КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка стоимости электрических машин и оборудования
Оценку стоимости электрических машин и оборудования проводят в соответствии с общепринятыми понятиями и принципами, содержащимися в международных и отечественных стандартах оценки имущества. Однако имеют некоторые отличия от других видов активов: · Являются активной частью основных фондов; · Могут быть перемещены в другое место без причинения невосполнимого физического ущерба как себе, так и недвижимости к которой они привязаны; · Могут быть функционально самостоятельными, так и образовывать самостоятельные комплексы; · Имеют высокую конструктивную сложность и множество ценообразующих характеристик; · Оцениваются в основном сравнительным и затратным подходами; возможности доходного подхода для оценки отдельных единиц оборудования ограничены; · Им свойственна тесная методологическая связь затратного и сравнительного подходов при оценивании; · Имеют специфические виды оценочных стоимостей и методов их расчета (полная, восстановительная, рыночная стоимость как новых машин и оборудования, так и при продолжающемся использовании); · Специфично ценообразование, обусловленное наличием многих видов производств, начиная с экспериментального и заканчивая массовым, а также проводимой ценовой политикой предприятий – изготовителей. При экономической оценке электрических машин и оборудования важным является правильность выбора методов оценки, относящихся к трем подходам: затратному, сравнительному и доходному (рис.1)
Рис.1. Определение стоимости при разных подходах
Поскольку чаще расчету подлежит рыночная стоимость, являющаяся базой для расчета любого вида оценочной стоимости, за исключением восстановительной, необходимо стремиться к использованию трех подходов при проведении расчетных процедур. Однако основным при оценке машин и оборудования выступает затратный и сравнительный методы.
При этом, в процессе проектирования электрических машин затратным и сравнительным методами для получения достоверных результатов применима процедура проведения ряда расчетных исследований с помощью расчетных исследований. Так, например, весьма важно знать влияние коэффициентов целевой функции на геометрию оптимальной машины. Коэффициентами целевой функции будем называть множители, с помощью которых при известных массоэнергетических показателях электрической машины определяют стоимости ее изготовления и эксплуатации. К коэффициентам целевой функции относятся цены на материалы и электроэнергию, нормативный срок окупаемости, показатели интенсивности использования. На вышеуказанных допущениях нетрудно провести оптимизацию стоимости проектируемой электрической машины.
Технический уровень спроектированной электрической машины специализированного назначения может быть оценен степенью осуществления в проекте основных характеристик, необходимых для данной установки. Например, в качестве требования такой установки может являться минимальная масса или минимальный динамический момент инерции. Для некоторых установок требуется минимальная высота или длина машины. В других случаях превалирующими являются требования к КПД или коэффициенту мощности, к пусковому моменту, максимальному моменту и т. п. В таких случаях критерием технического уровня или эффективности машин является удовлетворение одному или нескольким из указанных требований. Если эти требования противоречивы, то необходимо находить приемлемое решение, удовлетворяющее в определенной мере каждому из них.
Однако большинство электрических машин проектируются и изготовляются для общего назначения. Такие машины могут быть использованы в различных установках. Машины общего назначения обычно изготовляются в виде серии машин со стройно нарастающими основными параметрами – мощностью и геометрическими размерами. Эти машины должны удовлетворять в части рабочих характеристик требованиям действующих стандартов или технических условий и вместе с тем быть экономически эффективными для народного хозяйства. Например, при соблюдении указанных требований стандартов машины могут быть спроектированы с высоким использованием активных (проводниковых и магнитных) материалов, иметь уменьшенную массу и, следовательно, стоимость. Однако если при этом ухудшаются энергетические показатели, то повысится стоимость потерь энергии. Одним из критериев технико-экономической эффективности является уровень компактности. Чем выше компактность машины, тем меньше необходимые для установки машины площадь и объем. Компактность электрических машин благоприятно влияет на экономические показатели большинства объектов, например, сокращается длина и ширина станков и других механизмов, в которых применены электродвигатели. Показатель компактности электрической машины (кВт/мм3)
(1)
где – номинальная мощность машины, кВт; – высота оси вращения, мм; – габаритная длина машины, мм. Одним из направлений повышения компактности является уменьшение высоты оси вращения и применения максимально допустимого наружного диаметра машины при выбранном значении , что дает возможность уменьшить . Важным критерием является уровень шума электрических машин. Высокий уровень шума в производственном помещении, где установлены машины, отрицательно влияет на производительность труда, отражается на качестве продукции, вызывает потери рабочего времени в результате частичной или временной нетрудоспособности производственного персонала.
Технический уровень спроектированной электрической машины оценивают путем сравнения технико-экономических показателей этой машины с показателями лучших изделий-аналогов отечественного и мирового производства. Учитывая, что при этом сравнивают разные показатели машин – массу, габариты, энергетические показатели и др., целесообразно общую оценку технического уровня производить по обобщенному показателю.
, (2) где – экономический эффект от применения проектируемой машины по сравнению с машиной-аналогом; – стоимость машины. В качестве базы принимают себестоимость спроектированной машины или цену по прайсу машины-аналога отечественного или зарубежного производства. Экономический эффект представляет собой сумму отдельных составляющих (руб.) эффект: обусловленная разность КПД
, (3) обусловленная разностью коэффициентов мощности (только для асинхронных двигателей)
, (4) обусловленная разностью показателей компактности
, (5) обусловленная разностью уровней шума
, (6) обусловленная разностью массы машин, влияющей на уровень конструкции и технологического оборудования,
. (7) Здесь – номинальная мощность, кВт; – КПД спроектированной машины и машины-аналога; – тангенс угла сдвига между напряжением и током спроектированного двигателя и двигателя-аналога; – показатели компактности спроектированной машины и машины-аналога; – уровни шума (звукового давления) спроектированной машины и машины-аналога, (если разность уровней звукового давления более 5 , то следует сократить разность до указанного значения. Следует отметить, что фактический уровень звукового давления спроектированной машины может быть установлен после испытания и исследования опытных образцов машины. До изготовления опытных образцов в производимых технико-экономических расчетах составляющая эффективности уровня звукового давления не учитываются); – масса спроектированной машины и машины-аналога.
Таким образом, экономический эффект
. (8) Составляющая эффекта, обусловленная повышением надежности электрической машины , если она может быть рассчитана, добавляется в (8). Себестоимость машины (руб.)
, (9) где – общая стоимость материалов, примененных в машине, руб.; – стоимость производства машины, руб. Стоимость материалов может быть определена, исходя из заготовительной массы материалов и цены материалов и цены материалов по формулам, приведенным в табл. 1. Таблица 1
Здесь – «чистая» и заготовительная массы рассматриваемого рода материала; – эффективная длина сердечника соответственно статора, якоря, главного полюса, т. е. длина сердечника без учета изоляционного покрытия и неплотного прилегания листов, наличия радиальных вентеляционных каналов; – припуск на штамповку; – ширина полюсной дуги; – высота главного полюса. Значения «чистой» массы материалов определяются дипломником в технической части проекта. Заготовительная масса сердечников статора и ротора (остова и полюсов) синхронных машин вычисляется в соответствии с принятой конструкцией ротора и намеченным процессом штамповки листов статора (использованием внутренней вырубки). Стоимость проводов обмоток приведена в табл. 2.
Таблица 2
Здесь d и S – диаметр (мм) и площадь поперечного сечения (мм2) провода без изоляции. Площадь поперечного сечения коллекторной меди (мм2) , (10) где – ширина коллекторной пластины (большее основание трапеции); , мм – высота коллекторной пластины; – наружный диаметр коллектора, мм. Для обмоток статора на напряжение 6 кВ, выполняемых из прямоугольных эмалированных проводов с дополнительной двухслойной изоляцией из стекловолокна (например, марки ПЭТВСД), стоимость , получаемую из табл. 1, следует увеличивать в 1,6 раза. Для алюминия короткозамкнутого ротора у.е./кг. Стоимость листовой стали приведена ниже: Табл.3
Средняя стоимость изоляции составляет при классе нагревостойкости изоляции В 12 у.е./кг, классе F – 16 у.е./кг и классе Н – 22 у.е./кг. Средняя стоимость материалов (руб.) машин переменного тока
, (11) машин постоянного тока , (12) Здесь – суммарная стоимость обмоточных проводов; – суммарная стоимость листовой стали.
Стоимость производства, а следовательно, и себестоимость машины на электромашиностроительном предприятии определяется путем подробной калькуляции с учетом масштаба выпуска, уровня технологического процесса, уровня механизации и автоматизации производства. Однако при разработке проекта и сравнения различных вариантов достаточно определить приближенное значение стоимости производства
, (13) Здесь – коэффициент, определяемый совершенством оборудования, технологического процесса и организации производства [4] ( для асинхронных двигателей; – для машин постоянного тока и синхронных машин.) Приведенный выше метод целесообразно применять для сравнения показателей технического уровня отдельных вариантов проектируемой машины. При этом себестоимость машины определяют отдельно для каждого варианта, а составляющую эффекта , обусловленную разностью массы машин, исключают из (8), так как при расчете себестоимости машин учитывается изменение массы материалов, а также влияние массы на технологический процесс и на стоимость производства машин. 2. Методы оценки нематериальных активов [5] 2.1. Доходный подход (метод)
Основным методом установления стоимости прав ИС считается доходный метод в широком понимании. Метод сравнительных продаж и затратный метод могут использоваться в качестве дополнения к доходному методу. Доходный метод имеет много вариантов, которые часто упоминаются как отдельные методы. Основные варианты доходного метода: · метод Д1 “Освобождение от роялти”; · метод Д2 “Дисконтирование/капитализация преимущества в доходах”; · метод Д3 “Дисконтирование/капитализация экономии затрат”.
Каждый из трех основных вариантов может быть реализован в двух модификациях, обозначаемых литерами (а) и (б). Модификация (а) основывается на капитализации усредненной прибыли или денежного потока, модификация (б) – на дисконтировании ожидаемых денежных потоков или ожидаемых прибылей. В качестве показателя доходности в том и другом случае могут быть выбраны либо прибыль (до налогообложения или после него), либо денежный поток. Наиболее теоретически обоснованные и, вместе с тем, наиболее сложные модификации всех трех основных вариантов доходного метода основаны на дисконтировании денежных потоков, наиболее простые модификации – на прямой капитализации прибыли. Выбор метода определяется как компромисс между стремлением к высокому качеству результата и разумным стремлением к простоте процедуры оценки.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |