной деятельности любого специалиста в области архитектуры.
** Определение термина. Вербальная (речевая) коммуникация – это общение с помощью языковых знаков – звуков, слов, словосочетаний, предложений. Вербальные коммуникативные средства представляют собой словесное взаимодействие сторон. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения, а словесными средствами можно выразить практически любое содержание. ------------------------------------------------------------------------------------------------- Речевая коммуникация – это общение с помощью языковых знаков ---------------------------------------------------------------------------------------------------
Также в речи употребляются высказывания. В качестве примера вербальной (речевой) коммуникации можно привести любую из лекций, помещенных в данном Пособии. Здесь общение автора с читателем строится с применением речевых знаков русского языка, и можно выделить слова, из которых состоят словосочетания, предложения, и более мелкие знаки – морфемы, звуки. ** Функции речевого общения. Язык – неотъемлемое свойство жизни человеческого общества. Участвуя во всех проявлениях существования людей, он выполняет сножество самых разных функций. Общение между людьми происходит в речевой форме: мы говорим, обращаемся к собеседнику, передаем и получаем информацию с использованием словесных кодов.
Язык – основное средство общения, в качестве дополнительных выступают все невербальные коды – визуальные, аудиальные, поведенческие. Большую роль играет вербальная коммуникация не только как средство общения, но и как орудие мышления и познания. Мы не просто общаемся с применением языковых знаков, мы и думаем, также используя языковые коды. В познании мира, обучении огромную роль играет язык. Язык – это орудие мышления и познания, то есть наш мыслительные процесс осуществляется в форме внутренней речи, мышление также играет главную роль в познании мира, в обучении человека, информация, достижения науки хранятся в речевой форме. Коммуникация между людьми – основной механизм становления самого человека как социальной личности, средство влияния общества на личность. При общении люди сообщают друг другу сведения о самых различных сторонах природной и социальной действительности. С развитием общества развивается и коммуникация между людьми – развиваются информационные средства общения. ** Развитие человеческой коммуникации. Развитие коммуникации происходит по мере развития человеческого общества. Вкратце покажем, как происходит становление человеческого общения начиная с древних времен. В первобытном обществе люди имели лишь зачаточные формы общения, при которых информация получается только из личного опыта воздействия человека на окружающий мир. Человек располагал информацией, полученной и накопленной только им самим. По мере усложнения форм коллективной, общественной жизни, индивиды получают возможность использовать кроме того и информацию, которую приобрели другие члены общества в процессе деятельности, освоения реального мира. Этот важный процесс означал выход индивида за рамки только своей деятельности, на широкое поле общественной жизни, взаимодействия с другими индивидами.
Становление человеческой коммуникации: от получения информации только из личного опыта – к использованию опыта других. В этот процесс обязательно вовлечен язык. ----------------------------------------------------------------------------------------
В ходе освоения информационного поля человек создал важнейший фактор социального общения – вначале коммуникацию, а затем – и массовую коммуникацию. Именно массовая коммуникация стала играть роль специфического вида общественных отношений. Рассмотренный процесс выявляет закономерность: с увеличением объема информации в окружающей жизни люди развивали и совершенствовали формы общения. ** Виды речевой коммуникации. В ходе вербальной (словесной) коммуникативной деятельности происходят следующие процессы (см.: О.Я.Гойхман, Т.М. Надеина): говорение, слушание, чтение, письмо. Именно их комбинация, уместное использование того или иного вида речевой коммуникации с учетом их особенностей позволяют коммуникантам достичь целей общения. Виды речевой коммуникации: говорение, слушание, чтение, письмо. ----------------------------------------------------------------------------------------------
Всегда следует учитывать особенности этих видов речевой коммуникации, например, достичь целей можно в процессе говорения, если профессиональная коммуникация осуществляется во время совещания, деловой встречи, консультирования студента научным руководителем. При этом нужно использовать свойства устного речевого общения, роль невербальных элементов – мимика, жесты, внешний вид говорящего – в процессе воздействия на адресата. Большую роль играет уместность самого использования того или иного вида речевого общения. Так, договориться о работах на объекте (строительство дома, перепланировка квартиры) лучше всего непосредственно на объекте. Тогда можно использовать устную речь, моделировать неформальное общение, речевые и неречевые средства привлечения адресата на свою сторону, в таких ситуациях большую роль играет обратная связь, учет реакции адресата на сообщение, корректирование поведения и речи коммуниканта.
Однако нельзя ограничиваться только устным общением, часть сведений должна быть оставлена в письменной форме, чтобы, например, избежать разногласий с заказчиком, сделать переговоры доказательными. Письменная речь обязательно используется при фиксировании договора на те же строительные и ремонтные работы, когда все условия, финансовые отношения документально закрепляются. Информация передается в дискурсе. Термин «дискурс» широко используется в современной науке, он имеет разные значения. Мы избрали для анализа дефиницию этого термина, позволяющую наиболее корректно и непротиворечиво определить исследуемый феномен. Г.Г. Почепцов пользуется семиотическими разработками Ходжа и Кресса (Hodge R., Kress Z.): «Под дискурсом Ходж и Кресс понимают социальный процесс, в который включен текст, а текст является конкретным материальным объектом, получаемым в дискурсе» [Почепцов 2001,c.125]. ** Речевое поведение. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная средствами языка одним человеком, присваивается собеседником, и таким образом происходит понимание в диалоге. Язык оказывает огромное влияние на человеческое мышление и поведение. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- В речевой коммуникации человек высказывает суждения, воспринимает слова, высказанные другими людьми, информация, выраженная средствами языка, присваивается другим, и таким образом происходит понимание. ---------------------------------------------------------------------------------------------------
«Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей во множестве профессий» - [Почепцов 2001, с. 319]. Различают два типа речи: внешняя и внутренняя. ---------------------------------------------------------------------------------------------- Два типа речи: внешняя и внутренняя. -------------------------------------------------------------------------------------
☻ Внутренняя речь. «Внутренняя речь – языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного » [Гойхман, Надеина 2001, с. 10]. Здесь языковые значения используются вне процесса реальной коммуникации, этот процесс скрыт от внешнего взгляда. Ученые заметили, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий. Выделяются три основных типа внутренней речи. Первый – это внутреннее проговаривание, то есть “речь про себя”, которая сохраняет структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях. Второй тип – собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления. При этом человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов). Третий тип – это «внутреннее программирование» [Гойхман, Надеина 2001, с. 10].Адекватное владение языком предполагает умение переводить внутреннюю речь во внешнюю (это интуитивный, скрытый процесс). Часто, при недостаточной квалифицированности автора, в процессе перевода во внешнюю речь возникают ошибки. ☻ Внешняя речь. Внешняя речь – это процесс речевой деятельности, включающий различные механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь- это то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем. Внешняя речь существует в устной и письменной форме. Письменная речь использует письменные знаки языка – буквы, знаки препинания. Речь, передаваемая на письме, наиболее полно выражает все закономерности построения произведения, она полноинформативна, нормативно оформлена. Именно в письменной форме в основном оформляются официальные документы, научные труды, создаются произведения искусства. Кроме речевых письменных знаков языка, в письменных произведениях используются супраграфемные элементы (возможности шрифтового выделения), все ресурсы текстовых композиционных средств: возможности пространственно-плоскостного варьирования - т. е. элементы параграфемики. Также в письменных текстах используются элементы синграфемики (выразительные возможности знаков препинания и пунктуационных комплексов). С одной стороны, это может быть постановка так называемых семантизированных (вопросительного и – особенно – восклицательного) знаков препинания, с другой стороны – употребление "самодостаточных" знаков препинания, которые не зависят от их вербального окружения. В этих случаях знаки выступают, как правило, в роли аналогов слов, словосочетаний или понятий. В сочетании с шрифтовым варьированием используются возможности топографемики (пространственно-плоскостного варьирования) то есть деление текста на части, внутренние и внешние заголовки, подзаголовки, рамки, фоновые выделения. Устная речь имеет свои особенности, в ней используются собственные способы передачи информации. Покажем их.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |