Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От падения Римской империи до Вестфальского мира




 

Этот период связан с развитием международных отноше­ний феодальных государств в процессе их образования, пре­одоления раздробленности, возникновения крупных феодаль­ных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования меж­дународных отношений феодальных государств явилась пре­емственность ими многих международно-правовых правил ра­бовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы под влияни­ем государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски. Сформиро­вались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых при­знавались требования о том, что договоры должны соблюдаться (pacta sunt servanda), что послы государей являются неприкос­новенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим. Религиозная оболочка международно-правовых норм также претерпела из­менения. Так, характерной особенностью клятвы в эпоху фео­дализма явилось то, что она служила средством установления отношений вассальной зависимости: с юридической точки зре­ния договоры, заключенные между монархом и нижестоящими феодалами одного государства и освященные клятвой, мало от­личались от соглашений и клятвы между монархами различ­ных стран. Например, клятва давалась при заключении Мюнстерского (1648 г.) мирного договора.

Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римский папа Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку соз­дать "мировое государство" под своей властью. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на канони­ческое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.

Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдель­ные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обы­чаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.

Международное право феодальных государств продолжа­ло испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых инсти­тутов. Например, это касалось институтов залога и поручитель­ства как средств обеспечения международных договоров, ин­ститута приобретения государственной территории.

В рассматриваемый период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международ­но-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской, а позднее — Мос­ковской Руси.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Ви­зантии, пышный ритуал приема иностранных послов. При сле­довании послов на территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны ме­стных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представите­лей является суверенитет государя, от имени которого дейст­вовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания долж­ны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.

Военные обычаи в средневековый период продолжали ос­таваться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война тракто­валась как судебный поединок, в котором победитель опреде­лял положение побежденного. Общепризнанным было положе­ние об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось "право добычи", которая пере­ходила в собственность захватившей ее стороны. Даже плен­ные считались "добычей" захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.

Ограничить жестокости войны пыталась церковь. На ряде региональных и вселенских католических соборов Х—XI вв. были сделаны попытки установить "замирение по субъектам", согласно которому в военных действиях не должны были участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы, дети до 12 лет. Кроме того, принимались решения о "замирении по объ­ектам", исключавшие из сферы военных действий церкви, дома духовенства. Были также попытки установить дни, в которые запрещалось ведение военных действий (Божий мир). Попытка запретить отдельные виды оружия была сделана на II Латеранском соборе 1139 г., решением которого запрещалось исполь­зование орудий для метания и арбалетов.

В феодальный период заключалось значительное количе­ство международных договоров, которые отражали сложней­шую иерархическую лестницу в виде занимающих различное общественное положение феодалов — собственников земли. Последние нередко самостоятельно вели дипломатические от­ношения и заключали договоры. Предметом соглашений были договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменениях, плавании по рекам и морям, торговле. Уже в IX— Х вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер, он заключался от имени правителя. Од­нако постепенно договоры стали получать более широкую осно­ву, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться оговорка о неизменных обстоя­тельствах как условии действия договора. Способами обеспече­ния договоров являлись залог людей (как правило, членов се­мьи монарха), залог ценностей и территории. Известно, напри­мер, что Корсика, принадлежавшая Генуе, была ею передана в залог Франции. В связи с тем, что Генуя не выполнила перед Францией договорных обязательств, Корсика стала француз­ским владением.

В период средневековья стал применяться институт гаран­тии договоров со стороны третьих государств. Нередко гаран­том международных договоров был римский папа. В частности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.

Покровительство иностранцам получило в средние века более прочную юридическую базу — в международные догово­ры постепенно стали включаться статьи о положении иностран­цев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспе­чить переход имущества умершего иностранца к его наследни­кам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они на­ходились в полной зависимости от феодального сеньора, их лич­ная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибывающие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из страны об­лагался налогом. Лишь в период сословной монархии со сторо­ны королевской власти стали делаться попытки ограничить произвол феодалов по отношению к иностранцам.

Режим морских пространств в период средневековья ис­пытывал влияние двух различных подходов к пользованию мо­рем. Один подход поддерживали такие развитые морские дер­жавы, как Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия. Он заключался в стремлении осуществлять над прибрежными во­дами и частями Мирового океана свой суверенитет. Подобно тому как Англия считала Ирландское море своим суверенным владением и пыталась запретить другим странам осуществлять в нем рыболовство, Генуя претендовала на Лигурийское море, а Венеция — на Адриатическое. Подход к использованию мор­ских пространств другой группы государств, например Нидерландов и Франции, был иным — они считали, что открытое море должно быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе данного подхода лежало представление о том, что Ми­ровой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств. Впрочем, в конце XVI в. Анг­лия стала склоняться к идее о том, что пользование морем долж­но быть свободным для всех и ни одно государство не должно претендовать на те или иные части Мирового океана.

В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Посколь­ку считалось, что власть государства кончается там, где конча­ется сила его оружия, ширина территориальных вод в соответ­ствии с "правом пушечного выстрела" стала определяться в три морские мили. Вопросы регламентации мореплавания и морской войны отражались в специальных сборниках, содер­жащих морские обычаи, судебные решения. Так, в XIV в. был издан сборник "Консолато дель маре" ("Морской сборник"), со­державший правила нейтралитета, положения, касавшиеся во­енной контрабанды, и т. п.

Мирные средства международных споров в средние века стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к третейским судам и арбитражу. Так, в 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил папа Иоанн XXII. В качестве арбитров выступали не только духовные лица, но и светские. Практиковалось также заключе­ние договоров об арбитраже. Известен договор об арбитраже, заключенный в 1343 г. между Вольдемаром Датским и Магнусом Шведским. Договор определил, что каждая сторона должна в качестве арбитров назвать по 24 епископа и 12 рыцарей. Де­лались попытки учредить постоянные арбитражи, например, посредством договора между Генуей и Венецией в 1235 г. Осо­бенностью рассматриваемого периода было и то, что междуна­родные конфликты начинают становиться предметом рассмот­рения вселенских соборов католической церкви, а также свет­ских съездов государей и послов. Так, вопросы войны и разре­шения конфликтов рассматривались на съездах 1201 г. в Тарасконе и 1429 г. в Луцке.

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформули­рована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским дого­вором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь. Договор закрепил между всеми его участниками не только "право на территорию и на верховенст­во", но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отра­зилась идея согласованных действий европейских держав, ко­торые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.

Завершение периода сословной монархии характеризует­ся выработкой понятия "суверенитет". Оно означало политиче­ское и юридическое верховенство власти монарха над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость в международных отношениях, включая независимость от рим­ской церкви.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.