Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический блок. Основные теории личности




Основные теории личности

Первое занятие. Понятие личности в психологии.

Вопросы для самопроверки

Дискуссионные вопросы

Темы рефератов

Темы докладов и сообщений

План

Второе занятие. Характер, акцентуации характера и неврозы

1 Понятие "характер" в психологии.

2 Акцентуация, психопатия, типы неврозов.

3 Определение характера участников практикума на основе теста Шмишека "Акцентуация характера".

4 Психосоциотипы. Тест "Определение социотипа личности".

5 Характер и его акцентуации.


1 Типология Юнга. Экстраверсия-интроверсия.

2 Акцентуации характера и их влияние на поведение человека.

3 Психосоциотипы. Закономерности и уровни совместимости людей друг с другом.

1 Строение тела и характер.

2 Особенности поведения личности в зависимости от типа акцентуации характера.

3 Жизненные сценарии в судьбе человека.

4 Клинические типологии личности.

1 Психопатия – результат неправильного воспитания или физиологическая предопределенность?

2 Личность и комплекс неполноценности. Как его преодолеть?

 

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ

1 Самооценка и уровни притязаний. Самоуважение. В чем отличие темперамента от характера?

2 Какие типы темпераментов и акцентуаций характера встречаются у людей и у вас лично?

3 Что представляет собой "конституционная типология личности"?

4 Что такое самооценка, уровень притязаний, фрустрация, неврозы? Есть ли между ними какая-то связь?

5 Каковы закономерности и уровни совместимости людей друг с другом?

6 Что такое комплекс неполноценности и как его преодолеть?

7 Какие взаимоотношения складываются между различными психотипами? К какому психотипу относитесь вы?

Тема 4 Формирование и развитие личности

Понятие личности в психологии. ЛИЧНОСТЬ – совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта. Главное свойство личности – направленность. Формирование личности происходит в процессе социализации. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация представляет собой противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все и овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего Я, к выработке оригинальных способов общения и деятельности. В процессе социализации индивид усваивает социальные ценности и нормы поведения, принятые в обществе, которые способствуют формированию у него социальной установки. НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ – общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ – предрасположенность, готовность человека действовать определённым образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями и социальными нормами. В процессе социализации происходит адаптация личности к социальному пространству. АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ–1.Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. 2. Включение человека или группы в новую социальную среду, во взаимодействии с которой появляются приспособительные и преобразовательные моменты.

Теоретические подходы к изучению личности. БИХЕВИОРИЗМ (от англ. be­haviour – поведение) – крупное психоло­гическое направление XX в. “Манифе­стом” бихевиоризма считается статья его основателя американского психолога Дж. Уотсона “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913), однако предпосыл­ки возникновения бихевиоризма складывались задол­го до нее. Таковыми являлись: требования практики, философия пози­тивизма и прагматизма, нашедшая себе благодатную почву в США, исследования поведения животных (Э. Торндайк и др.), физиологические и психологические идеи русских ученых (И.П. Павлов, В.М. Бех­терев). Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъ­ективного мира человека в качестве пред­мета психологии и предлагает считать та­ковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К пове­дению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т.ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стиму­лы), которые можно объективно зафикси­ровать невооруженным глазом либо с по­мощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т. о., объявляется кон­кретная связь стимула (S) и реакции (R).В области методологии бихевиоризм отказывается от метода интроспекции во всех его вари­антах и предлагает методы объективного наблюдения и эксперимента, в которых ис­следуется связь S – R, с целью предсказа­ния поведения субъекта и “управления” им. Психические процессы рассматрива­ются Дж. Уотсоном исключительно в рам­ках этой схемы.

Все реакции Уотсон делит на наслед­ственные (их небольшое количество, это некоторые рефлексы, физиологические ре­акции и элементарные “эмоции”) и приоб­ретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т.п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы. При этом бихевиоризм не интересуется сутью соб­ственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индиви­да, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, – с другой. Поскольку бихевиризм не считал сознание предметом научного исследования, это сразу же вызвало серьезную критику со сто­роны многочисленных его оппонентов (гештальтпсихологов, психоаналитиков и др.). Данная критика повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители послед­него стали “вставлять” в схему S – R “промежуточные переменные” (образ, цель, потребность и др.), т.е. ревизировать основные положения бихевиоризма. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера начиная с 30-х гг.XX в. воз­рождаются и даже усиливаются постулаты классического бихевиоризма.

