Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 8 страница




Текущая статистика не располагает данными об услугах, ока­зываемых населению частными лицами. На практике эта инфор­мация собирается в результате выборочного обследования се­мейных бюджетов, программа которого предусматривает статью "Расходы на оплату услуг, приобретаемых у частных лиц". Эта ин­формация распространяется на всю совокупность семей и ис­пользуется для нужд статистики потребления населения и наци­онального счетоводства,

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовле­творения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

где — фактическое потребление i-го товара в среднем на душу на­селения:

— нормативный уровень потребления/-го товара в среднем надушу населения, здесь ( — объем потребления i-го товара за определенный период; — средняя численность населения за тот же период); если имеются нормативы потребления по группам населения, то

где — нормативный уровень потребления i-го товара в m-й группе;

— средняя численность населения m-й потребительской группы.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитыва­ются индивидуальные индексы изменения потребления:

общего объема потребления i-го товара

где и объемы потребления i-го товара в натуральном выра­жении в отчетном и базисном периодах;

среднедушевого потребления i-го товара

где и средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах. Разница между числителем и знаменателем индексов пока­зывает абсолютное изменение общего и среднедушевого по­требления i-го товара:

Статистика услуг позволяет определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.

Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарам и: фактическое потребление услуг в среднем на душу насе­ления сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:

В случае необходимости берется среднее нормативное по­требление

Отметим еще раз, что в задачу статистики не входит ни раз­работка, ни обсуждение норм потребления населением товаров и услуг. Очевидно, что они призваны отражать современные научные представления о потребностях людей. Их разработка является сложным делом. Но какими бы они ни были, это единственный ин­струмент оценки удовлетворения потребностей населения. На ос­нове норм потребления отдельных товаров и услуг строится нор­мативный потребительский бюджет (я расчете на душу населения). Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная практика в качестве норматива (эталона) по­требления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг ис­пользует среднюю геометрическую из данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней ариф­метической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчи­вые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри стра­ны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:

в расчете на душу населения

где индекс среднегодовой численности населения.

При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было оп­ределить динамику физического объема их потребления при пога­шении влияния цены. Это достигается или путем прямого ис­пользования сопоставимой (базисной) цены, или путем пересчета

стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (та­рифы) базисного периода, т. е. методом дефлятирования.

Наряду с показателем расходов на конечное потребление в ана­литических целях введен показатель фактического конечного по­требления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.

Помимо показателя общего конечного потребления с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потреблении на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических пуб­ликациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения. Не следует, однако, преувеличивать аналитическое значение таких средних показателей — они необхо­димы как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, социального положения, занятий, территории проживания и т. д.

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам () в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потреб­ления этих товаров и услуг ( и ) со стоимостью их норма­тивного набора ():

где — цена товара,

— количество фактически потребленных товаров;

— количество фактически потребленных услуг;

— фактический тариф за определенную услугу;

— норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения;

— норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

— средняя численность населения за период.

Стоимость нормативного набора рассчитывается исходя из установленных норм потребления в среднем на душу населения (норм, заложенных в нормативный потребительский бюджет) и численности населения.

Разность числителя и знаменателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с норма­тивным его уровнем. Возможны компенсационные зачеты по­требления одних товаров и услуг другими (например, сверхнор­мативным потреблением хлебных продуктов или картофеля).

Однако они приводят к искажению истинной величины недопот­ребления. В связи с этим предлагается расчет показателя удов­летворения потребностей на душу населения:

При этом каждое фактическое потребление товаров и услуг принимается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, критериальным значением будет 1,0 (в общем виде такой подход рассмотрен в главе 4). Разность значений числителя и знаменателя покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уров­нем: умножив эту разность на среднюю численность населения , получим размер недопотребления в целом. Сравнив этот раз­мер с результатом предыдущего расчета недопотребления на ос­нове , найдем величину возможных компенсационных зачетов в потреблении.

Оба показателя удовлетворения потребностей (общий и на душу населения) можно исчислить и в форме средней арифмети­ческой величины, где в качестве осредняемых величин выступят индивидуальные (по видам товаров и услуг) коэффициенты удов­летворения потребностей населения, а весами — доля стоимости нормативного потребления каждого вида товаров и услуг в общей стоимости всего их набора. Это позволяет провести сравнительную оценку индивидуальных коэффициентов и, более того, выявить влияние каждого из нихна общий показатель. Их можно предста­вить следующим образом:

где

Выбор формы расчета показателя удовлетворения потребно­стей населения (агрегатной или средней) обусловлен постановкой задачи исследования. Если нужны лишь общий коэффициент и оценка всего недопотребления товаров и услуг до нормативного уровня всем населением или в среднем на душу, то выбирается агрегатная форма его расчета. Если представляют интерес инди­видуальные коэффициенты удовлетворения потребностей, оценка их раздельного влияния на общий показатель, то выбирается форма коэффициента как среднего из индивидуальных показателей.

