КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретический блок. Основные теории личности
Основные теории личности Первое занятие. Понятие личности в психологии. Вопросы для самопроверки Дискуссионные вопросы Темы рефератов Темы докладов и сообщений План Второе занятие. Характер, акцентуации характера и неврозы 1 Понятие "характер" в психологии. 2 Акцентуация, психопатия, типы неврозов. 3 Определение характера участников практикума на основе теста Шмишека "Акцентуация характера". 4 Психосоциотипы. Тест "Определение социотипа личности". 5 Характер и его акцентуации. 1 Типология Юнга. Экстраверсия-интроверсия. 2 Акцентуации характера и их влияние на поведение человека. 3 Психосоциотипы. Закономерности и уровни совместимости людей друг с другом. 1 Строение тела и характер. 2 Особенности поведения личности в зависимости от типа акцентуации характера. 3 Жизненные сценарии в судьбе человека. 4 Клинические типологии личности. 1 Психопатия – результат неправильного воспитания или физиологическая предопределенность? 2 Личность и комплекс неполноценности. Как его преодолеть?
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ 1 Самооценка и уровни притязаний. Самоуважение. В чем отличие темперамента от характера? 2 Какие типы темпераментов и акцентуаций характера встречаются у людей и у вас лично? 3 Что представляет собой "конституционная типология личности"? 4 Что такое самооценка, уровень притязаний, фрустрация, неврозы? Есть ли между ними какая-то связь? 5 Каковы закономерности и уровни совместимости людей друг с другом? 6 Что такое комплекс неполноценности и как его преодолеть? 7 Какие взаимоотношения складываются между различными психотипами? К какому психотипу относитесь вы?
Тема 4 Формирование и развитие личности Понятие личности в психологии. ЛИЧНОСТЬ – совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта. Главное свойство личности – направленность. Формирование личности происходит в процессе социализации. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация представляет собой противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все и овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего Я, к выработке оригинальных способов общения и деятельности. В процессе социализации индивид усваивает социальные ценности и нормы поведения, принятые в обществе, которые способствуют формированию у него социальной установки. НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ – общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ – предрасположенность, готовность человека действовать определённым образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями и социальными нормами. В процессе социализации происходит адаптация личности к социальному пространству. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ–1.Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. 2. Включение человека или группы в новую социальную среду, во взаимодействии с которой появляются приспособительные и преобразовательные моменты.
Теоретические подходы к изучению личности. БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behaviour – поведение) – крупное психологическое направление XX в. “Манифестом” бихевиоризма считается статья его основателя американского психолога Дж. Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913), однако предпосылки возникновения бихевиоризма складывались задолго до нее. Таковыми являлись: требования практики, философия позитивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев). Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т. о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R).В области методологии бихевиоризм отказывается от метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает методы объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь S – R, с целью предсказания поведения субъекта и “управления” им. Психические процессы рассматриваются Дж. Уотсоном исключительно в рамках этой схемы. Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество, это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные “эмоции”) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы. При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, – с другой. Поскольку бихевиризм не считал сознание предметом научного исследования, это сразу же вызвало серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальтпсихологов, психоаналитиков и др.). Данная критика повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали “вставлять” в схему S – R “промежуточные переменные” (образ, цель, потребность и др.), т.е. ревизировать основные положения бихевиоризма. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера начиная с 30-х гг.XX в. возрождаются и даже усиливаются постулаты классического бихевиоризма.
До 60-х гг.XX в. бихеовиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келлии др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т.п. Вместе с тем явный механицизм бихеовиризма, игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности, в деятельностном подходе, в гуманистической и когнитивной психологии и др. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ – психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг.XX в. Основные представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали в Берлинском университете, поэтому гештальтпсихологию иногда называют Берлинской школой. В гештальтпсихологии получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная Австрийской школой.Был разработанцелостный подход к изучению психики и сознания.К сожалению, психологические законы сводились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений.ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt – форма, структура) – основное понятие гештальтпсихологии, использовавшееся также Австрийской и Лейпцигской школами, которое обозначает целостные (т. е. несводимые к сумме своих частей) структуры сознания. Примеры гештальта: восприятие мелодии, несводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии, и др. Гештальты рассматривались в гештальтпсихологии как единицы сознания и психики на всех ступенях психического развития. В Лейпцигской школе гештальты считались единицами анализа сознания на более поздних этапах его развития, тогда как на ранних этими единицами являются т.н. комплекс-качества. Гештальты образуются в психологическом поле на основе законов «расчленения психологического поля». Возникнув первоначально в психологии, термин «гештальт» впоследствии стал использоваться для обозначения некоторых целостных физических, физиологических и социальных феноменов.
Различные формы гештальтов изучались в гештальтпсихологии на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т.ч. отношений «фигуры – фоны»), оптико-геометрических иллюзий. При разработке проблем мышления гештальтпсихология подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие плодотворные понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод экспериментального исследования мышления – метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок гештальта и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека гештальтпсихология неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле». В 20-е гг.XX в. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную гештальтом, введя в нее «личностное измерение». После прихода к власти гитлеровцев гештальт как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Идеи гештальта оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики гештальтпсихологии (среди которых были Л.С. Выготский, Лейпцигская школаи др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др. С конца 70-х гг.XX в. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к гештальтпсихологии, что нашло свое отражение в образовании международного «Общества гештальттеории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических проявлениях, в т.ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение и т.п. Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х гг.XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 60-е годы приобрела большой вес и получила название “третьей силы” в западной психологии. Гуманистическая психология представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители гуманистической психологии стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования. Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии сводятся к следующему: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, творческое существо. Истоки этих идей – в философских традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах. Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика. В трудах А. Маслоу, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другой важной областью практического приложения гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью ее практического приложения является социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили ее социальную платформу, которая основана на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу). Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с другими школами и направлениями, в т.ч. с психоанализом и необихевиоризмом.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |