КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешнеэкономический потенциалВнешнеэкономический потенциал — ото совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданными производственным и научно-техническим потенциалами, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, вкдючая совместные и иностранные предприятия, без вывоза за границу. Важнейшими экономическими показателями внешнеэкономического потенциала являются: объем производства ВВП, в том числе на душу населения; обт,ем экспорта товаров и услуг с учетом отдельных товарных групп; отношение объема экспорта товаров и услуг к ВВП; доля экспорта промышленных и других групп товаров и услуг в общем объеме экспорта и др. Для Республики Беларусь, которая является малой страной с открытой экономикой, внешнеэкономический потенциал имеет особое значение, поскольку на долю экспорта товаров и услуг приходится около 60 % валового внутреннего продукта, а оборот внешней торговли, по многолетним данным, обычно на 25 % превышает ВВП. Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Беларуси это прежде всего: • выгодное экономико-географическое положение; • многоотраслевой промышленный комплекс; • наличие производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков; • система магистральных нефте- и газопроводов, проходящих через территорию страны; • развитая производственная инфраструктура; • достаточно высокое качество человеческого капитала при сравнительно низкой цене рабочей силы; • эффективная система подготовки квалифицированных кадров;
• значительные запасы возобновляемых лесных ресурсов и пресной воды; • большие запасы калийных солей, глины, цементного и иного сырья для промышленности строительных материалов; • культурные и исторические ценности, привлекательность природных ландшафтов. Находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем, республика имеет благоприятное экономико-географическое положение. Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются национальными и региональными транспортными коммуникациями, связывающими между собой сеть городских и сельских поселений страны и обеспечивающими возможность их выхода на внешний рынок. В стране развиты разнообразные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный. Ведущую роль играет железнодорожный транспорт. Железнодорожная система Беларуси характеризуется относительно равномерным распределением транспортных путей. Протяженность линий, входящих в международные транспортные коридоры, составляет более 1,7 тыс. км, в том числе двухпутных - 1,2 тыс. км. Плотность железнодорожной сети 26,5 км/1000 км2. Наиболее развита железнодорожная инфраструктура в Гродненской и Брестской областях. Так, благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест -Минск — граница России протяженностью 615 км. Она обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 и пассажирских — до 160 км/ч. Пограничная инфраструктура Белорусской железной дороги на западной границе усовершенствована с учетом стыковки здесь линий с различной шириной колеи. Комплекс транспортных услуг на пограничных переходах оснащен всем необходимым оборудованием. Основные терминалы для контейнеров, тарно-штучных, навалочных, скоропортящихся и других грузов расположены в Брестском и Гродненском железнодорожных узлах. Белорусская железная дорога совместно с железными дорогами России, Полыни, Германии, Литвы участвует в реализации ряда проектов по организации перевозок грузов специализированными контейнерами и грузовыми поездами, курсирующими по специально утвержденным графикам, со значительным сокращением сроков доставки. Основными современными маршрутами контейнерных поездов являются: «Восточный ветер» (Берлин — Варшава — Минск — Москва и далее на Казахстан и Центральную Азию), «Монгольский вектор» (Брест — Улан-Батор), «Казахстанский вектор» (Брест — Арысь), «Викинг» (Ильичевск -- Колядичи (Минск) - Клайпеда), «Зубр» (Таллинн — Рига — Минск — Киев -- Ильчевск), «Фольксваген РУСС» (заводы концерна «Фольксваген» в Германии, Чехии, Словакии, Венгрии и Польше — Беларусь — сборочное производство в Калужской области России; «Пежо-Ситроен» (Везуль (Франция) — Франкфурт-на-Одере (Германия) — Малашевичи (Польша) — Брест (Беларусь) — Воротынск (Россия), «Москвич» (Дуйсбург (Германия) — Малашевичи (Польша) — Брест - Москва (Кунцево-2), Чунцин (Китай) — Дуйсбург (Германия). Наиболее прибыльным является контейнерный поезд «Викинг», рост перевозок которого в среднем за 2009—2010 гг. по сравнению с 2008 г. составил 22 %. Осуществление грузовых железнодорожных перевозок контейнерными поездами наиболее эффективно вследствие их заполнения попутными экспортно-импортными грузами по маршруту. Для контейнерных поездов разработана сквозная ставка, что позволяет сократить транспортные расходы. Все возрастающую роль в реализации транспортных услуг играет автомобильный транспорт, основными направлениями развития которого являются внешнеэкономическая деятельность, международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, в том числе в туристических целях. По территории республики проложены два трансъевропейских транспортных коридора (№ 2: Берлин — Нижний Новгород; № 9: Александруполис — Хельсинки) с ответвлением (№ 9В: Гомель — Минск ~~ Вильнюс —- Клайпеда - Калининград). Водный транспорт представлен следующей институциональной структурой: 10 речных портов (Бобруйск, Брест, Гомель, Микашевичи, Могилев, Мозырь, Пинск, Речица, Витебск, Гродно); 4 предприятия (Гомель, Пинск, Мозырь, Бобруйск), обслуживающие водные пути на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Муховец и Днепро-Бугском канале. Кроме того, созданы транспортно-экспедиционные компании, осуществляющие морские перевозки грузов (ОАО «Белорусское морское пароходство», ЗАО «Белорусская судоходная компания», ЗАО «Белорусская транспортно-экспедиционная и фрахтовая компания»). Организации водного транспорта осуществляют проектирование, строительство и ремонт судов, перевозку грузов (в том числе добычу и перевозку песка и пес-чано-гравийной смеси) по рекам страны и в международном сообщении по р. Днепр в черноморские порты (водный путь международного значения Буг — Припять — Днепр — Черное море). Беларусь участвует также в работе морских международных организаций, в разработке проектов международных договоров, конвенций и соглашений по вопросам торгового мореплавания. Трубопроводный транспорт, включающий газо- и нефтепроводы с ответвлениями, позволяет развивать экспортно-импортные операции Беларуси с Россией, Украиной, Литвой и Полыней, западноевропейскими государствами. Воздушный транспорт является наиболее мобильной составляющей транспортной инфраструктуры страны. Он осуществляет внешнеэкономическую деятельность, координирует в пределах своей компетенции международные пассажирские и грузовые воздушные перевозки. Национальная компания «Белавиа» с 1997 г. является членом Международной ассоциации авиаперевозчиков 1АТА, выполняет почти 90 % всех пассажирских перевозок: налажены регулярные рейсы во многие города СНГ, а также полеты в Австрию, Великобританию, Германию, Египет, Израиль, Ирландию, Италию, Кипр, Латвию, Польшу, Турцию, Чехию, Швецию и др. «Белавиа» интегрирована в современную структуру европейских авиаперевозок и имеет специальные коммерческие соглашения со многими авиакомпаниями мира. Компания «Трансавиаэкспорт» специализируется на перевозках грузов в Европу, Южную Америку, Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. Областные аэропорты благодаря своему географическому положению являются оптимальными пунктами для транзитных технических посадок па дозаправку самолетов зарубежных авиакомпаний, осуществляющих полеты из центрально-азиатских стран в Европу, а также с Ближнего Востока в Скандинавию. Об экспортном потенциале республики свидетельствуют данные об объемах экспорта товаров и услуг, а также о номенклатуре экспортной продукции, ее географической и товарной диверсификации. Белорусская экспортная продукция разнообразна и насчитывает свыше 1000 наименований. Среди крупнейших партий экспортируемых товаров: нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат и металлокорд, тракторы, грузовые автомобили, автобусы, холодильники и мо- розильники, химические волокна и нити, капролактам, шины, древесина и изделия из нее, мебель, одежда, обувь, молочная и мясная продукция, сахар. Широкая гамма сложнотехнической продукции также имеет устойчивый спрос на внешних рынках (тракторы, сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, дорожно-строительная техника, технологическое и электротехническое оборудование, холодильники, телевизоры, газовые плиты, стиральные машины, продукция микроэлектроники и оптические приборы). В товарной структуре экспорта Беларуси наиболее востребованной является продукция нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, машины, оборудование и транспортные средства. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов (табл. 3.14).
80 Составлено но: Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Над. стат. ком. РБ. — Минск, 201.1. — С. 80—88. Приведенные в табл. 3.14 данные свидетельствуют о том, что основу внешнеэкономического потенциала образует промышленность. Значительный экспортный потенциал сосредоточен в нефтехимической и химической отрасли, несмотря на то что объемы добычи нефти внутри страны не превышают 1,7 млн т в год. Предприятия отрасли с учетом импорта нефти ежегодно производят около 22 млн т нефтепродуктов высокого качества, значительная часть которых поставляется на зарубежные рынки. На долю продукции машиностроительного комплекса приходится около четверти белорусского экспорта. Внешнеэкономический потенциал отрасли определяют крупнейшие предприятия по производству грузовых автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков, сельскохозяйственных машин, холодильников и морозильников и др. Значительным внешнеторговым потенциалом располагают также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, производство строительных материалов, легкая промышленность и агропромышленный комплекс. Особое значение для экспорта имеют запасы калийных солей. В настоящее время производственные мощности ОАО «Бе-ларуськалий» составляют 8,8 млн т калийных удобрений в год. Введение в строй в 2011 г. второй и в 2012 г. третьей очереди Краснослободского рудника, в июле 2012 г. — Березовского рудника позволит в 2012 г. увеличить ежегодный объем производства калийных удобрений до 15 млн т. Наращиванию объемов в ОАО «Боларуськалий» способствует так лее техническое перевооружение, которое проводится на функционирующих обогатительных фабриках в целях улучшения основных технологических показателей хлористого калия и увеличения извлечения полезного компонента. Уже сегодня потребителями белорусских калийных удобрений являются более 50 государств мира. О наращивании внешнеэкономического потенциала республики свидетельствуют мероприятия по географической и товарной диверсификации экспорта. Так, наряду с укреплением позиций на ранее освоенных рынках, география белорусского экспорта в 2010 г. включила еще 24 страны, в которые поставки ранее не осуществлялись (в том числе Барбадос, Габон, Гаити, Гондурас, Коста-Рика, Мальта, Парагвай, Уругвай). С целью расширения географии поставок отечественной продукции осуществляются конкретные меры по выполнению отраслевых и региональных программ развития экспорта, программы развития экспорта на новых рынках Азии, Африки, Австралии и Океании. Кроме того, организована система постоянного мониторинга и информирования производителей Беларуси о проводимых тендерах но закупкам товаров и услуг в рамках реализации государственных программ других стран. В числе важнейших механизмов продвижения и закрепления белорусской продукции на перспективных зарубежных рынках следует выделить развитие товаропроводящей сети (ТИС), создание сборочных производств сложной технической продукции, объектов сервисного и гарантийного обслуживания. В последние годы внешнеэкономический потенциал страны укрепляется за счет экспорта услуг. В целом для республики характерно динамичное развитие экспорта международных услуг, обеспечивающего положительное сальдо внешней торговли услугами, которое в 2010 г. составило 1,7 млрд дол., что позволило на 18,6 % компенсировать отрицательное сальдо внешней торговли товарами. Сложившаяся структура данного направления экспорта (табл. 3.15) свидетельствует о развитости трудоемких видов услуг (транспортных, в основном грузоперевозок, строительства и связи). Так, в течение 2006—2010 гг. все виды транспорта имели положительную динамику темпов роста. Наибольший удельный вес в экспорте и импорте занимали железнодорожный и автомобильный транспорт. Достаточно высока доля поездок, компьютерных и информационных услуг, услуг связи, строительных услуг. Капиталоемкие, высокотехнологические услуги, среди которых кредитно-финансовые, страховые, информационные, научно-технические, консультационные, образовательные, представлены незначительно. Это в первую очередь связано с несовершенством инфраструктуры, в том числе финансовых рынков, нехваткой необходимых ресурсов, отсутствием навыков реализации продукции НИОКР на внешних рынках и др. Наиболее тесное сотрудничество в сфере торговли услугами сложилось со странами вне СНГ, в том числе с Литвой, Германией, США, Латвией и Швейцарией. На внешнеэкономический потенциал республики оказывают влияние также валютно-финансовые и кредитные отношения,
инвестиции. Особое значение имеет привлечение иностранного капитала. Приток иностранных инвестиций свидетельствует об их росте: 2006 г. -- 4036,1; 2010 г. - 9085,5 млн дол. США. Но в течение последнего пятилетия произошли изменения в страновой структуре инвестиций. Значительно увеличился приток из России (с 9,9 % в 2006 г. до 72,1 % в 2010 г.), Австрии (соответственно, с 6,9 до 10 %), но снизился из Соединенного Королевства (с 35,8 до 3,1 %), Кипра (с 6 до 3,5 %), США (с 2 до 0,8 %). Таким образом, основными странами-донорами в 2010 г. стали Россия, Австрия, Кипр. Наиболее перспективными отраслями для иностранного капитала являются электроника, автомобилестроение, нефтехимический комплекс, ле-сопереработка, производство товаров народного потребления и продуктов питания, переработка вторичного сырья, производство медицинского оборудования. Приток ПИИ способствует наращиванию внешнеэкономического потенциала, так как направляется на создание совместных предприятий (СП) и иностранных предприятий (ИИ), которые характеризуются высокой производительностью, использованием новых технологий и более совершенных методов управления, меньшей трудоемкостью и большей капиталоемкостью производства. 31 С о с т а в л о н о по: Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком, РБ. — Минск, 2011. — С. 394—395.
О развитии экспорта капитала из Беларуси свидетельствует процесс образования СП, сборочных предприятий во многих странах мира. Важную роль в развитии внешнеэкономического потенциала Беларуси призваны сыграть свободные экономические зоны («Минск», «Брест», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест») и Парк высоких технологий. В них создан благоприятный режим для иностранных инвестиций и среди целей — увеличение экспортного потенциала, развитие новых и высоких технологий, импортозамещающих производств. Внешнеэкономический потенциал не ограничивается оценкой возможностей экспорта товаров и услуг, а включает также валютно-финансовые и кредитные отношения, инвестиции, туристический обмен, международную миграцию населения и др. Концентрированное выражение все эти виды взаимосвязей находят в платежном балансе страны, который составляется Национальным банком РБ по методологии Международного валютного фонда. Платежный баланс Республики Беларусь представляет собой статистический отчет, в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные о внешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени. В нем фиксируются все операции между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активов и обязательств. Для обеспечения международной сопоставимости платежный баланс рассчитывается в долларах США; для разработки Национальным статистическим комитетом РБ национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов РБ — также в белорусских рублях. Исходным пунктом становления статистики платежного баланса Республики Беларусь можно считать постановление Совета Министров «О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики», изданное в марте 1992 г. С декабря 1992 г. функция разработки платежного баланса была в полном объеме передана Национальному банку РБ; в 1993 г. был опубликован первый платежный баланс. В дальнейшем структура платежного баланса постоянно корректировалась с учетом возникающих проблем. Классификация платежного баланса предполагает выделение в его структуре двух основных разделов: счета текущих операций (текущий счет) и счета операций с капиталом и финансовых операций, которые представлены более мелкими стандартными компонентами.
Счет текущих операций охватывает любые операции с реальными ценностями (за исключением операций с финансовыми активами), совершаемые между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь. В нем отражается информация об экспортно-импортных операциях с товарами, услугами, доходами и текущими трансфертами. Счет операций с капиталом и финансовых операций (финансовый счет) охватывает любые внешнеэкономические операции с капитальными трансфертами и финансовыми активами и обязательствами и состоит из двух счетов: счет операций с капиталом и финансовый счет. Первый включает капитальные трансферты и приобретения (продажи) непроизведенных нефинансовых активов. Компоненты второго классифицируются по типу инвестиций (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции, а также резервные активы) или выполняемой ими функциональной роли. Статья «Резервные активы», согласно методологии платежного баланса, охватывает операции по изменению высоколиквидных активов органов денежно-кредитного регулирования, которые в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса. Платежный баланс всегда сбалансирован, т.е. сумма счета текущих операций и счета операций с капиталом и финансовых операций равна нулю. Равновесие платежного баланса, или внешнеторговое равновесие, имеет место, когда правительство не увеличивает и не теряет резервные активы, при этом сумма баланса текущего счета и баланса финансового счета равна нулю. Баланс (сальдо) текущего счета рассчитывается в упрощенном виде как разница между экспортом и импортом товаров и услуг. Баланс (сальдо) финансового счета в упрощенном виде представляет собой чистый приток или отток капитала. В условиях внешнеторгового равновесия положительное сальдо текущих операций компенсируется отрицательным сальдо финансового счета и, наоборот, отрицательное сальдо текущего счета - -положительным сальдо финансового счета. Например, если страна имеет положительное сальдо торговли товарами и услугами, возникает приток валюты от внешней торговли. В случае, когда страна не наращивает резервные активы, излишки валютных средств направляются за рубеж в виде прямых или портфельных инвестиций, кредитов и займов зарубежным контрагентам, что находит отражение в сальдо финансового счета. Если же сальдо торговли товарами и услугами отрицательно, то осуществляется отток валютных средств из
экономики. Он должен компенсироваться в финансовом счете (при неизменных резервных активах) привлечением инвестиций в страну либо дополнительными кредитами и займами у зарубежных организаций. Привлечение дополнительных кредитов и займов приводит к увеличению еще одного важнейшего показателя платежного баланса — валового внешнего долга. Валовой внешний долг на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов перед нерезидентами. Методологической основой формирования внешнего долга Республики Беларусь являются разработанные МВФ Руководство по платежному балансу (5-е издание, 1993 г.), Руководство по статистике внешнего долга (2003 г.). В состав внешнего долга не включаются прямые и портфельные инвестиции, обеспечивающие участие иностранных компаний в акционерном капитале компаний-резидентов. В условиях наличия отрицательного сальдо внешней торговли и увеличения валового внешнего долга Республики Беларусь на фоне роста глобальных дисбалансов в мировой экономике информация платежного баланса приобретает все большую актуальность в макроэкономических исследованиях. Составляются аналитическое и стандартное представления платежного баланса. Отличие между ними заключается в том, что в аналитическом представлении выводится сальдо, отражающее влияние всех операций платежного баланса на изменение официальных резервных активов страны. Аналитическое представление получают из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с данным изменением. Статистические расхождения между кредитовыми и дебетовыми операциями платежного баланса указывают на неучтенный статистикой экспорт товаров и услуг или приток капитала в экономику. Платежный баланс Республики Беларусь (в сокращенном виде) представлен в табл. 3.16. Приоритетными направлениями дальнейшего развития внешнеэкономического потенциала Республики Беларусь являются: • структурная перестройка экономики и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг; • ускоренное развитие экспортоориентированных производств;
Таблица 3.16. Платежный баланс Республики Беларусь, млн дол. США3
• создание условий для закрепления белорусских товаропроизводителей на имеющихся рынках и освоения новых рынков; • формирование эффективной инфраструктуры внешней торговли на базе дилерской сети и пунктов сервисного обслуживания предприятий-экспортеров; • расширение экспорта национального капитала, корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами, участие в реализации транснациональных проектов; Составлено по: Платежный баланс РБ/ НБРБ. – Минск, 2005. – С. 151-153; 2011. – С. 171, 172.
• внедрение признанных в мире систем сертификации и качества экспортной продукции, установление требований к ее потребительским и экологическим характеристикам; • повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с регионами развитых государств, в первую очередь приграничных; • интенсификация экспорта услуг как важного источника валютных поступлений, в том числе финансовых, страховых, компьютерных и информационных, таможенных, интеллектуальных, образовательных, лицензионных, эколого-санитарных, Укреплению внешнеэкономического потенциала и продвижению белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки будет способствовать вступление республики во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной и стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях. Этим же целям будет служить вхождение страны в Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Казахстана и Беларуси. Основные термины и понятия: валовые накопления; внешнеэкономический потенциал; водные ресурсы; высокие технологии; государственная программа инновационного развития Республики Беларусь; государственные научно-технические программы; демографический потенциал; диверсификация экспорта; земельные ресурсы; инвестиции; инвестиционный потенциал; индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП); инновационная активность организаций; инновационная экономика; инновационный потенциал; информатизация; информационная система; информационное общество; информационно-коммуникационные технологии; информационно-технологический потенциал; капитальные вложения; лесные ресурсы; минерально-сырьевые ресурсы; модернизация экономики; наукоемкость ВВП; научная система страны; научно-техническая политика; научно-технические и опытно-конструкторские разработки; научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР); научный, научно-технический и инновационный потенциалы; национальная инновационная система; опытно-экспериментальная база; основные компоненты и показатели инновационного потенциала; оценка экономического потенциала; половозрастная структура населения; приоритеты развития науки и технологии; природно-ресурсный потенциал; производственные мощности; производственный потенциал; свободные экономические зоны; совместные и иностранные предприятия; совокупный экономический
потенциал страны; степень инновационное™ предприятия; структура инвестиций; структура основных средств; технологическая база производства; технологический уклад; товарная структура экспорта товаров и услуг; трудовой потенциал; уровень использования потенциала; фундаментальные и прикладные исследования; человеческий капитал; экологический потенциал; экономически активное население; экономический потенциал предприятия, отрасли
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |