Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Межгрупповые отношения как предметная область социально-психологического знания




Долгое время данная проблематика была мало исследована.

Причины;

1. Маргинальность проблемы межгрупповых отношений (весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знания и других гуманитарных наук) => собственно психологические проблемы области рассматривались в значительной мере вне контекста психологии.

2. Активное изучение проблематики малых групп. Изучалась внутригрупповая динамика.

 

Возникающие исследования не отождествлялись с особой предметной областью. Примеры:

ü Исследования межгрупповой агрессии в концепции Г.Лебона.

ü Исследования негативных установок на другую группу в работе Т.Адорно.

ü Исследования враждебности и страха в психоаналитических теориях и т.д.

 

Второстепенное положение проблематики межгрупповых отношений породило отсутствие разработки вопроса о том, что же специфичного в подходе к данной проблеме привносит именно социальная психология.

 

Необходимость выделения области межгрупповых отношений вызвана:

 

  1. Усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и других конфликтов.
  2. Внутренней логикой развития социально-психологического знания (20-30-е годы). Уточнение предмета этой науки требует всестороннего анализа этой сложнейшей сферы.

 

Переломный момент – 50-е годы.

 

Термин «этноцентризм» предложил в 1906 году (хотя началом социальной психологии считается 1908 год) У. Самнер.

Психология межгрупповых отношений – единая дисциплина, которая работает на всех уровнях (индивидуальный, межличностный, групповой, межгрупповой). В разное время предмет исследования разный, разные уровни анализа. По Штайнеру, это зависит от общественной обстановки. В науке феномен начинает исследоваться 8-10 лет спустя, как он был характерен для реальной ситуации в жизни. (пример: второая мировая война –> Шериф, Адорно).

 

Предпосылка экспериментальных исследований: мотивационные теории. Идея была заложена в работе З.Фрейда «Психология масс и анализ человеческого Я» (Агрессивность обусловлена существованием врожденного инстинкта смерти – Танатоса).

 

Первые исследования: М.Шериф (1954) в рамках интеракционистского подхода, видевшего источники межгрупповой враждебности в условиях взаимодействия групп.

Эксперимент в бойскаутском лагере.

Первая стадия: общая деятельность по уборке лагеря => выявление стихийно сложившихся групп

Вторая стадия: разделение подростков на 2 группы («Орлы» и «Гремучие змеи»). Замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности.

Третья стадия: группам была предложена различная деятельность на условиях соревнования. Зафиксирован рост межгрупповой враждебности.

Четвертая стадия: объединение групп, общая деятельность. Групповая враждебность уменьшилась, но не исчезла.

 

Важный вклад: Шериф предложил собственно «групповой» подход к анализу источников межгрупповой враждебности или сотрудничества. Такой источник коренился в ситуациях межгруппового взаимодействия.

 

Тэшфел (полемизировал с Шерифом): настаивал на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях.

Показал, что установление позитивного отношения к «своей» (ингрупповой фаворитизм) и негативного отношения к «чужой» (аутгрупповая враждебность) группе наблюдается и в отсутствие конфликта между группами.

Эксперимент с картинами В.Кандинского и П.Клее => причина межгрупповой дискриминации лежит в простом факте осознания принадлежности к «своей» группе, и, как следствие, проявление враждебности к «чужой» группе – минимальная групповая парадигма.

 

Отсюда был сделан вывод: область межгрупповых отношений – это, преимущественно, когнитивная сфера, включающая в себя 4 основных процесса:

  1. социальную категоризацию
  2. социальную идентификацию
  3. социальное сравнение
  4. социальную (межгрупповую) дискриминацию

 

Отечественная школа:

  1. Определение предмета собственно социально-психологического исследования проблемы.

А) отношения каких именно групп исследовать

Б) что именно в отношениях этих групп подвергнуть изучению

 

Межгрупповые отношения существуют объективно, и для соц. психологии важно, как этот факт определяет их восприятие друг другом.

 

  1. Природа межгруппового восприятия: упорядочение индивидуальных когнитивных структур, связывание их в единое целое. Обладает двумя характеристиками:

для группы – субъекта восприятия – это целостность («все» или «не все» думают о другой группе так-то)

относительно группы – объекта восприятия – «унифицированность» («все» в другой группе такие или «не все»)

 

Основные тезисы:

· С.Московичи близко подходит к выводу о том, что межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любых межгрупповых отношений.

· Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе принципа деятельности позволяет сделать следующий вывод: социальные отношения могут способствовать межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях. Дискриминация может вообще быть снята при помощи совместной деятельности.

· Характер межгруппового взаимодействия влияет и на внутригрупповые процессы.

· Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений должна включить в себя два сечения:

§ отношения между группами «по горизонтали», т.е. между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы «рядом». Вариант этого сечения — взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д.

§ отношения между группами «по вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.