КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Малообеспеченные слои населения. 8 страница
Текущая статистика не располагает данными об услугах, оказываемых населению частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает статью "Расходы на оплату услуг, приобретаемых у частных лиц". Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства, Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:
где — фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения: — нормативный уровень потребления/-го товара в среднем надушу населения, здесь ( — объем потребления i-го товара за определенный период; — средняя численность населения за тот же период); если имеются нормативы потребления по группам населения, то где — нормативный уровень потребления i-го товара в m-й группе; — средняя численность населения m-й потребительской группы. Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления: общего объема потребления i-го товара где и — объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах; среднедушевого потребления i-го товара где и средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах. Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:
Статистика услуг позволяет определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах. Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарам и: фактическое потребление услуг в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением: В случае необходимости берется среднее нормативное потребление Отметим еще раз, что в задачу статистики не входит ни разработка, ни обсуждение норм потребления населением товаров и услуг. Очевидно, что они призваны отражать современные научные представления о потребностях людей. Их разработка является сложным делом. Но какими бы они ни были, это единственный инструмент оценки удовлетворения потребностей населения. На основе норм потребления отдельных товаров и услуг строится нормативный потребительский бюджет (я расчете на душу населения). Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная практика в качестве норматива (эталона) потребления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг использует среднюю геометрическую из данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней арифметической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчивые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями. Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг: в расчете на душу населения
где — индекс среднегодовой численности населения. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены. Это достигается или путем прямого использования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования. Наряду с показателем расходов на конечное потребление в аналитических целях введен показатель фактического конечного потребления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление. Помимо показателя общего конечного потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потреблении на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Не следует, однако, преувеличивать аналитическое значение таких средних показателей — они необходимы как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, социального положения, занятий, территории проживания и т. д. Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам () в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг ( и ) со стоимостью их нормативного набора (): где — цена товара, — количество фактически потребленных товаров; — количество фактически потребленных услуг; — фактический тариф за определенную услугу; — норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения; — норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения; — средняя численность населения за период. Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.
Разность числителя и знаменателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем. Возможны компенсационные зачеты потребления одних товаров и услуг другими (например, сверхнормативным потреблением хлебных продуктов или картофеля). Однако они приводят к искажению истинной величины недопотребления. В связи с этим предлагается расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения: При этом каждое фактическое потребление товаров и услуг принимается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, критериальным значением будет 1,0 (в общем виде такой подход рассмотрен в главе 4). Разность значений числителя и знаменателя покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения , получим размер недопотребления в целом. Сравнив этот размер с результатом предыдущего расчета недопотребления на основе , найдем величину возможных компенсационных зачетов в потреблении. Оба показателя удовлетворения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней арифметической величины, где в качестве осредняемых величин выступят индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удовлетворения потребностей населения, а весами — доля стоимости нормативного потребления каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того, выявить влияние каждого из нихна общий показатель. Их можно представить следующим образом: где Выбор формы расчета показателя удовлетворения потребностей населения (агрегатной или средней) обусловлен постановкой задачи исследования. Если нужны лишь общий коэффициент и оценка всего недопотребления товаров и услуг до нормативного уровня всем населением или в среднем на душу, то выбирается агрегатная форма его расчета. Если представляют интерес индивидуальные коэффициенты удовлетворения потребностей, оценка их раздельного влияния на общий показатель, то выбирается форма коэффициента как среднего из индивидуальных показателей.
Существенным фактором, воздействующим на уровень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэффициентом и индексом насыщенности. Коэффициент насыщенности определяется по данным наблюдения органами государственной статистики за изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регистрации цен товар был в продаже, к общему числу обследуемых городов. Данный показатель не учитывает наличие товаров в неорганизованной торговле — на городских и неформальных рынках. Индекс насыщенности определяется как соотношение коэффициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом сопоставимости ассортимента товаров. Важной задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Обычно структура потребления населения обусловливается структурой его потребительских расходов. В укрупненном виде выделяются следующие виды расходов: продукты питания, непродовольственные товары, алкогольные напитки, оплата услуг. Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария): где и — доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах, Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. . Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле: где и — доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов; и — номера сравниваемых групп населения по душевому доходу. Существенна дифференциация в потреблении и структуре расходов домохозяйств в зависимости от их состава. Имеется достаточно устойчивая тенденция снижения среднедушевых потребительских расходов с ростом числа членов хозяйства. По мере прибавления еще одного человека они уменьшаются в среднем примерно на 24%. Уменьшается среднедушевая плата за жилье, это же относится к покупке мебели, предметов культурно-бытового назначения и вообще к каждой вещи, не имеющей характера индивидуального пользования. Происходит "относительная экономия" большого домохозяйства. Если принять потребление благ общедомашнего пользования для хозяйства без детей в среднем на каждого члена за 100, то при одном ребенке эта величина уменьшается до 81 %, двух — до 63, трех — до 53 и четырех — до 46 %. Домохозяйства, имеющие детей, направляют на товары культурно-бытового назначения 9% своих денег, а без детей — 39%. В целом разрыв в уровне среднедушевых потребительских расходов домохозяйств, состоящих из одного человека и имеющих, например, 5 человек, доходит до 30% в пользу первых — это обстоятельство наряду с фактором дохода определяет различия в уровне среднедушевого потребления в высоко- и малообеспеченных домохозяйствах. Для первых, как правило, характерен меньший его численный состав (в среднем 2,3 человека); для вторых — практически в 2 раза больше (4 человека). Уровень среднедушевых потребительских расходов малообеспеченных хозяйств составил примерно 30% их величины в высокодоходных хозяйствах. Если учесть отмеченную ранее "относительную экономию" большого хозяйства, то различие несколько сократится. Различие в размере и составе домохозяйств и влияние этого фактора на среднедушевое потребление можно устранить с помощью условных потребительских единиц (они рассматривались ранее), обеспечивающих эквивалентность потребления в домашних хозяйствах. Характер потребления зависит и от длительности существования домохозяйства. На первых порах оно ориентировано на Удовлетворение самых настоятельных потребностей. По данным социологических обследований, спустя пять лет после регистрации брака супругов 2/3 домохозяйств имеют обычно холодильник, больше половины — телевизор, около половины — мебельный гарнитур, более 1/4 — стиральную машину и другие предметы длительного пользования. Далее укрепляются экономические основы домашнего хозяйства, изменяются потребительские ценности. Со старением супругов некоторые потребности снижаются. Родительская семья все больше ориентирована на удовлетворение нужд хозяйств своих детей. 6.5. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ Дифференциация потребления населения и домохозяйств изучается в различных аспектах: как между группами домохозяйств, выделенных по размеру (в семьях, состоящих из 1,2,3,4 и более человек), по составу (семьи с детьми и без детей, семьи пенсионеров), по имущественному положению (децильных группах, по покупательной способности), так и внутри этих групп. Порядок изучения дифференциации потребления предусматривает: • предварительное проведение группировки домохозяйств или населения; • расчет в каждой группе показателей потребления; • оценку их значимости при малой наполненности группы; • сравнительный анализ потребления в группах; • оценку существенности выявленных различий в группах. При измерении дифференциации потребления могут использоваться метод статистической оценки гипотез, методология Парето—Лоренца—Джини, описанная в предыдущей главе. Широко применяются методы моделирования потребления и сравнительного анализа коэффициентов эластичности (см. п. 6.9). Рассмотрим применение некоторых из этих методов на примере изучения дифференциации потребления кофе в крайних децильных группах домохозяйств (табл. 6.2). Вычислим показатели потребления по каждой децильной группе: а) среднее потребление кофе на одно домохозяйство в первой децильной группе в десятой децильной группе Таблица 6.2 Дифференциация потребления кофе в крайних децильных группах домашних хозяйств
б) дисперсию потребления в первой децильной группе в десятой децильной группе в) коэффициент вариации потребления в первой децильной группе т. е. вариация умеренная и по потреблению кофе обследованные домохозяйства первой децильной группы неоднородны, в десятой децильной группе вариация потребления кофе в домохозяйствах десятой децильной группы слабая, а потребители достаточно однородны; г) доля потребляющих кофе от 3 до 7 кг в год в первой децильной группе , в десятой децильной группе . Оценка значимости показателей потребления производится при небольшом объеме единиц в каждой выделенной группе (при ). В данном примере их применение нецелесообразно, так как в каждой группе обследовано более 100 домохозяйств: а) для среднего потребления где — число обследованных хозяйств; б) для доли потребления в определенных границах Расчетные значения t-критерия Стьюдента сравниваются с табличными ( при уровне значимости и числе степеней свободы ). Анализируемый показатель незначимо отличен от нуля при . В этом случае показатель потребления статистически ненадежен. При рассматриваемый показатель статистически значимо отличен от нуля и надежен. При получении ненадежных показателей потребления необходимо увеличить число наблюдений или укрупнить выделенные группы (например, перейти от децильных к квинтильным группам). Проанализируем статистическую оценку существенности различий в показателях потребления в сравниваемых группах. Для сравнения средних долей и коэффициентов вариации применяется f-критерий Стьюдента. При этом выдвигается нуль-гипотеза () о несущественных различиях между показателями, вычисленными по децильным группам. При , и нуль-гипотеза принимается. При нуль-гипотеза отвергается, что позволяет считать различия существенными. Рассмотрим оценки существенности различий в потреблении поданным табл. 6.2. Оценка существенности различий в среднем потреблении кофе так как при и , гипотеза отклоняется. Другими словами, выявлены существенные различия в потреблении кофе в крайних децильных группах домохозяйств, в наиболее обеспеченной группе оно выше. Оценка существенности различий в вариации потребления кофе так как ,то гипотеза отклоняется. Выявлены существенные различия в вариации потребления в крайних децильных группах, и в наименее обеспеченной группе потребителей опотребление более разнообразно. Оценка существенности различий в долях домохозяйств с определенным уровнем потребления кофе Поскольку ,то гипотеза принимается, т.е. существенных различий в долях домохозяйств с потреблением кофе от 3 до 7 кг в год не выявлено. Рассмотрим использование критерия Бартлета для проверки гипотезы об однородности дисперсий. Этот критерий считается самым мощным. Он позволяет одновременно сравнивать несколько дисперсий, не ограничен попарными сравнениями. Применение критерия Бартлета основано на предположении о нормальности (близости к ней) распределения изучаемого признака в группах, по которым исчислены дисперсии. При объеме совокупности больше 50 единиц Порядок расчета критерия Бартлета следующий: а) вычисляется средняя арифметическая из сравниваемых дисперсий б) находится десятичный логарифм этой величины в) находится г) определяется средняя геометрическая из логарифмов дисперсий где — число сравниваемых дисперсий; д) критерий Бартлета Величина нормируется на величину Отношение подчиняется распределению с числом степеней свободы . При принимается гипотеза ,т. е. различия между дисперсиями незначимы. При гипотеза отклоняется; между дисперсиями есть существенные различия. В данном случае: Здесь , гипотеза подтверждается, и дисперсии различаются незначимо. Проведенный анализ оценки существенности различий в показателях потребления кофе в крайних децильных группах выявил
Таблица 6.3 Результаты расчета коэффициента Джини на примере первой децильной группы домохозяйств (наименее обеспеченных)
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |