Вопрос № 1. Под термином «эмоции» в психологии понимают:
способность человека переживать и сожалеть о случаях нарушения нравственных форм
чувство предрасположенности к человеку, влечение к нему
переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и процесса удовлетворения потребностей
свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства в специфических социальных условиях
Вопрос № 2. Степень необходимого волевого усилия для достижения цели – это…
решительность
спокойствие
настойчивость
сила воли
Вопрос № 3. К чувствам относят…
радость
любовь
удивление
гнев
Вопрос № 4. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются…
практическими
моральными
эстетическими
интеллектуальными
Вопрос № 5. Чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственности – это... чувства
моральные
интеллектуальные
эстетические
социальные
Вопрос № 6. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется…
эмпатией
симпатией
интуицией
рефлексией
Вопрос № 7. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, направленное на преодоление трудностей – это…
характер
поступок
навык
воля
Вопрос № 8. Устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами – это…
эмоции
чувства
аффекты
страсти
Вопрос № 9. Возникновение побуждения и постановка цели, борьба мотивов, принятие решения и исполнение относятся к фазам…
формирования характера
мыслительного процесса
волевого процесса
формирования памяти
Вопрос № 10. Под термином «воля» в психологии понимают…
совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов
совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, работе
индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность в деятельности
способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия
ГЛОССАРИЙ:
Алекситимия
– неумение распознавать и описывать собственные эмоции; связано с общим низким интеллектуальным развитием либо с особенностями воспитания человека.
Аффект
– сильное и кратковременное эмоциональное переживание, развивается в критических ситуациях, имеет ярко выраженное двигательное сопровождение. В состоянии аффекта человек не способен контролировать свое поведение.
Волевая регуляция
– намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению.
Воля
– сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Вторичные волевые качества
(или системные) – развиваются на основе первичных, включают в себя:
1) решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения),
2) смелость (умения побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия),
3) самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики),
4) уверенность в себе.
Гнев
– аффективная эмоция, направленная на преодоление препятствий,] возбуждённое состояние с яркой вегетативной реакцией: напряжением мышц, приливом или отливом крови от лица.
Закон Йеркса-Додсона
– по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности (или, короче, как недостаток, так и избыток мотивации снижает эффективность деятельности)
Интерес
– когнитивная эмоция, направленная на объект, который предположительно способен удовлетворить какую-либо потребность, и организующая более тщательное изучение этого объекта; эмоциональное проявление познавательных потребностей человека.
Любовь
– 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (к матери, детям, родине, музыке и т. д.); 2) интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого так, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и др., переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.
Настроение
– форма эмоциональной жизни; более или менее устойчивое, продолжительное, ненаправленное эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.
Отвращение
– эмоция, испытываемая по отношению к неприемлемому, вредному (для функционирования организма или для личности) предмету или ситуации.
Первичные волевые качества
(или базальные) – развиваются раньше всего, включают в себя:
1) силу воли (обобщенная способность преодолевать затруднения на пути к достижению цели, степень волевого усилия),
2) настойчивость (умение человека мобилизировать свои возможности для длительного преодоления трудностей),
3) выдержку (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения),
4) энергичность.
Печаль
– одна из базовых эмоций (отрицательная, направлена в прошлое или настоящее), возникает при отсутствии удовлетворения, потере чего-либо, бедности, недостатке.
Психосоматические заболевания
– болезни или болезненные состояния, при которых психологические факторы (фантазии, представления, подавленные эмоции) играют ключевую роль в их возникновении, формировании, развитии и исходе.
Радость
– положительный эмоциональный фон и связанная с ним эйфория в связи с удовлетворением потребности или информации о возможности такого удовлетворения.
Страсть
– сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти. Основным признаком страсти является её действенность.
Страх
– эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Теория эмоций Джемса-Ланге
– воздействия окружающей среды вызывают физиологические изменения и непроизвольные движения, ощущение которых и есть эмоция («мы испуганы потому что бежим, радуемся потому что смеемся»).
Теория эмоций П.В. Симонова
– выражается формулой Э = f [П, (Ин — Ис), …. ],
где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис —информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Третичные волевые качества
– в норме развиваются к подростковому возрасту, условно разделяются на нравственные:
1) ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований),
2) дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку),
3) принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении),
4) обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их);
и трудовые:
1) организованность (разумное планирование и упорядочивание своего труда),
2) исполнительность (старательность, выполнение в срок полученной работы).
3) деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину).
Удивление
– когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации, при обнаружении неизвестного объекта, противоречащего сложившимся представлениям.
Чувства
– устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениями действительности отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. В отличие от эмоций, чувства предметны и более устойчивы, тогда как эмоции ситуативны. К высшим чувствам относят моральные (нравственные), эстетические (например, чувство прекрасного), интеллектуальные (сопровождающие процесс размышления, познания), практические (сопровождающие деятельность) и др.
Эмоции
– особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (гнева, радости и т.д.) значимость воздействующих на человека воздействий и ситуаций для достижения его целей и удовлетворения потребностей. К базовым эмоциям относятся: гнев, радость, печаль, страх, интерес, удивление, отвращение.
Эмоциональный интеллект
– группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.
Эмпатия
– эмоциональная отзывчивость на переживания другого; способность к внерациональному познанию человеком внутреннего мира других людей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление