Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста




Следственный осмотр — понятие обобщающее (собирательное), включающее в себя различные виды осмотра — места происшествия, местности, помещений, предметов, документов, наружный осмотр трупа (ст. 176, 178 УПК РФ). Поэтому, когда говорят о следственном осмотре, имеют в виду один из перечисленных видов. Следственный осмотр представляет собой процессуальное действие, при производстве которого следователь (орган дознания) непосредственно воспринимает, исследует и оценивает состояние, свойства, признаки материальных объектов, связанных с расследуемым событием, с целью выявления и закрепления фактических данных (доказательств), выяснения обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу.

Местом происшествия в уголовно-процессуальном смысле называется такое место, на котором имеются следы преступления. Осмотр места происшествия служит незаменимым следственным действием, поскольку в большинстве случаев информацию, получаемую при его проведении, добыть при помощи других процессуальных действий практически невозможно. Особенностью осмотра места происшествия является также его неотложный характер. Это следственное действие должно проводиться немедленно, ибо всякая отсрочка может привести к изменению обстановки, утрате следов, забыванию очевидцами и свидетелями важных для дела обстоятельств.

Осмотр места происшествия — вид сложной комплексной деятельности следователя (органа дознания), специалистов, экспертов, понятых, кинолога и др.

Поэтому при изучении психологических особенностей его проведения нужно учитывать: а) психологическую структуру осмотра места происшествия как деятельности; б) особенности психологических отношений между участниками данного следственного действия; в) психологические качества следователя (работника дознания), необходимые для осуществления осмотра; г) психологические факторы, влияющие на эффективность проведения осмотра.

С психологической точки зрения осмотр — процесс непосредственного восприятия, сочетающийся с элементами образного мышления. Психологи осмотр места происшествия обычно рассматривают как систему взаимозависящих и взаимообусловленных комплексов психологических процессов преступника при совершении преступлений, потерпевших, следователя при исследовании места происшествия, а также участников осмотра.

Психологическая структура деятельности следователя при осмотре места происшествия складывается из познавательной, конструктивной, организаторской, коммуникативной и удостоверительной деятельности.

Познавательная деятельность включает в себя восприятие (точнее, его разновидность — наблюдение) обстановки, фактов, явлений; установление между ними причинной связи; выдвижение предложений (версий). Она невозможна без внимания, мышления и воображения.

Наблюдение обстановки места происшествия, осуществляемое следователем, базируется на общих психологических закономерностях восприятия, однако оно имеет специфику, обусловленную мысленной моделью события. Восприятие зависит от профессионального и жизненного опыта следователя.

Профессиональный опыт (особенно глубокие криминалистические познания) позволяет следователю воспринимать обстановку места происшествия не вообще, а целенаправленно и продуманно. Например, зная основные закономерности образования следов на месте происшествия, следователь может с наибольшей вероятностью определить, где нужно искать следы пальцев рук, на каких поверхностях они сохраняются в виде, пригодном для идентификации. Кроме того, профессиональные знания помогают следователю воспринимать те предметы, которые имеют отношение к преступлению и могут способствовать его расследованию (например, палка со следами крови).

Большое значение здесь имеет та мысленная модель, которая возникла у следователя до осмотра места происшествия во время сообщения ему о событии преступления. Фактически это мысленная программа действий следователя и других участников на месте предстоящего осмотра. Типичная мысленная модель действует до начала осмотра, после чего она либо продолжает «работать», либо ликвидируется, если не совпала с реальной обстановкой. Реализуются мысленные модели путем объективного подхода к восприятию и оценке всех данных, запечатленных в обстановке места происшествия.

Успех осмотра места происшествия во многом зависит от наблюдательности следователя. Криминалистическая наблюдательность формируется на базе общей, житейской наблюдательности человека. Наблюдательный следователь осуществляет осмотр места происшествия планомерно, целенаправленно, с учетом всех изменений, которые произошли на месте преступления. Наблюдение будет успешнее, если следователь в своей работе станет придерживаться следующих правил:

до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом предмете или явлении;

определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения;

искать в наблюдаемом не только то, что предполагается найти, но и обратное тому;

расчленить предмет наблюдения и в каждом элементе наблюдать одну из частей, не забывая о наблюдении за целым;

следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;

не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты и в различных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;

ставить вопросы «почему?» и «что это значит?» относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

сравнивать объекты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;

ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме (это помогает их пониманию и запоминанию);

привлекать кнаблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами[10].

При осмотре места происшествия необходимо внимание и, в частности, такие его свойства, как объем, переключение, концентрация и распределение.

Благодаря способностям психики следователь может держать в поле своего внимания одновременно рад объектов, оперативно переключаться с одного объекта на другой; выполнять сразу несколько операций, сосредоточить внимание на отдельных объектах и меньше «загружать» внимание другими.

Осмотр места происшествия требует от следователя длительной и сосредоточенной работы, в связи, с чем важно долгое время сохранять устойчивое внимание. Исследования показывают, что произвольное интенсивное внимание может сохраняться без заметного ослабления в течение 40 минут. Поэтому целесообразно устраивать 3 — 5 минутные перерывы после каждых 35 — 40 минут работы. Если следователь почувствовал, что работоспособность снижается, он должен устроить кратковременный отдых, не дожидаясь истечения очередных 35 — 40 минут.

Познавательная деятельность следователя предполагает активный мыслительный анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств. В процессе осмотра он решает множество разнообразных мыслительных задач, позволяющих относить воспринятое к объектам, содержащим доказательственную информацию. Здесь большое значение придается умению следователя решать сложные задачи в условиях дефицита информации, времени, неблагоприятных обстоятельств. Немаловажное значение имеют также его интуиция и фантазия. «Следственная интуиция, — отмечали Н.Л.Гранат и А.Р.Ратинов, — это основанная на опыте и знаниях интеллектуальная способность быстро, непосредственно находить решение творческой задачи при ограниченном исходном материале. Она играет положительную роль в отыскании истины, собирании доказательств, выборе наиболее эффективных приемов расследования»[11].

Благодаря интуиции отраженные в сознании следователя признаки воспринимаемых на месте происшествия объектов как бы влияют на процесс решения мыслительной задачи, направляя его по верному пути. Однако умозаключения, которые базируются на интуиции, носят вероятностный характер и требуют обязательной проверки.

Большое значение придается при осмотре психическому процессу воображения. Воображение позволяет следователю дополнить часть недостающей информации образами различных предметов и явлений, помогает ему построить мысленную модель преступного события, выдвинуть версии, прогнозировать действия, связанные с осмотром. Полнота воображения зависит от жизненного и профессионального опыта, богатства прошлых восприятий. «Когда возникшие потребности человека чрезвычайно сильны, а возможности их удовлетворить ничтожны — воображение развивается с необычной силой»[12].

Весь процесс познавательной деятельности можно представить в такой последовательности: а) выделение основных узлов (участков): труп, взломанный сейф и др.; б) вычленение из окружающей обстановки «опорных точек»: следы насилия на трупе, орудие преступление и их следы и т.д.; в) соотнесение обнаруженных следов, предметов с версиями (предположениями), объясняющими данное происшествие.

В осмотре места происшествия могут участвовать различные специалисты. Так, специалист-криминалист помогает выбрать методику поиска следов и других вещественных доказательств, отыскать и изъять невидимые и слабовидимые следы рук, обуви, микрочастиц, использовать научно- технические средства, провести предварительное изучение объектов и точно описать обстановку места происшествия. Он может помочь следователю распознать инсценировку и объяснить характер негативных обстоятельств.

Результативность осмотра места происшествия и трупа зависит от участия в анализируемом следственном действии специалиста в области судебной медицины. Он обращает внимание следователя на признаки, говорящие о давности наступления смерти, о механизме и последовательности нанесения ударов и т.д. По делам о хищении государственного и общественного имущества специалист-бухгалтер при осмотре способен дать разъяснения следователю о том, какие официальные и черновые («рабочие») документы могут содержать важные для дела сведения.

Специалист-гидролог, участвуя в осмотре места происшествия по делам об авариях на водном транспорте, помогает установить те изменения, которые произошли до падения горизонта воды. Специалист-ихтиолог при осмотре места происшествия, связанного с загрязнением водоема, указывает на санитарные условия удаления, последующей обработки и использования осадков. С его помощью осуществляется отбор проб очищенных стоков для установления их общей микробной загрязненности. Значительную помощь в осмотре места происшествия (места затонувшего судна, места гибели туристов и т.д.) могут оказать альпинисты, водолазы и другие сведущие лица.

Мыслительный анализ восприятия обстановки места происшествия самым тесным образом связан с избирательностью. Познавательная деятельность следователя направлена на те объекты, которые могут содержать информацию, о преступном событии.

При этом следователь должен помнить, что нужно искать признаки не только наиболее отчетливо проявляющегося в данной ситуации преступления, но и сходного или противоположного ему.

Важнейшей задачей познавательной деятельности следователя при осмотре места происшествия является определение наличия (или отсутствия) причинной связи между 4 обнаруженными доказательствами и расследуемым преступным событием. Причинная связь должна устанавливаться по следующим направлениям:

а) по месту происшествия, так как территориальная близость того или иного предмета к месту происшествия может с наибольшей вероятностью указывать на его связь с расследуемым событием;

б) по времени происшествия, когда определяется последовательность (очередность) наступления каких-то событий применительно к временным промежуткам. Например, одни события наступают задолго до происшествия, другие следуют за ним, третьи характеризуются одновременностью, четвертые возникают после совершения преступления;

в) по структуре предметов и следов, когда изучается их групповая принадлежность;

г) по механизму образования следов.

Осмотр места происшествия дает следователю возможность получить информацию о личности преступника. Данные, полученные при осмотре места происшествия, позволяют следователю выдвинуть предположение относительно пола преступника. Такие преступления, как, например, грабеж, разбойное нападение, чаще совершаются мужчинами, а детоубийство, мошенничество и т. п. — женщинами. На пол преступника указывает способ совершения преступления (взлом сейфа, пролом в стене и т.д.). Значительную информацию о личности преступника следователь получает при изучении следов рук, ног, губной помады на окурках, одежде и т.д.

Место происшествия содержит иногда и сведения о возрасте преступника. Подобную информацию следователь получает путем изучения следов ног (обувь большого размepa), взлома (сильные, обширные повреждения запирающих устройств); зубов (откус, надкус сыра, масла и других продуктов питания); рук (ширина пальцевых отпечатков, ладонной поверхности; дорожки следов ног (ширина и глубина шага, угол разворота стопы).

Анализируя способ совершения преступления, можно сделать предположения о профессии, профессиональных навыках, знаниях и умениях преступника. Обстановка места происшествия, обнаруженные следы позволяют судить и о некоторых его потребностях и привычках, мотивах совершенного деяния, чертах характера, волевых качествах, эмоциональных состояниях и других важных для расследования преступления обстоятельствах (следы укусов на теле жертвы сексуального преступления; похищение спиртного из магазина; кража наркотических препаратов из аптеки и др.).

На месте происшествия запечатлеваются также некоторые черты характера преступника: жестокость, дерзок смелость, решительность, жадность, нахальство, хладнокровие, осторожность, осмотрительность и др. Исследование обстановки места происшествия позволяет получить сведения о психологической атмосфере преступного события, степени напряженности психики преступника.

Существенным элементом общей структуры деятельности при осмотре места происшествия является организаторская деятельность, под которой понимаются действия человека осуществляющего организацию других людей для выполнения общих задач. Организаторская работа следователя направлена на реализацию плана осмотра, оказание помощи пострадавшему, устранение вредных последствий преступных посягательств, снижение психологической нагрузки на участников осмотра, нейтрализацию отрицательных воздействия со стороны заинтересованных или любопытных граждан.

Особое значение придается способности следователя правильно оценить и использовать в интересах качественного осмотра места происшествия психологический фон преступления. В подавляющем большинстве случаев следователь не остается равнодушным к тому, что он воспринимает при осмотре. Вид обезображенного или расчлененного трупа, обширные разрушения, страдания потерпевших оказывают сильное психологическое воздействие на следователя. Он испытывает чувство сострадания, жалости по ношению к потерпевшему, его родственникам, его возмущают действия преступника. Эмоциональное состояние следователя по-разному влияет на его поведение и работоспособность. При положительном (благоприятном) состоянии в действиях следователя наблюдаются активность сосредоточенность, целеустремленность, решительное настойчивость. Неблагоприятное психофизиологическое состояние способствует появлению утомляемости, усталости, плохо контролируемого волнения, брезгливости, неуверенности в себе и т.д. Отрицательное состояние следователя служит причиной поверхностного, формального, поспешного осмотра места происшествия. Поэтому он должен своевременно преодолевать отрицательное воздействие «фона преступления» — оперативно настраиваться на активную плодотворную работу, тренировать умение контролировать свое поведение в экстремальных, психологически неблагоприятных условиях осмотра.

В психологической структуре действий следователя на месте происшествия большое значение имеет конструктивная деятельность. Основными направлениями конструктивной деятельности являются прогнозирование, планирование, принятие решения.

С конструктивной тесно связана коммуникативная деятельность, под которой понимается получение информации посредством общения с гражданами. При осмотре места происшествия общение выражается в форме сотрудничества участников процессуального действия и конфликта с лицами, которые пытаются противодействовать нормальной работе следователя.

В процессе коммуникативной деятельности следователя на месте происшествия реализуются как положительные (общительность, чуткость, вежливость, доброжелательность и др.), так и отрицательные (невыдержанность, неприветливость, неумение слушать, излагать свои мысли и т.д.) качества личности.

Информация, полученная в результате осмотра места происшествия, должна быть зафиксирована (закреплена) с помощью протокола, фото- и киноаппаратуры, магнитной и видеозаписи, т.е. качественно удостоверена. Удостоверительная деятельность следователя и других лиц, фиксирующих ход и результаты осмотра места происшествия, требует пунктуальности, грамотности, наличии навыков использования научно-технических средств.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под психологией осмотра места происшествия?

2. Каковы виды следственной деятельности при осмотре места происшествия?

3. Каковы психологические особенности познавательной деятельности следователя при осмотре?

4. Какие мыслительные задачи решает следователь в процессе осмотра места происшествия?

5. Что такое следственная интуиция, какова роль в собирании доказательств?

6. Какую информацию о личности преступника следователь получает при осмотре места происшествия?

7. Что понимается под организаторской деятельностью следователя?

8. Какое влияние на следователя может оказать психологический фон преступления?

9. Что понимается под конструктивной и коммуникативной деятельностью следователя при осмотре места происшествия?

10. Какова роль удостоверительной деятельности следователя в осмотре?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.