До 60-х гг.XX в. бихеовиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение сре­ди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная тера­пия), социально-психологические концеп­ции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келлии др.), методы обучения (програм­мированное обучение), психологию рекла­мы и т.п. Вместе с тем явный механицизм бихеовиризма, игнорирование социально-историче­ской обусловленности человеческого со­знания и поведения, отождествление уп­равления поведением личности с манипу­лированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности, в деятельностном подходе, в гуманистиче­ской и когнитивной психологии и др.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ – психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг.XX в. Основные представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали в Берлинском университете, поэтому гештальтпсихологию иногда называют Берлинской школой. В гештальтпсихологии получила дальнейшую разра­ботку проблема целостности, поставленная Австрийской школой.Был разработанцелостный подход к изучению психики и сознания.К сожалению, психологические законы сводились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений.ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt – фор­ма, структура) – основное понятие гештальтпсихологии, использовавшееся так­же Австрийской и Лейпцигской школами, которое обозначает целостные (т. е. несво­димые к сумме своих частей) структуры со­знания. Примеры гештальта: восприятие мелодии, несводи­мое к сумме ощущений звуков этой мело­дии, и др. Гештальты рассматривались в гештальтпсихологии как единицы сознания и пси­хики на всех ступенях психического разви­тия. В Лейпцигской школе гештальты считались единицами анализа сознания на более поздних этапах его развития, тогда как на ранних этими единицами являются т.н. комплекс-качества. Гештальты образуются в психо­логическом поле на основе законов «рас­членения психологического поля». Возникнув первоначально в психоло­гии, термин «гештальт» впоследствии стал ис­пользоваться для обозначения некоторых целостных физических, физиологических и социальных феноменов.

Различные формы гештальтов изучались в гештальтпсихологии на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т.ч. отношений «фигурыфоны»), оптико-геометрических иллюзий. При разработке проблем мышления гештальтпсихология подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие плодотворные понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод экспериментального исследования мышления – метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок гештальта и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека гештальтпсихология неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».

В 20-е гг.XX в. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную гештальтом, введя в нее «личностное измерение».

После прихода к власти гитлеровцев гештальт как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Идеи гештальта оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальт-терапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе с тем критики гештальтпсихологии (среди которых были Л.С. Выготский, Лейпцигская школаи др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др. С конца 70-х гг.XX в. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к гештальтпсихологии, что нашло свое отражение в образовании международного «Общества гештальттеории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИ­ХОЛОГИЯ – направление в совре­менной западной, преимущественно аме­риканской, психологии, предметом изуче­ния которого служит целостный человек в его высших, специфических проявлениях, в т.ч. развитие и са­моактуализация личности, ее высшие цен­ности и смыслы, любовь, творчество, сво­бода, ответственность, автономия, пере­живание мира, психическое здоровье, глу­бинное межличностное общение и т.п. Гуманистическая психология сформировалась как течение в на­чале 60-х гг.XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, ко­торый критиковался за механистичность подхода к психологии человека по анало­гии с психологией животных, за рассмот­рение человеческого поведения как полно­стью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критику­емому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными вле­чениями и комплексами. Гуманистическая психология, объеди­нившая большую группу психологов, уже в 60-е годы приобрела большой вес и получи­ла название “третьей силы” в западной психологии.

Гуманистическая психология представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую плат­форму. Представители гуманистической психологии стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уни­кального объекта исследования. Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии сводятся к следующему: а) человек це­лостен и должен изучаться в его целостно­сти; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправ­дан, чем статистические обобщения; в) че­ловек открыт миру, переживание челове­ком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; г) челове­ческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия чело­века; д) человек обладает потенциями к не­прерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной сте­пенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которы­ми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, творческое существо. Истоки этих идей – в философских традициях гумани­стов Возрождения, французского Просве­щения, немецкого романтизма, филосо­фии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толсто­го и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Основной областью практического приложения гуманистической психологии выступает психотерапев­тическая практика. В трудах А. Маслоу, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоро­вой, полноценно функционирующей лич­ности. Недирективная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла от­носятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Другой важной областью практи­ческого приложения гуманистической психологии является гумани­стическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодей­ствия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью ее практическо­го приложения является социально-психологический тренинг, одним из зачи­нателей которого стал К. Роджерс. Успехи гуманистической психологии в этих прикладных областях во мно­гом определили ее социальную платформу, которая основана на утопической идее улучшения общества путем усовер­шенствования индивидов и межличност­ных отношений (А. Маслоу). Сегодня гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в за­падной психологии; наметились тенден­ции частичной интеграции ее с другими школами и направлениями, в т.ч. с психо­анализом и необихевиоризмом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.