Закономерность – это объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.
закономерность динамики педагогического процесса
Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе, т.е. педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер: чем выше промежуточные достижения, тем более весомый конечный результат.
закономерность развития личности в педагогическом процессе
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; применяемых средств и способов педагогического воздействия.
закономерность управления учебно-воспитательным процессом
Эффективность педагогического воздействия зависит от: интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами; величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
закономерность стимулирования
Продуктивность педагогического процесса зависит от: действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних стимулов (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.).
единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного. Учебно-воспитательный процесс эффективен, если он стимулирует активность, самостоятельность учеников, если педагогические воздействия побуждают их к самовоспитанию и самообразованию.
единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности
Эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности (преподавания и воспитательных воздействий); качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых (учения и самовоспитания).
закономерность обусловленности педагогического процесса
Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от: потребностей общества и личности; возможностей общества (материально-технических, экономических и др.); условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).
Принципы педагогического процесса –
это определенная система исходных, основных требований к обучению и воспитанию, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса, обеспечивающие его успешность.Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа.
Сущность принципов
Правила осуществления принципов
1-Принцип гуманизации
Сущность принципа гуманизации состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритете человеческих ценностей. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного, раскрепощенного самостоятельного человека, установление доброжелательных отношений.
§ защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии;
§ полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
§ опора на положительные качества воспитанника;
§ создание ситуации успеха.
2-принцип демократизации
Сущность демократизации состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
§ индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
§ организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
§ создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;
§ нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;
§ введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;
§ взаимное уважение, такт и толерантность во взаимодействии педагогов и воспитанников;
§ широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.
3-принцип природосообразности
Сущность принципа природосообразности заключается в том, что ведущим звеном педагогического процесса должен быть учащийся с его конкретными особенностями и уровнем развития. Главными факторами при этом становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие.
§ педагогический процесс должен поддерживать и укреплять здоровье учащихся, способствовать формированию здорового образа жизни;
§ быть направленным на самовоспитание, самообразование, самообучение учащихся;
§ строиться с учетом возрастных особенностей учащихся (каждый возрастной период связан со степенью созревания различных органов и их функций, с накоплением познавательного и социального опыта, с типичными для каждого возраста видами деятельности) и индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, мотивов, интересов и др.);
§ опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащихся.
4-принцип культуросообразности
Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды (культуры нации, общества, страны, региона), в которой находится конкретное учебное заведение.
§ понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания, образования, обучения;
§ максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры;
§ обеспечение единства национального и межнационального начал в образовании;
§ формирование творческих способностей и установки у учащихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
5-принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах
Этот принцип лежит в основе организации комплексного педагогического процесса. Реализация данного принципа должна привести к зарождению взаимной ответственности всех причастных к образованию структур за результаты их деятельности.
§ налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи;
§ обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности учащихся.
6-принцип научности
Научность реализуется в выборе содержания образования и его соответствии современному уровню развития науки и техники. Она является основополагающей при разработке учебных планов и программ, а также учебников. Кроме того, этот принцип проявляется в том, что учитель в преподавании тех или иных дисциплин применяет методы изучения, адекватные соответствующим наукам.
В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладевали способами научной организации учебного труда. Этому способствуют:
§ использование проблемных ситуаций и организация исследовательской деятельности учащихся, овладение ими умениями наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции.
§ обучение умениям слушать и фиксировать устное изложение, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, работать в библиотеке.
7-принцип доступности (принцип постепенного увеличения трудностей)
Доступность выражается в следующем: знания, которые передаются воспитанникам, и используемые для этого методы и средства должны соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности. Сложность педагогического процесса заключается в том, чтобы изложить ребенку научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал так, чтобы не исказить его научную сущность.
§ переходить от близкого к далекому;
§ от легкого к более трудному;
§ от известного к неизвестному;
§ учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость овладения новыми знаниями или требованиями, при этом содержание заданий должно не просто соответствовать реальным учебным возможностям учеников, а находиться в зоне их ближайшего развития.
8-принцип наглядности
Наглядность Я. А. Коменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них. Но это не означает, что на всех уроках и всегда должны присутствовать какие-либо наглядные изображения или сами изучаемые объекты. Необходимо соблюдать меру, учитывать специфику предлагаемого материала, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
§ познавательной деятельностью ученика в процессе использования наглядных средств надо руководить, рационально сочетать слово и наглядное изображение, разумно и в меру применять иллюстрации, демонстрации, ТСО;
§ использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;
§ предметная наглядность в зависимости от возраста детей заменяется символической.
9-принцип систематичности и последовательности
Это соблюдение логических связей в процессе обучения и воспитания, что обеспечивает усвоение учебного и мировоззренческого материала в большем объеме и более прочно.
§ предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация;
§ выделение существенных аспектов изучаемого материала, отделение главного от второстепенного;
§ включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту и в конце изложения;
§ обучение разнообразным способам логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, ответ по плану, сообщение и т.д.;
§ неразрывная последовательность обучения, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего;
§ создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий;
§ использование внутрипредметных и межпредметных связей;
§ планирование учебно-воспитательного процесса;
§ осуществление контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.
10-принцип сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством
Сущность этого принципа сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек.
Познавательная деятельность стимулирует активность учащихся при следующих условиях:
§ деятельность организуется сознательно и целенаправленно на основе ясного понимания целей и задач предстоящей работы;
§ учитываются индивидуальные интересы и потребности воспитанников;
§ создаются ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать;
§ область предлагаемых заданий охватывает не только учебные, но и воспитательные задачи, направленные на формирование нравственных позиций;
§ отказ от чрезмерной регламентации, подавления инициативы и творчества;
§ коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка (учащиеся учатся распределять задания в группе, руководить и подчиняться распоряжениям других).
11-принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития
Овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересен и важен он для ученика, насколько ценен в плане использования в жизни.
§ организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению предлагаемой информации;
§ самостоятельное решение учащимися доступных им задач;
§ сообщение нового знания или формирование новых умений только на основе хорошо усвоенного;
§ формирование позитивного отношения к изучаемому;
§ регулярное повторение изученного с введением элементов новой интерпретации материала;
§ систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением;
§ закрепление знаний, представленных в логически целостных структурах (схемы, таблицы);
§ применение полученных знаний в новых ситуациях;
§ систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания.
12-принцип связи теории с практикой и с жизнью
Связь теории с практикой и с жизнью отражает необходимость подготовить учащихся к использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, преобразованию окружающей действительности. Практика (постановка опытов, выполнение практических заданий и пр.) – это, прежде всего, источник нового знания, новых проблем, новых ситуаций, ставящих человека перед необходимостью поиска ответа на возникшие вопросы.
§ организация разнообразной практической деятельности, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек;
§ самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике;
§ активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность;
§ посильное включение в трудовую деятельность.
13-принцип единства знаний и поведения
В основе данного принципа лежит признанный в отечественной психологии и педагогике закон единства сознания и деятельности: сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.
При реализации данного принципа необходимо организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социальном поведении.
14-принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса
Это такая организация педагогического процесса, когда все участники взаимодействия открыты и толерантны по отношению друг к другу.
Положительный эмоциональный фон педагогического процесса должно обеспечивать соблюдение всех предыдущих принципов организации педагогического процесса.
15-принцип эстетизации детской жизни
Положительный результат воспитания может быть достигнут только в красиво организованном пространстве воспитания.
§ должно быть хорошо организовано учебно-воспитательное пространство: красиво оформлены классные и рекреационные помещения (цветы, произведения искусства, аквариумы, живые уголки, цветочные клумбы на пришкольном участке и т.п.).
§ образовательное учреждение должно быть многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива.
16-принцип субъектности
Сущность принципа субъектности - развитие способности ребенка осознавать собственное Я во взаимоотношениях с людьми, миром, умения оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию.
Создавать условия для развития индивидуальности ребенка и раскрытия его духовных потенциальных возможностей.
Все принципы целостного педагогического процесса взаимосвязаны, только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление