КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Методика организации коллективной творческой деятельности младших школьников
Вопросы: 1. Истоки и сущность методики организации коллективных творческих дел И. П. Иванова 2. Стадии организации КТД. 3. Виды коллективных творческих дел младших школьников. 4.Планирование воспитательной работы по тематическим периодам.
1.Истоки и сущность методики организации коллективных творческих дел И. П. Иванова Теория коллектива А.С.Макаренко как основа разработки методики коллективной творческой деятельности. Исторические условия возникновения методики (система коммунистического воспитания в советской школе; становление демократических основ воспитания в 60-е годы ХХ в., педагогика сотрудничества). И.П.Иванов противопоставил два подхода к воспитанию: «передаточно-потребительская педагогика опеки» и «совместная коллективная творческая деятельность педагогов и воспитанников, направленная на заботу об окружающих людях». Главные особенности и характерные черты коммунарской методики: смысл деятельности – забота об окружающих людях; товарищеские взаимоотношения; творческий подход; инициатива и самостоятельность учащихся; групповое взаимодействие. Коллективные творческие дела (КТД) - особый тип форм воспитательной работы. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи». КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они: C предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
C обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта; C способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений; C эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса (см. приложение 10).
2. Стадии организации КТД Стадии проведения КТД: 1 стадия. Предварительная работа. Продумываются возможные варианты проведения дела. 2 стадия. Коллективное планирование. На общем сборе дается «время на шум», учащиеся в микрогруппах обсуждают, какое дело они предлагают провести. Представители микрогрупп оглашают вслух мнение группы. Педагогу важно сохранить самые творческие предложения, если необходимо, объединяются разные предложения. Выбирается совет дела – временный организующий орган. 3 стадия. Коллективная подготовка. Работает совет дела: продумываются все организационные моменты: место и время проведения, будут ли гости, победители. При необходимости разрабатывается сценарий, даются поручения остальным членам коллектива, микрогруппам. Работа в совете дела призвана развивать у учащихся инициативу, ответственность, самостоятельность, организаторские способности. 4 стадия. Коллективное проведение дела. Здесь важно поддерживать интерес к делу, соблюдать товарищеские взаимоотношения, поддерживать инициативу и творчество. 5 стадия. Коллективное подведение итогов. На общем сборе обсуждаются вопросы: Что удалось? Что не удалось? Как избежать ошибок в дальнейшем? На этой стадии важно не только проанализировать результаты проведенного дела, но и направить усилия педагога на сплочение коллектива (исполняется любимая песня, организуется игра, неформальное общение, взаимные сюрпризы и т.п.).
6 стадия. Ближайшее последействие. Задумывается новое дело. Меняется система общественных получений. Вносятся коррективы в воспитательный план.
3.Виды коллективных творческих дел младших школьников По Иванову, виды КТД: - познавательные (сказка-эстафета, защита фантастического проекта, клуб любознательных, турнир-викторина и др.); - художественно-эстетические (концерт-ромашка, кольцовка песен, конкурс инсценированной сказки, вечер поэзии, концерт-молния и др.); - трудовые (трудовой рейд, десант, «Подарок далекому другу», «Сюрприз ветеранам», операция «Помоги птицам» и др.); - спортивно-оздоровительные (шуточная эстафета, зимняя олимпиада, игры на местности с элементами военизирования и др.); - организационные (тренинги общения, день именинника, вечер шуток и забав и др.).
4. Планирование воспитательной работы по тематическим периодам Планирование воспитательной работы предполагает цикличность и комплексность. Учебный год может включать 5-6 тематических периодов, каждый из которых имеет свое название – тему. В течение периода планируются и проводятся формы работы на данную тему, не требующие большой подготовки (чтение книг, посещение выставок, конкурс рисунков, беседы и т.п.), а завершается тематический период итоговым КТД.
Тема 7. Методика организации гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Вопросы 1.Актуальность и сущность гражданско-патриотического воспитания 2. Задачи и средства воспитательной работы по формированию основ патриотизма и гражданственности 3.Методика организации социально ориентированных воспитательных дел в начальной школе
1.Актуальность и сущность гражданско-патриотического воспитания Актуальность проблемы воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности обусловлена особенностями социально-экономического развития общества на современном этапе. Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, готовность служить ее интересам. Структура гражданственности: чувство личного достоинства, развитость исторической памяти, патриотических чувств, национального самосознания, дисциплинированность, уважение других граждан, добросовестное отношение к своим обязанностям. Данное направление воспитания предполагает взаимосвязь и органическое единство патриотизма и культуры межнациональных отношений.
2. Задачи и средства воспитательной работы по формированию основ патриотизма и гражданственности Задачи гражданско-патриотического воспитания младших школьников в учебной и внеклассной работе: - воспитание любви и чувства принадлежности к своему народу; - приобщение учащихся к общечеловеческим гуманистическим ценностям, культурным и духовным традициям народа; - привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа; - воспитание уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь, органам государственной власти; - формирование уважения к защитникам Отечества; - воспитание уважительного отношения к культуре других наций и народов, стремления к сотрудничеству и взаимопомощи. Основное средство гражданско-патриотического воспитания – социально-ориентированная деятельность. Это взаимодействие детей с социальными объектами (общество, люди, Родина, народ, его культура, природа) с целью формирования отношения к этим объектам. Важными средствами гражданско-патриотического воспитания выступают родная природа, устное народное творчество, традиции и обычаи белорусского народа.
3.Методика организации социально-ориентированных воспитательных дел в начальной школе. Формы гражданско-патриотического воспитания: беседы, устные журналы, общественные и народные праздники, заочные путешествия, трудовые дела, шефство над ветеранами и другие (см.тематику социально ориентированных дел в приложении). Методика воспитания патриотизма и гражданственности базируется на знании учителем особенностей детей, семейного воспитания, национального состава коллектива, культурных особенностей окружающей среды. Условия эффективности проведения социально-ориентированных дел: - связь с жизнью общества, ориентация на социальные ценности; - отбор доступного для восприятия познавательного материала; - активная позиция ребенка в организации познавательной и практической деятельности; - предоставление свободы выбора в содержании деятельности, мере участия, выборе социальной позиции; - постепенное расширение круга социальных объектов: семья, школа, район, регион, страна; - яркая эмоциональная окраска всех проводимых дел, нацеленность на чувства учащихся.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |