Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое время. Марксисткая философия




НОВОЕ ВРЕМЯ. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Немецкой классической философией (НКФ) называют период развития философии, когда были созданы философские системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха (середина XYIII – первая половина XIX вв.). Выделение немецкой классики в качестве особого исторического типа философии связано с тем, что разработанные ею концепции оказали влияние на развитие как современной, так и последующей философской мысли (прежде всего, марксистской, а также русской XIX в.).

Несмотря на существенные различия, указанные философские системы могут быть отнесены к одному историческому типу благодаря характерному для них способу мышления, а также преемственности их идей.

Для понимания НКФ важно усвоить то, что она явилась своеобразным итогом развития мировой науки. Кроме того, Германия в конце XYIII в. тяготела к созданию идеального государства, и обоснование истин, объясняющих ход мирового развития, было необходимым. Как в философии, так и в других областях гуманитарного и естественнонаучного знания, наглядно прослеживался универсализм европейской мысли. Этот довольно краткий, но насыщенный исторический период с полным основанием можно назвать апогеем абстрактного мышления Западной Европы. Поэтому НКФ имеет систематический характер, каждый из ее представителей стремился выразить свое отношение к накопленному человеческому опыту.

Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант полагал, что философия должна изучать не мир сам по себе, а лишь познавательную деятельность человека. Философия, по Канту, - это прежде всего гносеология, ее задачей является критический анализ наших познавательных способностей, с тем чтобы выяснить их природу и пределы возможностей. Кант применил принципиально новый подход к изучению человеческого познания, он пересмотрел привычные схемы. До канта философы, занимавшиеся проблемами познания (например, Бэкон и Декарт), видели свою задачу в том, чтобы разработать методы позволяющие познать объективный мир как он есть. Однако открываемые наукой законы природы (особенно выражаемые в математической форме) всегда относятся к идеализированным объектам, которые не даны нам в опыте. Действительно, мы не имеем дела ни с идеальными прямыми, ни с идеальными ровными поверхностями, ни с идеальными процессами и т.д. Каким же образом наука открывает свои законы, и что им соответствует? Кант пришел к выводу, что идеальные объекты конструирует сам субъект и только становится возможной наука.

Процесс познания, по Канту, совершается следующим образом. Вещи сами по себе, воздействуют на чувства субъекта, вызывают ощущения. Эти ощущения не есть сами вещи, то есть по своим ощущениям мы не можем судить об объектах. Ощущения упорядочиваются с помощью априорных (доопытных, врожденных) форм созерцания – пространства и времени, которые, следовательно, субъективны и не являются формами самих вещей все человека. В результате мы получаем субъективные восприятия. Эти восприятия обрабатываются, систематизируются, обобщаются с помощью понятий, или категорий, источником которых является рассудок. Категории рассудка (например, причина и следствие, возможность и действительность) обеспечивают общую значимость и необходимость знания. Таким образом, знания (включая и законы науки) конструируются с помощью априорных форм созерцания и категорий рассудка, они относятся не к миру вещей самих по себе, а к миру явлений. Другими словами, вещи сами по себе непознаваемы, мы можем лишь знать, в каком виде они нам являются.

Мир явлений подчинен жесткому и однозначному закону причинности. Человек, поскольку он принадлежит к такому миру, также подчинен причинности и, следовательно, не обладает свободной волей. Однако человек одновременно принадлежит и к миру вещей в себе, к которому неприменимы категории рассудка, в том числе категория причинности, в этом смысле человек свободен и может выступать как субъект нравственности.

Очень глубокое кантовское учение о нравственности оказало огромное воздействие на развитие этической мысли вплоть до нашего времени.

Другой выдающийся немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель известен, прежде всего, как создатель системы абсолютного идеализма и диалектического метода познания. Философия Гегеля основана на принципе тождества мышления и бытия, согласно которому мир есть воплощение духа (абсолютной идеи, Бога).

Философия Гегеля состоит из трех частей: логики, рассматривающей движение «чистой» мысли, то есть абсолютной идеи на стадии, когда еще не возник материальный мир; натурфилософии, представляющей материальный мир, природу как воплощение идеи; философии духа, показывающей движение абсолютной идеи к самой себе (самопознание) через человеческий дух. В чем смысл этой философской конструкции? Лучше понять ее поможет сопоставление с другими, более простыми и, так сказать, наглядными идеалистическими концепциями.

Мысль о том, что материальный мир есть воплощение высшего разума, или духа (Бога), не раз высказывалась и до Гегеля. Человек при этом трактовался с одной стороны, как существо, принадлежащее к материальному миру, природе, а с другой стороны – как носитель частицы божественного духа. Особенность гегелевской системы – в том, что она берет не отдельного человека (индивида), а человечество, общество и всю историю духовного развития общества рассматривает как определенный этап развития абсолютной идеи. Получается, по Гегелю, что весь мировой процесс есть развертывание абсолютного духа. Вначале он существует в «чистом» виде, затем материализуется, становясь «природой» (иными словами, все предметы суть материализованные мысли, понятия) и, наконец, реализует себя через историю человеческого духа (культуры).

Движущей силой мирового развития Гегель считал стремление абсолютной идеи к самопознанию. Поскольку абсолютная идея не существует отдельно от природы и человека, то ее самопознание осуществляется через деятельность человека, осваивающего мир. Чем больше люди знают о мире, тем ближе абсолютная идея к своей цели – самопознанию.

Позитивным достижением гегелевской философии можно считать то, что он применил к человеческой истории (точнее, к истории культуры) принцип закономерного развития. История представлена не как беспорядочный набор событий, обусловленных случайными и произвольными желаниями людей, а как закономерный, определенным образом направленный процесс. (Впоследствии эта идея была использована К. Марксом при разработке материалистической теории общественного развития).

Большое значение для философии и науки имела также сама идея развития, составляющая существенную часть разработанного Гегелем диалектического метода. Традиционно диалектика понималась как искусство вести спор, постигать истину путем обнаружения и снятия противоречий в понятиях. Поскольку же для Гегеля мировой процесс как раз и есть движение понятий, то диалектика приобрела у него объективный смысл, то есть стала рассматриваться не как субъективный, человеческий способ познания мира, а в качестве способа существования и развития явлений природы и общества. В Этих явлениях Гегель обнаружил «противоречия», «отрицание» и пр., то есть перенес на сам мир человеческие, субъективные понятия. Гегелевская диалектика содержит в себе многие плодотворные моменты, и в целом она неотделима от его идеалистической системы

Завершается НКФ учением Людвига Фейербаха, единственного материалиста среди данной группы философов. Фейербах резко критиковал философию Гегеля, как и вообще идеализм и религию, за то, что они приписывают самостоятельное существование (в виде Бога или высшей идеи) тем качествам, которые реально принадлежат только человеку. В результате человек, этот действительный творец Бога, становится в зависимость от своих иллюзий и лишается духовной свободы.

Материализм Фейербаха принято называть антропологическим, поскольку в центре его стоит человек как материальное, природное существо. Для немецкого идеализма человек – это лишь духовное, познающее существо, причем для Гегеля отдельный человек – вообще исчезающий малый элемент мирового процесса. Именно в противовес такому абстрактному толкованию Фейербах подчеркивал природно-биологическое начало в человеке. Внимание к личности, гуманизм – отличительные черты философии Фейербаха.

Обобщая, можно сказать следующее: каждый из мыслителей НКФ стремился к систематическому обоснованию истин, объясняющих, насколько подчиняется логике мир природы, души и того, что мы называем непознаваемым.

 

В конце 80-х гг. ХХ века, как в учебной, так и в научной литературе утвердилось понятие «марксистская философия» как более основательное и точное по сравнению с терминами «философия марксизма-ленинизма», «марксистско-ленинская философия», которые более узки по объему и более привязаны к политическим доктринам и сложившейся идеологии.

Исходным в изучении темы является также представление о месте марксистской философии в истории философии. Применимо ли к ней понятие «исторический тип философии»? Или она есть часть немецкой классической философии, ее продолжение и отрицание, как, скажем у Фейербаха? Возможно, марксистская философия – одно из начал философии ХХ века, так же как позитивизм Канта и Спенсера? Или это промежуточное, очень проблемное состояние философии между классикой и современностью? Скорее всего, вопрос пока открытый, хотя в учебном курсе не будет ошибочным рассматривать марксистскую философию как особый исторический тип.

Характер и содержание марксистской философии во многом определяются историческими условиями ее формирования – социально-политическими и духовно-идеологическими. Карл Маркс делает мужественный шаг от умозрительной созерцательности философии к ее практическому применению в намечаемой огромной системной работе по преобразованию общества – через разрушение изжившего себя эксплуататорского общества и строительства общества социального равенства и реального гуманизма. Важнейшее дело Маркса – создание социальной философии как основы социально-политической теории создания нового общества.

В ходе создания социальной философии формируется и общая философская концепция Маркса. Здесь совершается определенный прорыв в развитии философии – материализм соединяется с диалектикой, при это в отличие от предшественников материализм избавляется от метафизичности, односторонности, а диалектика – от идеалистического схематизма. Диалектический материализм позволил определить материальную основу общества, представить общество как развивающуюся систему, включая взаимодействие человека и общества, определить противоречивую природу человека и причины его отчуждения.

В дальнейшем судьба марксистской философии сложилась весьма драматично, и некоторые причины этого проявились уже в процесс5 ее формирования. Для К. Маркса и Ф. Энгельса философия была важным, но не главным делом, не целью, а средством обоснования теории борьбы за изменение общества. Подчинение философии политическим задачам вело к ее ограничению, одеологизации, и тем самым к односторонности. Философия уже не могла развиваться как сфера духовной свободы, как открытая система. У последователей Маркса в России, жестко ориентированных на политические цели, философия в значительной мере превратилась в догматику сродни религиозной. Диалектика переросла в свою противоположность, в то время как общество не развивалось естественно, ломалось и перекраивалось не по науке и философии, а произвольно – и философия стала догматической базой для политической идеологии, оправдывающей существующее положение. К сожалению, Маркс и Энгельс мало внимания уделили систематическому изложению философии, принципы и идеи в основном излагались в ходе полемики с идейными противниками («Немецкая идеология», «Анти-Дюринг»). Поэтому достоинства марксистской философии были заслонены односторонними толкованиями сложнейших философских и социально-философских проблем, которые получили распространение у многих сторонников марксистских идей, особенно в России. Преувеличение роли экономики, недооценка духовной жизни, одностороннее понимание социальной структуры и социальных отношений, политической системы, роли насилия в обществе, человека как личности – проявилось, к сожалению, не только в теории, но и на практике.

Вместе с тем ценность марксистской философии несомненна, это признается и западными мыслителями, особенно в сфере социальной и антропологической философии. В этом смысле марксистская философия современна и в очищенном от упрощений и догматизма виде востребуема и в современной России.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.