Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ показателей качества товара




 

Качество - это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, составляющих ее качество, называется показателем качества товара. Рассмотрим содержание различных показателей, характеризующих качество товара.

Достигнутый в организации уровень качества товара не является стабильным длительное время, так как требования потребителей, методы производства и политика конкурирующих организаций непрерывно изменяются. В процессе анализа показателей качества изучают их динамику, достигнутый уровень, причины изменений.

Для оценки выполнения плана по качеству товара используют различные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества товара, затем путем сравнения фактического и планового уровня, находят процент его выполнения. Оценка выполнения плана по качеству товара производится по удельному весу бракованных и рекламационных товаров. Анализ качества товара целесообразно представить в виде таблицы (табл.12.5).

 

Таблица 12.5 - Анализ обобщающих показателей качества товара

 

Показатель Прошлый период Отчетный период
план факт
Средневзвешенный балл качества товара 0,65 0,81 0,75
Удельный вес, % а) товара высшей категории качества б) экспортируемых товаров в) бракованных товаров г) рекламационных товаров   0,5 0,8 0,4   1,5 0,4 0,7   1,0 0,3 0,6
Потери от брака, тыс.руб.      

Оценки, приведенные в таблице, показывают, что за отчетный период организацией проделана определенная работа по улучшению качества товара, о чем свидетельствует увеличение удельного веса товара высшей категории качества на 10 % по сравнению с прошлым периодом, а также повышение удельного веса экспортируемых товаров. Уменьшению доли бракованных товаров способствовало снижению потерь о брака на 120 тыс.руб. Отрицательным фактором является рост рекламаций от потребителей товаров.

Таблица 12.6 - Анализ качества товара Х

 

Сорт товара Цена за единицу, тыс.руб. Выпуск товара, шт. Объем производства, тыс. руб.
план факт план факт По цене I сорта
план факт
I 1,2            
II 0,8            
Итого:              

 

Из таблицы 12.6 следует, что если бы весь товар продавался по цене первого сорта, то плановый объем производства составил бы 18300 тыс.руб., что на 3050 тыс.руб. больше реального планового показателя, а фактический объем производства вырос бы до 19 500 тыс.руб., что на 3250 тыс.руб. больше реального значения. Сумма 3250 тыс.руб. – упущенная выгода организации.

Коэффициент сортности рассчитывается для отдельного вида товара по формуле:

, (12.1)

где Qi – количество товаров i-ого сорта;

Рi - цена единицы товара i-ого сорта;

Рв – цена единицы продукции высшего сорта;

m – количество сортов данного вида продукции.

Если бы все товары были первосортными, то плановая стоимость выпуска товара составила бы 18300 тыс.руб., фактическая – 19500 тыс.руб.

Коэффициенты сортности плановый и фактический соответственно:

Кпл сорт = 16830 / 18300 = 0,895,

Кф сорт = 17480 / 19500 = 0,896.

Увеличение или снижение выпуска товаров по сортности в отчетном периоде по сравнению с планом определяется по формуле:

, (12.2)

для нашего примера ∆К сорт = 0,896 / 0,895 = 1,001.

Резерв повышения качества товара равен разности между стоимостью реального выпуска товара и выпуска только первосортного товара, что составляет для плановых показателей: 18300 - 16380 = 1920 тыс.руб.,

для фактических показателей: 19500 – 17480 = 2020 тыс.руб.

Качество товара является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж, прибыль.

Изменение качества затрагивает, прежде всего, изменение цены и себестоимости товара, поэтому формулы для расчета имеют вид:

изменение объема производства товаров:

∆VП = (Р1 – Р0) * QК, (12.3)

изменение выручки от продаж:

∆В = (Р1 – Р0) * QПК, (12.4)

изменение прибыли:

∆П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ], (12.5)

где Ц0, Ц1 соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

QК - количество произведенного товара повышенного качества;

QПК - количество проданного товара повышенного качества.

Полезным также является анализ влияния сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия в стоимостном выражении (табл.12.7).

Таблица 12.7 - Влияние сортового состава товара на изменение его цены

 

Сорт Оптовая цена, тыс.руб. Сортовая структура товара, % Изменение средней цены, руб.
план факт +, -
I 1,2 68,5 68,9 + 0,4 + 4,8
II 0,8 31,5 31,1 - 0,4 - 3,2
Итого:       - + 1,6

 

Из таблицы видно, что с улучшением качества товара относительно плановых показателей (увеличением товара I сорта и уменьшением доли товара II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 рублей, а стоимость всего фактического выпуска – на 26 тыс. рублей (16250 шт. * 1,6 руб.).

Аналогичные расчеты выполняют по всем видам товаров, по которым установлен сорт, после этого результаты обобщаются.

Важным косвенным показателем качества товаров является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака (табл.12.8).

Таблица 12.8 - Анализ потерь от брака товаров

 

Показатели тыс. руб.
Себестоимость забракованных товаров  
Расходы по исправлению брака  
Стоимость брака по цене возможного использования  
Сумма удержаний с виновных лиц  
Потери от брака  

 

Основными причинами понижения качества товаров могут быть:

- плохое качество сырья;

- низкий уровень технологии и организации производства;

- низкая квалификация работников;

- аритмичность производства и др.

После изучения причин снижения качества и допущенного брака товаров по местам их возникновения, определяют центры ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Экономическая эффективность таких мероприятий оценивается на основе показателей изменения уровня качества товаров, повышения прибыли и снижения /или снижения затрат (рис.12.1).

Рисунок 12.1 - Оценка эффективности мероприятий по изменению качества товара

 

Достижение оптимального качества невозможно без значительной работы в области планирования, проектирования, производства, сбыта и обслуживания.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какими критериями оценивается ситуация при выводе на рынок новых товаров?

2. Назовите основные факторы, которые обусловливают введение нового товара в ассортимент организации.

3. Приведите основные группы показателей, характеризующих качество товара организации.

4. Каким образом влияет изменение качества товара на изменение объема производства, выручки от продаж и прибыли?

5. Как оценивается влияние сортового состава товара на объем выпуска каждого изделия?

6. Что включает анализ потерь от брака?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.