Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Педагогические идеи жан-жака Руссо 2 страница




О ближних судить очень трудно, писал Руссо, так как они урывают свои поступки под личиной благородства, это, во-первых, а во-вторых, трудно быть беспристрастным в оценке поступков и действий близких людей. Изучать нравы гражданского общества через историю представляет много трудностей, и задача воспитателя должна состоять в том, чтобы отобрать наиболее важный и интересный материал. «…Чтобы сделать человеческое сердце доступным пониманию воспитанника, не рискуя в то же время испортить его собственное сердце, я хотел бы показать ему людей издали, показать их в других временах и других местах, и притом так, чтобы он мог видеть сцену и не имел возможности сам в ней действовать. Вот время заняться историей; через нее он будет читать в сердцах и без уроков философии; через нее он будет смотреть в них, как простой зритель, без личного интереса и без пристрастия, как судья, а не сообщник или обвинитель» (С. 338).

Пожалуй, нигде так не противоречив Руссо, как в вопросах нравственного воспитания. Он готовит Эмиля к жизни, борьбе с трудностями и превратностями судьбы, предрассудками и искусственной культурой современного общества. Сам он утверждал, что общество надо изучать по людям, а людей по обществу; кто захочет изучать политику и мораль изолированно от общества, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой. Это положение очень глубокое и правильное. Нет морали и политики самих по себе, вне общества. Эмиль же знакомится с моралью через изучение истории, т. е. в отрыве от общества и от людей.

Средневековая мораль имела своей основой религию. Ребенок не может иметь правильного представления о боге, и когда он говорит, что верует в бога, то он верит не в бога, а верит Якову или Петру, которые говорят ему, что существует нечто такое, что называют богом. «Но во что верует ребенок, исповедующий христианскую религию? Верует в то, что постигает; а он так мало постигает передаваемое ему, что, если вы скажете ему противоположное, он усвоит это с такой же охотой» (С. 373). Если ребенок получит грубые представления о боге, то они укоренятся в нем на всю жизнь. Естественным путем человек доходит до понятия бога не раньше зрелых лет, и уже в зрелом возрасте он может выбрать себе сам ту, религию, к которой приведет его разум. В «Исповедании веры савойского викария» Руссо излагает сущность своих деистических взглядов и той религии, к которой должен придти Эмиль. Он держит своего воспитаника изолировано от общества до 20 лет, но Эмиль не воспитывается для отшельнической жизни; он не может всю жизнь оставаться одиноким. Эмиль является человеком общества и должен выполнять общественные обязанности, Эмиль должен узнать людей. До этого он знает человека вообще, а теперь наступила пора ознакомить его с индивидами. Подобно тому, как есть возраст для обучения, так есть возраст и для усвоения светского обращения. Руссо вместе с Эмилем отправляется в Париж и вводит его в свет. Теперь Эмилю не опасно быть в светском обществе, он не будет обманут чужими страстями. «Если он увидит их, то взглянет на них оком мудреца, не увлекаясь их примерами и не соблазняясь связанными с ними предрассудками» (С. 469). Знакомство со светом происходит под руководством Руссо. Он продолжает руководить каждым шагом своего воспитанника и даже нахродит ему подругу жизни – Софью. Подруга Эмиля также получила естественное воспитание, но ее воспитание отличается от воспитания Эмиля. Эмиль воспитывался для жизни, общественной деятельности, Софья же воспитывалась для того, чтобы быть добродетельной женой, хорошей воспитательницей собственных детей, хорошей помощницей Эмиля. Ей поэтому не нужны те знания, которые необходимы Эмилю.

В соответствии с природой мужчина и женщина, по мнению Руссо, должны действовать согласно, но это не означает что в жизни их роли одинаковы. Труд их должен быть различен. Участие женщины, по мнению Руссо, в общественной жизни и деятельности противоречит ее естественному назначению и призванию. «Повиновение и верность, которыми она обязана перед мужем, нежность и заботливость, которыми она обязана перед детьми, являются столь естественными и наглядными последствиями ее положения, что она не может, по чистой совести, не отзваться на внутреннее чувство, руководящее ею, или отказаться от своей обязанности, если только не совсем испорчены ее естественные склонности». (С. 560). Женщина, получившая естественное воспитание, будет ограничивать свою роль деятельностью, относящейся к ее компетенции, и станет высоконравственной, пользующейся глубоким уважением. Поэтому женщина не может заниматься ни наукой, ни общественной деятельностью. Правильно критикуя состояние воспитания женщин в гражданском обществе и борясь за необходимость с уважением относиться к ней, признавая некоторую ее самостоятельность в жизни, Руссо все же ограничен в оценке роли женщины в обществе.

В соответствии со своей общей теорией о естественном обществе и естественном праве Руссо назвал свою систему воспитания естественным воспитанием. При таком положении вещей воспитаннику предоставляется полная свобода в своих поступках и действиях. В гражданском обществе, утверждает Руссо, нет свободы ни для богатых, ни для бедных, ни для правителей, ни для управляемых. Само господство является рабским, так как все зависят друг от друга — подданные от господина, господин от подданных. Есть два вида зависимости, по мнению Руссо: зависимость от вещей, лежащая в самой природе, и зависимость от людей, порождаемая обществом. Первая зависимость не вредит человеку. Человек не может ее не чувствовать, но если он соразмеряет свои способности с возможностями воздействия на природные вещи то он не чувствует ограничения своей свободы. Законы природы незыблемы, и никакая человеческая сила не в состоянии их преодолеть. Зависимость от людей порождается самими же людьми и является источником всех их зол и несчастий, сама порождает все пороки современного гражданского общества. Человек может изменить эту зависимость. Необходимо в государстве иметь такие законы, основанные на естественном праве, которые давали бы возможность предохранить человека от пороков и его нравственность возвысить до добродетели. Воспитывать ребенка, по мнению Руссо, необходимо только в зависимости от вещей. Такое воспитание будет естественным и свободным. Воспитать человека истинно свободным означает воспитать его таким, чтобы он делал только то, что может, и делал это в соответствии с возможностями. Здесь Руссо подходит близко к пониманию свободы как осознанной необходимости. Нельзя осуществлять принцип свободного воспитания, игнорируя общественные отношения, жизнь человека в обществе. Общественная зависимость во много раз сильнее и значительнее природной зависимости. Человек прежде всего существо социальное. Поэтому борьба за действительную, а не иллюзорную свободу состоит не в игнорировании общественной зависимости, а в активном изменении этой зависимости. В ряде произведений Руссо призывал к активному изменению общественных отношений, считал необходимым изменить несправедливые отношения более справедливыми. Справедливые отношения, с его точки зрения, это буржуазные отношения. Их Руссо и выдавал за общечеловеческие.

В ряде произведений Руссо призывал к активному изменению общественных отношений, считал необходимым заменить несправедливые отношения более справедливыми. Справедливые отношения, с его точки зрения, это буржуазные отношения. Их Руссо и выдавал за общечеловеческие. Эмиль получает свободное — естественное воспитание. Он делает то, что ему хочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает; его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но что спрашивает Эмиль? Эмиль спрашивает то, что хочет Руссо, который следит за каждым его движением, каждым шагом, он предохраняет воспитанника от вредных влияний культуры. Воспитатель, по выражению Руссо, является министром природы. Свою руководящую роль в воспитании Руссо характеризует следующим образом: «При самом тщательном воспитании учитель приказывает и воображает, что управляет; в действительности же управляет ребенок. С помощью того, что вы требуете от него, он добивается от вас того, что ему нравится, и всегда умеет заставить вас за час усердия заплатить ему неделей снисходительности... Ребенок обычно гораздо лучше читает в уме учителя, чем учитель в сердце ребенка. Да это так и должно быть; ибо всю смышленность, которую ребенок, предоставленный самому себе, употребил бы на заботы о своем самосохранении, он употребляет на то, чтобы спасти свою природную свободу от цепей своего тирана, тогда как последний, не имея никакой настоятельной нужды разгадывать ребенка, находит иной раз для себя выгодным дать волю его лености или тщеславию. Изберите с вашим воспитанником путь прямо противоположный, пусть он считает себя господином, а на деле вы будете сами всегда господином. Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружный вид свободы — тут порабощают самую волю» (С. 142). Таким образом, свобода Эмиля только кажущаяся свобода. Он не чувствует гнета воспитателя. Он изолирован от всякого другого влияния, кроме влияния Руссо, и желает он только то, что желает воспитатель. Он желает даже жениться, когда это считает нужным Руссо. Выбирает себе невесту ту, которая по нраву воспитателю. Свобода Эмиля чисто формальная свобода. Сам Руссо говорит, что самое совершенное подчинение — это такое, которое сохраняет вид свободы.

Женщина для Руссо, прежде всего, хорошая воспитательница собственных детей, друг мужа, хорошая мать и хорошая хозяйка. Женщина имеет другое предназначение, чем мужчина, и в соответствии с этим получает иное воспитание. Женщине незачем получать такое всестороннее образование, как мужчине. «Искусство мыслить не чуждо женщинам, но они должны лишь слегка касаться наук, требующих размышления», — писал Руссо. Из женщины необходимо подготовить прежде всего воспитательницу детей. Но воспитание должно быть иным, чем принято было в то время в обществе. Поэтому женщина сама должна получить другое воспитание. Софья (жена Эмиля) воспитывается так же, как и Эмиль, в деревне. Она в значительной степени независима от условностей общества. Хотя по Руссо женщина и получает более ограниченное воспитание, чем мужчина, но вряд ли есть основания утверждать, что он придерживался отсталых взглядов на воспитание женщины и не вышел за рамки распространенных в то время взглядов, согласно которым женщина - человек абсолютно бесправный и подчиненный другим от рождения до смерти. Ничего подобного мы не найдем у Руссо. В женщине он видит человека, свободного в выборе себе мужа, она заслуживает уважения в обществе. Это было значительной заслугой Руссо для своего времени.

Руссо хотел воспитать Эмиля в естественной обстановке и сделать его зависимым только от вещей. Руссо ратует за свободное воспитание и вместе с тем применяет самые утонченные формы принуждения. «Естественные последствия» за проступки Эмиля ничего не объясняют. Они придают только внешний стройный вид системе воспитания Руссо и являются, конечно, органичной частью его взглядов на воспитание. Человек в естественном состоянии свободен, а поэтому воспитание должно быть естественным, свободным, утверждал Руссо. Если воспитанник нарушает естественный ход процесса воспитания, то сами вещи обращаются против него. Разбил окно — пусть чувствует влияние холода, сломал стул - пусть обходится без него и т. д.

С точки зрения Руссо, ребенок свободен от природы, его свобода есть готовый факт, только заглушённый произвольным принуждением людей. Достаточно устранить принуждение от человека - и естественная свобода проявится co всей силой. Ребенок сам может получить естественную свободу, без помощи взрослых, и взрослые, организуя правильное воспитание, дают возможность проявиться свободе, но осуществляется это через принуждение, хорошо продуманное и организованное. Этим самым Руссо косвенно подтверждает то обстоятельство, что принуждение является фактором воспитания. Воспитание Эмиля протекает в условиях естественной природной среды и осуществляется без всякого принуждения, свободно, ибо естественное воспитание есть в то же время свободное воспитание. Руссо решительно изгоняет из системы воспитания какие-либо наказания. Эмиль делает только то, что ему интересно и желательно. Но его желания и интересы воспитаны воспитателем, и Руссо говорит: «Предоставьте ему видимость свободы, на самом деле управляйте им вы». Отвергая прямое принуждение, Руссо дает воспитателю много советов о том, как косвенно руководить желаниями и поведением ребенка. Развитая им теория свободного воспитания содержит в себе резкие противоречия и является в целом неправильной. Но она имела в тех исторических условиях, когда была создана, и положительное значение. Руссо выступал защитником прав детей на счастье и свободу, он требовал любви и уважения к личности ребенка.

Руссо разработал возрастную периодизацию. Он делил жизнь своего воспитанника на четыре периода. Первый период – от рождения до двух лет, когда следует обратить особое внимание на физическое воспитание. Второй период – от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период – от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание. Четвертый период – «период бурь и страстей» - с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание. Мысли Руссо о возрастных различиях ребенка находятся в соответствии с его взглядами на природосообразность воспитания. Он стремился найти ведущее начало для каждой из ступеней развития ребенка, на которое и должно быть в данный период направлено основоное внимание в процесе воспитания. При этом каждая из ступеней тесно связана с дургой. В основу воспитания, по учению Руссо, должен лечь принцип следования указаниям природы. В соотвествии с этим принципом: 1) каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения; 2) воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максмальному развитию самодеятельности и инициативы учащихся; 3) интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. Руссо не отделял четко развития от воспитания, тем самым он как бы биологизировал самый процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей. Он справедливо писал, что каждый ребенок приносит с собой в жизнь особый темперамент, который определяет его способности и характер и который следует изменять или развивать и совершенствовать. Он решительно возражал против трафарета, единообразного подхода в воспитании. Задача воспитателя заключается в том, чтобы хорошо знать возрастные особенности ребенка, глубоко изучать его индивидуальные склонности и способности.

Действительный ход развития деьтей не соответствует представлениям об этом Руссо. Он неправильно считал, что в каждом периоде развитвается одна какая-либо сторона психики ребенка: от 2 до 12 лет – только органы чувств, от 12 – 15 – только мышление и т. д. Н а самом деле процесс развития ребенка сложен и взятый в его конкретном течении не соответствует схеме, нарисованной Руссо. Так, неверно, что будто бы имеется период «сна разума». На самом деле мышление в тех или иных качественно отличных друг от друга формах развивается в процессе всей жизни ребенка. Тем более неверно утверждение о том, что способность к отвлеченному мышлению появляется у детей только в 12 лет.

В раннем детстве (до двух лет) основою является физическое воспитание. Обычно воспитатели «противно природе» пеленают, стягивают члены младенца. «Счастье, если ему оставляют возможность дышать», - негодующе восклицает Pуcco. Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе. Руссо подробно описывает приемы физического воспитания Эмиля. Он призывал воспитать физически здоровое поколение. Он указывает, как следует закалять ребенка и укреплять его физические силы. Ребенок еще не ходит, но уже следует знакомить его с окружающими предметами - важно, чтобы зрение он мог соединить с осязаниеми и научился представлять пространство. Огромное значение в жизни ребенка имеют его первые шаги; то обстоятельство, что он начал ходить, дает ему возможность развиватьсвои органы чувств. Не ускоряйте искусственно развитие речи дитяти - это только испортит его речь, тогда дитя будет говорить о том, о чем не имеет еще представления. Пусть ребенок ощупывает вещи, ломает игрушки. Так он знакомится с миром окружающих вещей. Воспитатель должен внимательно присматриваться к ребенку. Он еще не говорит, но все же может выразить то, что чувствует. Хороший воспитатель поймет эту «немую речь» ребенка и устранит то, что мешает ему, а ведь нередко в таких случаях считают, что ребенок капризничает, и его начинают бить. «Вот первая встреча на этой земле свободного человека», - иронизирует Руссо. Но у детей бывают и капризы. Например, воспитатель носит ребенка по комнате, дает ему трогать вещи, так как ребенок тянется к ним, хочет их узнать. Воситатель поступает совершенно правильно. Но вот младенец тянется к тому, чего нельзя достать, например, к луне, плачет, кричит. Нельзя потакать его капризной требовательности, иначе он превратится в слабого, но повелевающего всеми тирана.

В возрасте от 2 до 12 лет на первом месте стоит развитие органов чувств как важнейшей предпосылки умственного воспитания. Не надо ребенка заставлять рассуждать, не надо читать ребенку наставлений, заставлять его заучивать рассказы и сказки, - в этом возрасте ребенок, по мнению Руссо, еще не способен рассуждать. Но необходимо всячески развивать его внешние чувства, и автор дает ряд указаний, как это следует делать. По-прежнему необходимо усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, его физическим развитием. Учить в прямом смысле этого слова до 12 лет не нужно. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувсвует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книг; первой и единственной должна быть книга «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове добывал все необходимое для своей жизни («естественное воспитание»).

Ребенок в этом возрасте еще не имеет нравственных понятий, но воспитывающая роль примера для него велика, поэтому нравственное воспитание должно осуществляться методом естественных последствий. Нужно предоставить ребнку возможность самому почувствовать последствия своих поступков. Если он порвал платье, не надо торопиться покупать ему новое, разбил стекло – не следует вставлять другое. Пережив неудобства, испытав неудовольствие, он лучше поймет, как следует обращаться с вещами и предметами.

Надо уделять большое внимание развитию органов внешних чувств. Руссо советует упражнять детей так, чтобы они заинтересовались этими упражнениями. «Все, что входит в человеческое мышление, приникает туда, - говорит Руссо, - при посредстве чувств…Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума». Большой заслугой Руссо является постановка вопроса о развитии органов чувств, о сенсорном воспитании. Он утверждает, что накопление ребенком личного опыта путем непосредственных наблюдений, свобоных прогулок, движений создает основу для будущего умственного развития. Но Руссо отрывает процесс развития органов чувств, моторики движений от умственного развития, и в этом большой недостаток его теории. Руссо очень подробно останавливается на том, как надо развивать органы внешних чувств. Заботясь о развитии оргнанов осязания, он рекомендует для этого ряд упражнений, игр, занятий. Характеризуя зрение, он утверждает, что оно является одним из самых неверных органов чувств и потому особенно нуждается в упражнении. Среди них Руссо рекомендует, например, определить, достаточно ли окажется высота находящейся вблизи лестницы, чтобы достать ягоды с вишневого дерева, или предложить определить уставшему воспитаннику, до какой из двух видневшихся деревень ближе Он рекомендует также делать зарисовки предметов. Следует внимательно отнестись к тому, чтобы развивать слух и голос ребенка, который надо сделать «верным, ровным, гибким и звучным». Развитию слуха очень способствуют правильная речь, пение и музыка. Никакие абстрактные понятия по Руссо недоступны ребенку до 12 лет, но все же он считает, что ребенок в этом возрасте вполне может усвоить идею coбственности. Эмиль хочет огородничать и сажать бобы на участке садовника Робера, на том самом месте, где, оказывается, тот уже посадил свои дыни. Из столкновения, происшедшего между Эмилем и Робером, ребенок познает, «кaк идея собственности естественно восходит к праву первого завладения посредством труда». Таким образом, Руссо, противореча своим основным положениям о невозможности формирования у детей этого возраста отвлеченных понятий, считает, что идея собственности вполне доступна пониманию ребенка.

Принято считать Руссо последовательным противником наказаний, однако, это не вполне так. Если ребенок продолжает бить стекла, то Руссо рекомендует запирать его в темной комнате, т. е. лишать главного блага - свободы. Когда виновный ребенок образумится, воспитатель заключит с ним соглашение, в силу которого ребенку возвращается свобода, а он обязуется больше не бить стекла. Руссо в угоду своей теории считает помещение в темной комнате не наказанием а «естественным последствием» поступка.

Второй период развития ребенка начинается по Руссо тогда, когда сформировался орган речи. Поэтому речевое развитие детей является наряду с сенсорным важнейшей задачей этого периода. Он дает ряд профилактических совета о том, как бороться с недостатками речи детей, настаивает, чтобы дети облекали в слова только то, о чем они имеют чувственные представления. Рассматривая второй период как время преимущественно сенсорного и моторного воспитания Руссо рекомендовал организовывать разнообразную активную деятельность детей среди объектов природы, в игре и посильном труде. Но он очень обеднил содержание воспитания детей в период от 2 до 12 лет, исключив из него требовяние формировать ум и элементы нравственного сознания ребенка. К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, знает окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен, чтобы вступить в третий период - с 12 до 15 лет. В этот период умственного воспитания нельзя сделать человека уче­ным. Человек не может знать всего, да в этом и нет потребности, считает Руссо. Не все знания полезны: они могут быть и истинными, и ложными, и совершенно бесполезными. «Важно знать не то, что есть, а то, что полезно». Из числа этих полезных знании еще не все доступно двенадцатилетнему человеку, как, например, науки об отношениях людей (история). Ребенка надо знакомить с естественными науками, физикой, географией, астрономией. От знакомства с естественными науками переходят к знакомству с производством, промышленностью, ремеслом. За этот период надо вызвать у ребенка склонность к учению и научить его методу приобретения знаний. Такова цель умственного воспитания.

Учение следует сделать приятным для ребенка, а его стимулами должны быть свойственные детям этого возраста любопытство и желание превзойти самого себя. Руссо не рекомендует применять искусственную наглядность. Не надо никаких карт, глобусов, приборов, живое созерцание природы - основной метод изучения мира. Не надо спешить отвечать на вопрос ребенка, пусть он сам подумает. Если ребенок не может ответить на вопрос, можно задать его иначе, путем аналогии подвести ребенка к ответу. Когда ребенок праздно спрашивает, лишь бы спросить, надо прекратить ответы. «Надо обращать внимание не только на слова, которые он произносит, сколько на мотивы, побуждающие его говорить». Ребенок должен быть возможно более самостоятельным все познавать своим опытом.

Говоря о цели воспитания, Руссо указывает па необходимость выявления в ребенке всей полноты заложенных в нем естественных задатков, всей полноты творческой личности. Воспитатель держится при этом «хорошо направленной свободы, а не насилия и принуждения», опирается на самостоятельность и самодеятельность ребенка. Он пишет: «Бесспорно, мы приобретаем гораздо более ясные и гораздо более верные понятия о вещах, изучаемых таким способом, самостоятельно, чем о тех, с которыми знакомимся по чужим урокам…» (Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. СПб.: Школа и жизнь, 1913. С. 161). Самостоятельные занятия делают нас более способными находить отношения, связывать идеи, приобретать инструменты, утверждал Руссо. Он стремился к тому, чтобы воспитанник не приучал свой рассудок к подчинению только авторитету, а «изощрял свой ум». «Моя цель не сообщать ему науку, а научить его приобретать ее по мере надобности, оценивать ее по заслугам и любить истину превыше всего».

Клочкообразный запас умственных знаний, предлагаемый Руссо недостаточен для воспитания «нового человека». Свободный челове, по Руссо, должен владеть разными видами ремесленного труда, несколькими трудовыми профессиями, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу, поэтому Эмиль обучается ряду полезных профессий. Руссо считает, что «голова Эмиля – это голова философа», а руки Эмиля - руки ремесленника». Руссо с глубоким уважением относился к труду и резко порицал людей, живущих чужим трудом. «Труд является, - говорил он, - неизбежной обязанностью общественного человека. Будь он богат или беден, могущественнен или бессилен, всякий праздный гражданин является вором». Руссо стремился соединить умственное развитие с трудовым воспитанием и говорил о приучении рук воспитанника к труду. В первую очередь Эмиль изучает столярное ремесло. Эмиль, занимаясь ремеслом, живет жизнью простого рабочего, проникается уважением к человеку труда, начинает ценить и труд, и отдых. Он ест хлеб, который сам заработал. Труд - воспитательное средство, а вместе с тем и общественная обязанность «свободного человека». В ручном труде и ремесле Руссо видел могущественное средство развития умственных сил ребенка, воспитания у него привычки трудиться. Он полагал, что, знанием механизма всех ремесел, Эмиль станет более независимым и самостоятельным.

Нравственное воспитание, по Руссо, осуществляется в период от 15 до 18 лет. В это время надо обратить внимание на формирование у воспитанника нравственных чувств. Нужно, чтобы он не только избегал зла, но и постоянно делал добро. Надо развивать у него чувство симпатии к бедным и страдающим людям, вызвать желание постоянно помогать беззащитным. Наступил четвертый период — период нравственного воспитания, а его можно дать только в обществе. Развращенный город не страшен теперь Эмилю, он достаточно закален от городских соблазнов и пороков. Кроме «воспитания сердца» (развития добрых чувств) воспитатель формирует у Эмиля «добрые суждения» посредством изучения истории жизни великих людей. В Эмиле развивают также «добрую волю», привычку осуществлять свои «добрые желания». Руссо искренне убежден, что лучшие люди «третьего сословия» - носители общечеловеческих идеалов. Он выдвигает три задачи нрваственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.

В «Эмиле» Руссо показал путь воспитания нового человека (того общества, которое, по его мнению, скоро сложится). Он как представитель революционной мелкой буржуазии остро и последовательно критиковал феодальное воспитание и выдвигал идею воспитания «свободного человека», его мысли были подхвачены якобинцами. В другой своей работе «Рассуждения по вопросу об управлении Польшей» Руссо высказал несколько иные положения, чем в «Эмиле». Республиканец-патриот сказался здесь в каждом слове. Онстрастно агитирует за воспитание патриотизма. Быть патриотом - значит быть борцом за родину, за свободу, а это самое главное. Надо так воспитать детей, чтобы они «стали патриотами по склонности, по необходимости». С молоком матери младенец всасывает любовь к отечеству, к свободе. В процессе воспитания ребенку надо внушать, что «поскольку он один, он ничто; поскольку не имеет отечества, он не существует». Теперь Руссо полагает, что к 12 годам подросток должен знать географию своей родины, к 15 - ее историю, а к 16 - и ее законы. Следовательно, ребенок не только умеет читать в более раннем возрасте, чем Эмиль, но и последовательно обучается основам наук.

Руссо занимал важное место среди философов-просветителей в идеологической подготовке французской революции 1789 г. Несмотря на ряд противоречий и ошибок, его педагогические взгляды сыграли свою исторически прогрессивную роль. Его воззрения были полной противоположностью феодальной педагогике и полны горячей любви к ребенку. Руссо требовал активных методов обучения, учета возрастных особенностей ребенка, трудового воспитания, тесной связи обучения с жизнью. Руссо переоценивал личный опыт ребенка и тем самым ограничивал возможности воспитания, сводя их лишь к созданию условий для «свободного развития естественных сил воспитаника». Но призывы Руссо к тому, чтобы воспитаник самостоятельно черпал знания из самой действительности и учился трудиться, имели прогрессивное значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.