Существенным фактором, воздействующим на уровень удов­летворения потребностей населения в товарах и услугах, выступает насыщенность ими потребительского рынка, измеряемая коэф­фициентом и индексом насыщенности.

Коэффициент насыщенности определяется по данным на­блюдения органами государственной статистики за изменением цен основных продовольственных и непродовольственных товаров по выборочной сети магазинов в 130 городах. Он рассчитывается как отношение количества городов, в которых на момент регист­рации цен товар был в продаже, к общему числу обследуемых го­родов. Данный показатель не учитывает наличие товаров в неор­ганизованной торговле — на городских и неформальных рынках.

Индекс насыщенности определяется как соотношение коэф­фициентов насыщенности за соответствующие периоды с учетом сопоставимости ассортимента товаров.

Важной задачей статистики является исследование структуры потребления населения. У каждой группы населения своя структура и свой определенный тип потребления. Обычно структура потребления населения обусловливается структурой его потребительских расходов. В укрупненном виде выделяются следующие виды расходов: продукты питания, непродовольст­венные товары, алкогольные напитки, оплата услуг.

Для оценки структурных различий в потребительских расходах можно использовать интегральный коэффициент структурных сдвигов К. Гатева (Болгария):

где и — доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах,

Этот показатель будет равен нулю, если сравниваемые структу­ры остались неизменными; он будет равен единице, если сравни­ваемые структуры полностью изменились, т. е. . Его мо­жно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматри­ваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

где и доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;

и номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.

Существенна дифференциация в потреблении и структуре расходов домохозяйств в зависимости от их состава. Имеется достаточно устойчивая тенденция снижения среднедушевых по­требительских расходов с ростом числа членов хозяйства. По мере прибавления еще одного человека они уменьшаются в среднем примерно на 24%. Уменьшается среднедушевая плата за жилье, это же относится к покупке мебели, предметов культурно-бытового назначения и вообще к каждой вещи, не имеющей характера инди­видуального пользования. Происходит "относительная экономия" большого домохозяйства. Если принять потребление благ обще­домашнего пользования для хозяйства без детей в среднем на каждого члена за 100, то при одном ребенке эта величина умень­шается до 81 %, двух — до 63, трех — до 53 и четырех — до 46 %. Домохозяйства, имеющие детей, направляют на товары культур­но-бытового назначения 9% своих денег, а без детей — 39%.

В целом разрыв в уровне среднедушевых потребительских расходов домохозяйств, состоящих из одного человека и имеющих, например, 5 человек, доходит до 30% в пользу первых — это об­стоятельство наряду с фактором дохода определяет различия в уровне среднедушевого потребления в высоко- и малообеспе­ченных домохозяйствах. Для первых, как правило, характерен меньший его численный состав (в среднем 2,3 человека); для вто­рых — практически в 2 раза больше (4 человека).

Уровень среднедушевых потребительских расходов мало­обеспеченных хозяйств составил примерно 30% их величины в высокодоходных хозяйствах. Если учесть отмеченную ранее "от­носительную экономию" большого хозяйства, то различие не­сколько сократится. Различие в размере и составе домохозяйств и влияние этого фактора на среднедушевое потребление можно устранить с помощью условных потребительских единиц (они рассматривались ранее), обеспечивающих эквивалентность по­требления в домашних хозяйствах.

Характер потребления зависит и от длительности существо­вания домохозяйства. На первых порах оно ориентировано на Удовлетворение самых настоятельных потребностей. По данным социологических обследований, спустя пять лет после регистрации брака супругов 2/3 домохозяйств имеют обычно холодиль­ник, больше половины — телевизор, около половины — мебель­ный гарнитур, более 1/4 — стиральную машину и другие предметы длительного пользования. Далее укрепляются экономические основы домашнего хозяйства, изменяются потреби­тельские ценности. Со старением супругов некоторые потребно­сти снижаются. Родительская семья все больше ориентирована на удовлетворение нужд хозяйств своих детей.

6.5. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Дифференциация потребления населения и домохозяйств изучается в различных аспектах: как между группами домохозяйств, выделенных по размеру (в семьях, состоящих из 1,2,3,4 и более человек), по составу (семьи с детьми и без детей, семьи пенсио­неров), по имущественному положению (децильных группах, по покупательной способности), так и внутри этих групп. Порядок изучения дифференциации потребления предусматривает:

• предварительное проведение группировки домохозяйств или населения;

• расчет в каждой группе показателей потребления;

• оценку их значимости при малой наполненности группы;

• сравнительный анализ потребления в группах;

• оценку существенности выявленных различий в группах. При измерении дифференциации потребления могут исполь­зоваться метод статистической оценки гипотез, методология Па­рето—Лоренца—Джини, описанная в предыдущей главе. Широко применяются методы моделирования потребления и сравнитель­ного анализа коэффициентов эластичности (см. п. 6.9).

Рассмотрим применение некоторых из этих методов на примере изучения дифференциации потребления кофе в крайних децильных группах домохозяйств (табл. 6.2).

Вычислим показатели потребления по каждой децильной группе:

а) среднее потребление кофе на одно домохозяйство в первой децильной группе

в десятой децильной группе

Таблица 6.2

Дифференциация потребления кофе в

крайних децильных группах домашних хозяйств

Потребле­ние кофе за год, кг В % к итогу по 10%-ным группам домохозяйств Потребление кофе
наименее обеспечен­ных наиболее обеспеченных в среднем по группе общее по децильной группе
первой десятой
Менее 3            
3-5            
5-7            
7-9            
9 и более            
Итого            
Обследова­но домохо­зяйств            
                   

 

б) дисперсию потребления

в первой децильной группе

в десятой децильной группе

в) коэффициент вариации потребления в первой децильной группе

т. е. вариация умеренная и по потреблению кофе обследованные домохозяйства первой децильной группы неоднородны,

в десятой децильной группе

вариация потребления кофе в домохозяйствах десятой децильной группы слабая, а потребители достаточно однородны;

г) доля потребляющих кофе от 3 до 7 кг в год

в первой децильной группе ,

в десятой децильной группе .

Оценка значимости показателей потребления производится при небольшом объеме единиц в каждой выделенной группе (при ). В данном примере их применение нецелесообразно, так как в каждой группе обследовано более 100 домохозяйств:

а) для среднего потребления

где — число обследованных хозяйств;

б) для доли потребления в определенных границах

Расчетные значения t-критерия Стьюдента сравниваются с табличными ( при уровне значимости и числе степеней свободы ). Анализируемый показатель незначимо отличен от нуля при . В этом случае показатель потребления статистически ненадежен. При рассматриваемый по­казатель статистически значимо отличен от нуля и надежен. При получении ненадежных показателей потребления необходимо увеличить число наблюдений или укрупнить выделенные группы (например, перейти от децильных к квинтильным группам).

Проанализируем статистическую оценку существенности различий в показателях потребления в сравниваемых группах. Для сравнения средних долей и коэффициентов вариации при­меняется f-критерий Стьюдента. При этом выдвигается нуль-ги­потеза () о несущественных различиях между показателями, вычисленными по децильным группам. При , и нуль-гипотеза принимается. При нуль-гипотеза отвергается, что позволяет считать различия сущест­венными.

Рассмотрим оценки существенности различий в потреблении поданным табл. 6.2. Оценка существенности различий в среднем потреблении кофе

так как при и , гипотеза отклоняется. Другими словами, выявлены существенные различия в потреблении кофе в крайних децильных группах домохозяйств, в наиболее обеспеченной группе оно выше.

Оценка существенности различий в вариации потребления кофе

так как ,то гипотеза отклоняется. Выявлены суще­ственные различия в вариации потребления в крайних децильных группах, и в наименее обеспеченной группе потребителей опотребление более разнообразно.

Оценка существенности различий в долях домохозяйств с оп­ределенным уровнем потребления кофе

Поскольку ,то гипотеза принимается, т.е. суще­ственных различий в долях домохозяйств с потреблением кофе от 3 до 7 кг в год не выявлено.

Рассмотрим использование критерия Бартлета для проверки гипотезы об однородности дисперсий. Этот критерий считается са­мым мощным. Он позволяет одновременно сравнивать несколько дисперсий, не ограничен попарными сравнениями. Применение критерия Бартлета основано на предположении о нормальности (близости к ней) распределения изучаемого признака в группах, по которым исчислены дисперсии.

При объеме совокупности больше 50 единиц

Порядок расчета критерия Бартлета следующий:

а) вычисляется средняя арифметическая из сравниваемых дисперсий

б) находится десятичный логарифм этой величины

в) находится

г) определяется средняя геометрическая из логарифмов ди­сперсий

где — число сравниваемых дисперсий;

д) критерий Бартлета

Величина нормируется на величину

Отношение подчиняется распределению с числом степеней свободы . При принимается гипотеза ,т. е. различия между дисперсиями незначимы. При гипотеза отклоняется; между дисперсиями есть существен­ные различия.

В данном случае:

Здесь , гипотеза подтверждается, и дисперсии различаются незначимо.

Проведенный анализ оценки существенности различий в пока­зателях потребления кофе в крайних децильных группах выявил


 

Таблица 6.3

Результаты расчета коэффициента Джини на примере первой

децильной группы домохозяйств (наименее обеспеченных)

Доля домохозяйств в год Потребление ко­фе Общий объем потребления Накоп­ ленная Накопленная час­тость по объему потребления    
 
кг, долей к итогу  
Менее 3 0,38   0.164 0.164 0,06232 0.06232 0.38  
3-5 0.22   0.190 0,354 0.04180 0,07788 0,60  
5-7 0.18   0,233 0,587 0.04194 0,10566    
7—9 0,14   0,241 0,828 0.03374 0,11592 0,92  
9 и более 0,08   0,172   0,01376 0,08000 1,00  
Итого l              

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.