КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 16. Методы самоанализа и профессионального самосовершенствования учителя
Вопросы 1.Понятия « педагогический анализ», «самоанализ», «самообразование ». 2. Компетентностный подход к определению уровня профессионализма педагога-воспитателя. Педагогическая техника. 3.Формы повышения профессионализма учителя начальных классов как воспитателя 4. Обобщение передового педагогического опыта в воспитании младших школьников. 1.Понятия «педагогический анализ», «самоанализ», «самообразование». Педагогический анализ позволяет глубоко проникать в сущность процессов взаимодействия субъектов, содействует упорядочению педагогической системы, переводу ее в новое, более высокое качественное состояние. Анализ воспитательного процесса позволяет определить: -результаты педагогического процесса; - целесообразность проводимой работы; - факторы, которые обусловили достигнутые результаты; - эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса; - достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины; - неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования работы; - пути развития воспитательного процесса и устранения причин обнаруженных недостатков. Критический анализ и самооценка результативности воспитательной работы с младшими школьниками – условие ее успешности. Профессиональное самообразование учителя – многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная деятельность учителя, которая способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством
самопознания и самосовершенствования (Г.М. Коджаспирова).
2. Компетентностный подход к определению уровня профессионализма педагога-воспитателя. Педагогическая техника Компетентность – индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии, способность и обладание определенными умениями. Под профессиональной воспитательной компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности к осуществлению воспитательной деятельности. По определению Н.Е.Щурковой, педагогическая техника - элемент педагогической технологии, состоящий из системы умений, обеспечивающих педагогу подготовку инструмента воздействия. Она выделяет четыре группы умений педагогической техники: 1. Речевые (вербальные): голос, дикция, интонация, темпоритм, словарный запас, выразительность и правильность речи, эмоциональная окрашенность и др. 2. Невербальные: мимика, пластика, жестикуляция, передвижения педагога по классу и др. 3. Социально-перцептивные: восприятие, внимание, наблюдательность, воображение, понимание, профессионально-педагогическое мышление, этическая (эстетическая, правовая…) выразительность. 4. Управление эмоциональным состоянием: снятие панического напряжения, саморегуляция, релаксация, аутотренинг, рефлексия, создание состояния катарсиса, творческого самочувствия, умение выбрать стиль и тон, скрывать отрицательные чувства. Эти умения успешно развиваются в личном и коллективном тренинге, в повседневной педагогической практике при осмысленном отношении к ним педагога.
3.Формы повышения профессионализма учителя начальных классов как воспитателя Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы профессионального образования учителя начальных классов. Одна из групповых форм организации работы по повышению теоретического и методического уровня воспитателей – методическая работа в школе. Индивидуальная форма – посещение курсов переподготовки и повышения квалификации.
Основной путь повышения педагогической культуры, совершенствования профессионального мастерства учителя начальных классов как воспитателя – самообразование и самоанализ результатов воспитательной деятельности (приложение 16).
4.Обобщение передового педагогического опыта в воспитании младших школьников. Передовой опыт – это опыт, реализующий прогрессивные тенденции воспитания, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах организации воспитательного процесса и достигающий оптимально возможных в конкретных условиях результатов. Изучение и обобщение передового педагогического опыта имеет целью выявление уровня решения воспитательных задач. При этом следует учитывать следующие положения: 1. Изучение и распространение опыта должно вестись на основе современных концепций воспитания. 2. Распространять и внедрять надо не сам опыт, а идею, мысль, извлеченную из опыта. 3. Передовой опыт должен изучаться и распространяться комплексно с учетом реальных условий и проблем. 4. Введение нового опыта должно стимулировать творческую деятельность педагогов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |