Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика




 

Каждая наука имеет свои методы. Но философия выступает и как теория и как метод. Теория – это совокупность знаний, объясняющих и описывающих определенную область мира. Метод (из греч. methodos – путь, направление) – это способ изучения и преобразования мира, определенный порядок построения знаний и их использование.

Ф. Бэкон сравнивал метод со светом фонаря, который освещает дорогу в темноте1. Под методом же я разумею, - писал Р. Декарт (1596-1650), - точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное и без излишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно[2].

Любое философское знание, как знание о чем-либо, выполняет теоретическую функцию, а как метод решения определенных задач выполняет методологическую функцию. Теория должна быть основанием метода, а метод – это теория в действии. Методы играют важную роль в науке, они дисциплинируют и ориентируют научное познание и иногда более значимы, чем даже результаты исследования. Метод должен отвечать следующим требованиям: быть продуктивным, экономным, ясным, целенаправленным и внушать доверие. В качестве метода философия есть общая стратегия человеческой деятельности. Философская теория должна прояснить сущность бытия и сознания, их взаимодействие. Философский метод показывает нам, как мы должны использовать эти понятия для понимания и преобразования бытия и человека.

В истории философии сложились различные методы познания: диалектический, метафизический, догматизм, эклектика, софистика, феноменология, герменевтика и др. Под диалектикой понимают учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, одновременно она выступает и всеобщим методом освоения мира. Диалектика понимает и изучает мир таким, каким он есть на самом деле, в движении, развитии, во взаимной связи. Это гибкий, творческий способ мышления, охватывающий мир в своих противоположностях. Начиная с античности, существовало различное понимание диалектики. Гераклит под диалектикой понимал постоянное движение и изменение мира, взаимный переход противоположностей в нем. Сократ и Платон видели в диалектике искусство спора, диалога с целью выяснения истины. Диалектика совместима в принципе и с материализмом, и с идеализмом. Представителем идеалистической диалектики был Гегель, который сформулировал принципы, законы и категории диалектики. Представителями материалистической диалектики были К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистическая диалектика применяется во всех науках, но не прямо, а опосредовано, через частнонаучные методы.

Метафизика имеет два смысла: а) Метод мышления, противоположный диалектике и который рассматривает мир изолировано, вне связи и взаимодействия друг с другом. б) Часть философии, в которой рассматриваются и интерпретируются спекулятивные проблемы, те которые выходят за пределы опыта (понятие Бога, душа, свобода воли).

Понятие метафизики было сформулировано последователями Аристотеля для обозначения его философских работ. В сочинениях Аристотеля философия как универсальные принципы бытия следовали после физики (meta ta physica). Впоследствии метафизика использовалась в равном значении с онтологией. Получает определенное развитие в трудах Бэкона, Локка, Декарта, Лейбница, Спинозы. В ХУI – XVII вв. развитие науки привело к накоплению огромного эмпирического материала и возникла необходимость классификации, разложения целого на составные части и их более глубокое изучение. В этот период метафизика имела историческое оправдание. В конце ХУП века она уже не могла стимулировать науку, превратилась в односторонний ограниченный метод. Недостатки метафизики заключаются в следующем: непонимание сущности развития, преувеличение устойчивости или изменчивости, прерывности или непрерывности, количественных или качественных изменений, игнорирование всеобщей связи, преувеличение механической формы движения, сведение высших форм движения к низшим. Понятие метафизики в смысле антидиалектики было впервые использовано Гегелем. К метафизике относятся такие методы как догматизм и релятивизм, сенсуализм, рационализм и иррационализм. В западноевропейской философии метафизика используется как синоним философии и включает принципы и начала бытия.

Философия как методология изучает взаимодействие различных методов. Развитие современной науки приводит к появлению новых дисциплин. Такой процесс называется дифференциацией научного знания, что обуславливает появления частно-научных методов. Последние применяются в какой-либо конкретной науке или отрасль науки. Одновременно происходит и процесс интеграции наук. Он проявляется в том, что законы и методы открытые одними науками находят применение в других. Это ведет к развитию общенаучных методов (анализ и синтез, индукция и дедукция, информационный, кибернетический, системный, функциональный, алгоритмический и т.д.). К философским (универсальным) методам относится не только диалектика и метафизика, но и другие методы (феноменологический, культурно-исторический, историко-логический, герменевтический и др.). Частнонаучные, общенаучные и философские методы находятся в диалектической взаимосвязи, они обогащают и дополняют друг друга. Все названные методы образуют целостную систему и в этом смысле философия есть общая методология. Методология – это философская теория о принципах и методах познания и изменения действительности, это учение о методах. Методология занимается многими проблемами, которые могут быть сведены к следующим: что собой представляет метод?, каким должен быть метод?, как должен использоваться метод?.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 6031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.