КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы речи
Диалог(полилог) - обсуждение Диалог данного типа объединяет в себе модели всех предыдущих типов диалогов (расспроса, унисона, диссонанса, переспроса и уточнения); в нём могут участвовать несколько лиц (больше двух), поэтому его часто называют полилогом. Для него характерна одна тема, в рамках которой раскрываются различные проблемы. Это может быть, например, обсуждение проблем, тематически связанных с прочитанным текстом. Для построения полилога необходимы речевые реализации разнообразных коммуникативных потребностей. Приведём перечень некоторых из них: (1) введение в проблематику: а) указание на актуальность поднятой проблемы (Темой нашей дискуссии является актуальная проблема (чего?); Мы собрались, чтобы обсудить актуальную проблему (чего?) и под.) или б) краткое изложение истории проблемы (Начало изучения данной проблемы было положено в трудах такого-то учёного ещё в (дата); Большой вклад в развитие вопроса (о чём?) внесли такие-то учёные; В наше время проблема продолжает быть актуальной, так как... и под.) или изложение разных точек зрения на известную актуальную проблему (Сейчас одна из важнейших проблем — это проблема...; Существует несколько точек зрения на данную проблему: одни за..., однако другие протестуют npomuв...; По этому вопросу существуют разногласия; в этом вопросе нет единства и под). (2) уточнение восприятия информации: а) переспрос собеседника (Повторите, пожалуйста, ещё раз...; Что вы имеете в виду? и под); или просьба к собеседнику объяснить свою позицию (Хотелось бы, чтобы Вы уточнили свою позицию по вопросу о...; Что вы ещё можете сказать по этому поводу? и под.) или в) просьба к собеседнику прояснить чью-то точку зрения (Вы тоже так считаете? А как вы думаете? Что Вы об этом думаете? и под.).
(3) поддержание контакта с собеседником: а) привлечение внимания собеседника (Прошу вас...; Согласитесь, что...; Вы считаете, что + перефразирование мысли собеседника; и под.); б) запрос информации о мнении собеседника (Каково Ваше мнение? Интересно услышать Ваше мнение и под); в) стимулирование собеседника к выражению своей позиции (Я Вас внимательно слушаю...; то, о чем Вы говорите очень интересно и под.); г) ограничение активности собеседника (Извините...; Разрешите Вас прервать...; Простите, можно задать вопрос? и под.); д) просьба о коррекции способа передачи информации (Помедленнее/погромче, пожалуйста; Будьте добры, не так быстро... и под.). (4) собственное включение в беседу: а) просьба разрешить выступить (Разрешите мне выступить; Разрешите мне сказать несколько слов... и под.); б) присоединение к уже высказанной точке зрения (Я тоже так считаю; Здесь наши мнения совпадают и под.); в) выражение сомнения в достоверности информации (Это вызывает сомнение...; Нет полной уверенности в том, что...; Я не совсем уверен в этом... и под); г) выражение несогласия с собеседником (Нам представляется, что... не прав; Я думаю иначе; Я придерживаюсь иной точки зрения и под.); д) выражение возражения (Вызывает возражение...; Мне хотелось бы возразить; У меня есть возражение и под.); е) опровержение чужого мнения или положения с приведением контраргументов (= примеры-иллюстрации; ссылки на известных учёных; отсылки к общей памяти участников диалога): Начнем с того, что покажем...; А теперь обратимся к..., Как уже говорилось...; В подтверждение сказанного приведём пример...; Это положение можно проиллюстрировать рядом примеров...; Некоторые исследователи считают, что...; согласно учению...; Как вы знаете...; Как вы помните...; и под.); ё) объяснение своей позиции (Как нам представляется...; На наш взгляд...; Я думаю, что...; С нашей точки зрения... и под.); ж) самокоррекция (Я имею в виду...; Я хотел бы сказать...; Я не совсем точно выразился... и под).
(5) подведение частных и общих итогов обсуждения, обобщение высказанной в ходе обсуждения информации, расстановка акцентов (Итак, таким образом...; На основании сказанного выше...; Необходимо сделать вывод о...; Обобщая сказанное, сделаем вывод... и под.)
Б) Языковые средства для реализации научного диалога 1. Выражение авторской позиции
2. Выражение согласия:
3. Выражение несогласия:
ТМ: ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ
К функционально-смысловым типам речи (ФСТР) традиционно относятся – описание, повествование, рассуждение. Это способы изложения информации Каждый из типов речи или способов изложения имеет свои особенности и подчиняется своим законам построения.
Описание, повествование, рассуждение определяются как типы речи, которые сформировались в языке для реализации всего разнообразия наших высказываний или типизированного смыслового значения: 1) описание - мир в статике, воспринимаемый предметно и одновременно; 2) повествование - мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; 3) рассуждение – мир, воспринимаемый в причинно-условно-следственных связях. Виды информации и позиция автора при разных способах изложения в тексте соотносятся с мыслительными и коммуникативными категориями:
1. описание – это перечисление признаков, свойств предмета; 2. повествование – рассказ о событиях во временной последовательности; 3. рассуждение – исследование предмета, доказательство определенных положений; 4. планирование / инструктирование – рекомендации к действиям.
Задание. Определите, какие типы речи представлены в тексте, назовите средства связи между предложениями.
В один из неуютных дождливых вечеров задумчивый кот взобрался на стул перед телевизором. Он стал слушать и смотреть все передачи подряд. Кот медленно приоткрывал и закрывал свои большие светящиеся глаза, а вся его поза выражала как бы углубленное, сосредоточенное внимание. Нам подумалось, что если бы это пушистое, удивительно спокойное создание умело говорить, то оно, наверное, охотно поделилось бы своими впечатлениями!
ТМ: СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ Описания предназначены для характеристики признаков объекта: явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки, научных экспериментов, приборов и машин. Характеристика качеств - наиболее распространенный тип описания. Такие описания статичны. Логические ударения выделяют имена качества, шире – признака предмета. В описании часто используются качественные и относительные имена прилагательные, которые дают наглядное представление о признаках предмета. В художественных описаниях приводятся конкретные, эмоционально окрашенные признаки ярких сторон предмета. Деловое и научное описание включают в себя признаки предметов и явлений в их строгой последовательности. В динамическом описании изображаются предметы в их изменении и движении относительно друг друга.
Задание. Определите вид описания. Выделите лексику, называющие качества, характеризующие предмет. Выпишите отдельно качественные и относительные прилагательные.
Вот и опять май, вечно юный, вечно прекрасный. На первом плане, за садовой оградой дачного участка, живая стена из сирени, свешивающей через решетку часть своих ветвей с крупными лиловыми, душистыми кистями. За сиреневой стеной: точно громадные букеты, усыпанные белыми цветами, возвышаются яблони, стоящие среди клумб с разноцветными тюльпанами и желто-белыми нарциссами. Немного подальше, из-за светло-изумрудной зелени акациевой беседки, красивыми белоснежными кудрями поднимаются цветущие плодовые деревья. Посредине и вправо – вдоль садовых дорожек белеют залитые цветами грушевые, яблоневые и вишневые деревья. Над всем этим – яркое, чудное майское солнце.
ТМ: СТРУКТУРА РАССУЖДЕНИЯ
Рассуждение отличается более сложной конструкцией предложений и наличием абстрактной лексики. Рассуждение – это ряд суждений, которые следуют одно за другим, при этом из первого вытекает второе, в результате получается ответ на вопрос и устанавливаются причинно-следственные отношения. Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, что достигается за счёт использования глаголов речемыслительного действия (думаю, считаю, полагаю). Рассуждение - это доказательство или опровержение какой-либо мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме с использованием зачастую вводных слов и предожений. Рассуждение – как тип речи широко встречается в научном стиле в трех видах: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. Композиционные особенности рассуждения: 1) экспозиция – подведение к вопросу; 2) вопрос – проблема; 3) ответ на вопрос – тезис; 4) доказательство или объяснение тезиса; 5) выводы – резюме. Основной частью текста-рассуждения становится доказательство истинности тезиса, объяснение его содержания. Аргументы должны быть убедительными и достаточными. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом. В тексте рассуждении широко употребляются союзы: однако, хотя, потому что, так как, несмотря на в сложных предложениях.
Задание. Составьте текст-рассуждение: Насколько сознательно я выбрал/а свою профессию.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |