КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и обществаСЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
В ходе семинарских занятий дополняются, уточняются, проверяются и закрепляются знания студентов, полученные на лекционных занятиях. Изучение философских основ базируется на принципах диалога философских учений, объективном и разностороннем рассмотрении и осмыслении фундаментальных проблем, выдвигаемых различными философскими направлениями. Реализация данной цели выполнима, в ходе данного учебного пособия, представленными заданиями к текстам, подобранных в соответствии с тематикой лекционного материала, дополняющего последний. Проведение семинарских занятий в данном учебном пособии представлено в форме семинаров-диалогов и семинаров-дискуссий. Это не отменяет традиционную схему вопроса-ответа, но преобразует ее в герменевтический диалог, строящийся вокруг прочитанного текста. Подобная задача означает приоритетное значение текстов на семинарах, что в свою очередь требует тщательное подготовки по основным проблемам семинара дома. Семинар, таким образом превращается не в повторение лекционного материала устами обучающихся, а в самостоятельный поиск ответов на ключевые проблемы философии через анализ первоисточников на основе уже освоенного дома базового теоретического курса. Тексты и фрагменты философских трудов даны по возможности целостно, что позволяет без искажений передать основные идеи; текстам из работ предшествуют краткие сведения об авторе, направлении, к которому он принадлежит; представлены изображения и фотографии философов. Все названное способствует получить полную картину истории, биографии, психологии, личности каждого конкретного философа. Задания к текстам, предложенным для работы на занятиях, могут выполняться студентами индивидуально или в группе. Предложенная тематика докладов, возможна в форме круглого стола, позволит систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания. Студенты имеют возможность пользоваться любыми типами изданий: учебными пособиями, монографиями, научными и научно-публицистическими статьями, интернет-ресурсами, широко представленными в данном пособии. Результаты эмпирического и теоретического исследования предложенных форм занятий позволят сформировать основу общекультурной подготовки специалиста любого профиля, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.
Основные понятия и категории, необходимые для проведения семинара Мировоззрение, мировосприятие, миросозерцание, структура мировоззрения, знания, идеалы, нормы, ценности, индивидуальное, групповое и общественное содержания мировоззрения, исторический тип мировоззрения, мифология, религия, философия, рациональные и внерациональные формы мировоззрения., субстанциализм, универсализм, критицизм.
Темы докладов и сообщений 1. Мировоззрение как основа профессиональной компетентности специалиста. 2. Религиозное мировоззрение и его специфика. 3. Трансформации мировоззрения в современной социокультурной ситуации. 5. Проблема соотношения компонентов мировоззрения.
Основная литература 1.Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010. 2. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Изд-во Питер,2011. 3. Голубинцев, В.О., Данцев, А.А., Любченко, В.С. Философия для технических вузов. Ростов-на-Дону:Феникс, 2010. 4. Гусейнов, А.А. Философия между наукой и религией // Вопросы философии – 2010. – № 8. – С.4-10. 5. Крюков, В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. Изд-во НГТУ, 2006. 6. Лебедев, С. А. Философия науки: Терминологический словарь - М.: Академический Проект, 2011.
Дополнительная литература 1. Аронов, Р. А. Вначале было слово // Вопросы философии. – 2002. – № 8. – С.13-26. 2. Бетяев, С. К. Размышления о креационизме [Текст]: статья / С. К. Бетяев // Вестник московского университета. - Серия 7. – Философия. – 2003. - № 4. – С.12-24. 3. Кессиди, Ф.Х. От мифа к Логосу [Текст]: монография / Ф.Х. Кессиди. – М., 1989. 4. Гудинг, Д. Мировоззрение: для чего мы живём и каково наше место в мире: учебник / Д. Гудинг, Дж. Леннокс. – Ярославль: Норд, 2001. 5. Лосев, А.Ф. Дерзание духа: монография / А.Ф. Лосев. – М.: Политиздат, 1988. 6. Миронов, В.В. Философия. Изд-во ТК Велби Проспект, 2008.- 240с. 7. Радугин, А. А. Философия: учебник для вузов / А. А. Радугин. – М.: Изд-во Центр, 1996. 8. Столович, Л.Н. Мудрость и знание: статья / Л.Н. Столович // Вопросы философии. – 2003. – №11. – С.34-63.
Задания к текстам (семинар-дискуссия) Прочитайте отрывки из текстов К. Ясперса и М. Хайдеггера и ответьте на вопросы к ним, используя методы и приемы философского анализа проблем. Систематизируйте и обозначьте, письменно, список проблем поставленных авторами; устно, аргументируйте комментарии.
1. Какие проблемы современной цивилизации выделяет К. Ясперс? 2. Откуда проистекают проблемы современной цивилизации? 3. Что такое «забожествление мира»? Какова роль становления науки в этом процессе? 4. Почему, в связи с чем: - «все настойчивее ставится вопрос о ситуации времени…»; - «…каждое поколение отвечало на этот вопрос для своего мгновения…»; - «…как в настоящее время рассматривается действительность…». 5. Как вы понимаете фразу М. Хайдеггера, относящуюся к человеку: «… мы должны быть готовы учиться мысли (Denken)»? 6. Как человек может и должен учиться мысли? 7. Что понимается сегодня человеком под словом «интересоваться»? 8. О чем и как мыслит человек нашей эпохи? 9. Ваши комментарии и вопросы к размышлениям М. Хайдеггера на тему: «Что называется мышлением»?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |