Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические аспекты развития журналистки в 19 веке. Появление массовой печати




В период зарождения капитализма рекламные объявления в периодических изданиях являлись лишь небольшим финансовым подспорьем для издателя. Главным источником дохода являлась выручка от продажи тиража. Цена газеты был довольно высокой, продавались они выше себестоимости, и, как правило, периодика была недоступна широкому читателю.

Развитие промышленности в 19 веке, появление новых отраслей значительно способствовали развитию грамотности, росту культуры, увеличению количества квалифицированных работников. Механизация труда во много раз подняла его производительность, успехи производства средств потребления поставили на повестку дня вопрос о сбыте товара, в чем большую роль могла сыграть реклама. Периодическая печать стала рассматриваться как лучший канал, при помощи которого можно познакомить потенциального покупателя со своим товаром. В печати возрастает поток рекламных объявлений. Так платные объявления из небольшого финансового подспорья превращается в основной источник дохода издателя и становится решающим условием существования печатного органа. Происходит коммерциализация печати. Издатель, получая дополнительные доходы, имеет возможность снизить цену и, соответственно, повысить тираж. С другой стороны - изменения в сфере экономики способствовали появлению и новой категории читателя – человека грамотного, но имеющего невысокие доходы. Человека, который интересуется событиями, происходящими в стране, в мире, но не воспринимает язык и стиль качественных изданий. Новая аудитория отличалась иными запросами, вкусами, интересами. Эту категорию населения можно назвать средним классом, для такого читателя и создается в середине 19 века массовая пресса.

Первой массовой газетой в истории мировой журналистики становится ежедневная нью-йоркская газета «Сан», которая была основана в 1833 году Бенджаменом Деем. Газета стоила 1 цент, что было примерно в шесть раз дешевле других газет. Но главная новизна заключалась в содержании. На страницах «Сан» можно было встретить политическую, социальную, экономическую информацию, но подавалась она в достаточно сжатом виде, примеряясь с запросам среднего читателя. На страницах газеты впервые появились статьи так называемого «человеческого интереса» – очерки жизни «маленького человека». Главным же новаторством газеты стала ее развлекательная часть – сенсационные материалы, криминальная хроника (причем Б.Дэй одним из первых в своей редакции ввел должность судебного репортера). На страницах газеты печаталось много анекдотов. В первый же год издания тираж газеты достиг абсолютного рекорда тех лет – 5000 тыс.экз.

Второй массовой газетой в истории американской журналистики стала также ежедневная «Геральд». Ее создал в 1835 году Джеймс Беннет. В отличии от газеты «Сан», «Геральд» практически полностью отказалась от публикации социально-политических материалов, сделав ставку на развлекательность. Для привлечения читателя Беннет ввел новые темы, которые до этого времени не поднимались на страницах американских газет – секс и спорт. Впервые в Соединенных штатах газеты перешла на семидневный выпуск.

Среди других массовый изданий середины 19 века значительно отличается газета «Нью-Йорк Трибюн», основанная в 1841 году Хорасом Грили. Эта массовая газета, в основном была предназначена для рабочего населения и для людей, интересующихся вопросами социализма. Достаточно упомянуть, что в газете публиковались К.Маркс и Ф.Энгельс. Среди новостей преобладала политическая информация, много внимания уделялось вопросу рабства в южных штатах. Развлекательные материалы, криминальная хроника занимали мало места. В 1860 году тираж газеты составил 40 тыс.экз., и она заняла третье место после «Геральд» и «Сан».

В 1851 году появляется газета «Нью-йорк Таймс», ее издатель Генри Раймон сделал ставку на читателя, далекого от идей социализма, но и не интересующегося одними только сенсациями. Читатель «Нью-Йорк таймс» – достаточно серьезный читатель, но средних доходов, которому не по карману качественные издания. Тираж газеты в 1861 году составил 35 тыс.экз.

На примере названных газет можно увидеть как менялось содержание периодики и как шел поиск своего читателя – в среде массовых изданий наметился дифференцированный подход к аудитории.

Французские массовые газеты зародились совершенно в иных экономических, социально-политических условиях, нежели американские.

Идея создания массовой газеты принадлежит издателю и предпринимателю Эмилю де Жирардену. В 1828 году в возрасте двадцати двух лет он начинает выпускать литературный еженедельник «Волер», в 1829 году основал журнал «Мод» – как «для двора так и для простонародья, в 1831 г. – «Журналь де коннесанс ютиль».

В 1836 году Жирарден приступает к изданию газеты «Ля пресс», которая вошла в историю как первая массовая французская газета. Жирарден стремился сделать газету, интересную всем, поставить ее над другими изданиями, само название – «Ля пресс» («печать») как бы подчеркивало олицетворение всей прессы, без выделения какого-либо политического течения. При этом содержание газеты мало чем отличалось от содержания изданий того времени. Здесь были и политические материалы, обзоры печати, отчеты о работе парламента, материалы по вопросам экономики, культуры, искусства. Но по форме подачи материала Жирарден делает ставку на нейтрального читателя. В газете печатались романы с продолжением, литературными сотрудниками «Ля пресс» были известные французские писатели В.Гюго, Э. Де Бальзак, А.Дюма.

Реформа направленности газеты была не единственным новаторством Э.де Жирардена. Он попытался провести и финансовые преобразования в газете. Дело в том, что середина 30-х годов сложный период в истории французской печати. В 1835 году были приняты сентябрьские законы, одним из главных положений которых было увеличение налогообложения. Печать была зажата экономическими тисками.

Приступая к изданию газеты «Ля пресс» Жирарден на свой страх и риск решил вдвое сократить стоимость годовой подписки: «При годовой подписке 40 франков нам будет легче привлечь 10 тыс. подписчиков, чем одну тысячу при цене 86 франков…» Расчет оказался верным. Цифру в 10 тыс. подписчиков Жирарден добился уже через шесть месяцев.

Идеи Жирардена о экономических реформах в печати не получили широкого распространения в период июльской монархии. Ни контроль со стороны государства, ни социально-политические условия пока еще не позволяли активно развиваться массовой печати. Уровень развития экономики во Франции в средине 30-х годов не дал возможности платным объявлениями стать основой функционирования газеты.

Тем не менее несомненно можно говорить о том, что печать стала более демократичной, более популярной.

Эра массовой журналистики начинается во Франции в 1863 году с выходом ежедневной газеты «Пти журналь», которая продавалась по цене 1 су (5 сантимов). К этому времени в стране сложились условия, при которых стал возможен значительный скачок в развитии периодической печати. Растет число грамотного населения (67% в 1860г), развивается полиграфическая техника, телеграфная связь, получает широкое распространение розничная продажа – то есть технические, экономические, социальные факторы значительно способствовали развитию печати.

«Пти журналь» была рассчитана на еще более массовую аудиторию, нежели «Ля пресс» Жирардена. Газета обращалась к читателю самого умеренного достатка, малообразованному, имеющему самые скромные запросы. «Пти журналь» абсолютна была лишена какой-либо политической направленности, давала простую, но при этом достаточно разнообразную информацию, в основном развлекательного характера. Большую популярность издание получило благодаря публикации полицейских романов с продолжением. К 1865 году тираж газеты достигает 300 тыс.экз.

В шестидесятые годы главным конкурентом «Пти журналь» была газета «Фигаро» (с 1866г. ежедневная). Но «Фигаро» и стоила дороже, но характер содержание был несколько иным. Тираж газеты к 1866 году не превышал 56 тыс.экз.

После принятия закона о печати в 1881 году происходит значительный рост количества изданий. Если в 1870 году в Париже выходило 900 изданий и примерно 1000 в провинции, то в 1885 г. в столице их было 154, в провинции 2810. В девяностые годы 19 столетия во французской прессе выделяется так называемая «большая четверка» газет, в которую входили уже названная «Пти журналь», «Пти паризьен» (1876), «Матэн»(1884) и «Журналь»(1892). Это массовые, так называемые «информационные» издания с тиражом до 1 млн.экз.

Большую часть французской периодики составляли специализированные издания. В «Ежегоднике французской прессы» от 1914 года перечень специализированных изданий занимает более 300 страниц.

До середины 19 века английская журналистика развивалась в соответствии с традициями, сложившимися в 18 веке Провозглашенная в 1689 году свобода печати значительно ограничивалась экономическими факторами. Отмена «налогов на знания» в середине 19 века привела к увеличению количества периодических изданий и в корне изменили структуру периодики. Так, например, в 1861 году в Англии выходило 563 периодических издания, то в 1867 году их число возросло до 1294.

Появившаяся в 1855 году газета «Дейли телеграф» стала одной из первых «пенсовых» изданий и привлекла к себе значительное число читателей из среднего класса. В этом же году появляется ежедневная «Стандарт», которая становится главным конкурентом «Дейли телеграф».

Широкое распространение дешевой периодики в 19 веке происходит и в немецкой журналистике. Первоначально этот процесс начался в сфере журнальной периодики с появлением иллюстрированных неполитических изданий. Так, в 1843 году в Лейпциге была основана газета «Лейпцигер иллюстрите цайтунг», в первом номере которой отмечалось, что это газета «общего интереса». В 1871 году в Германии появляется новая категория изданий – газеты объявлений, этот тип газеты не был связан ни с какими политическими партиями и движениями и были рассчитаны на всех умевших читать. Как правило подобные издания состояли из двух частей – литературно-публицистической и сугубо рекламной. Издания эти имели низкую цену и и финансировались в основном за счет публикации объявлений. Тиражи подобных газет колебались от 10 до 17 тыс. экз. Газеты эти можно назвать массовыми по содержанию, но не по количеству охватываемой аудитории.

Массовыми газетами Германии можно назвать «Берлинер тагенблат», появившаяся в 1871 год, к началу 20 века стала одной из самых читаемых газет в тиражом 300 тыс.экз.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.