КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистика инфляции
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин «инфляция» (от лат. inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX веке после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х гг. Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако подобное определение инфляции как переполнения каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Инфляция - это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Раньше инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Так, например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов. В последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической, постоянным фактором воспроизводственного процесса. Инфляция может протекать умеренно, быть ползучей, когда цены возрастают не более чем на 10% в год. Экономическая теория рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство - как элемент проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса. Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен. Гиперинфляция представляет совой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен. Недавний рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен достигал 33000%. В России максимальный рост цен пришелся на 1992 г., темпы инфляции за этот период составили 2600% в год. И умеренная, и галопирующая, и гиперинфляция представляют собой тип так называемой открытой инфляции. В отличие от нее, при подавленной инфляции рост цен может и не наблюдаться. При этом обесценение денег выражается в дефицитах и очередях. Инфляция может быть сбалансированной, т. е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары. В теориях, разрабатываемых западными экономистами, выделяются в качестве альтернативных концепций инфляция спроса и инфляция издержек. Эти концепции рассматривают различные причины инфляции. Инфляция спроса (demand-pull inflation) означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100%-ной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы). Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Иными словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня цен. Инфляция издержек (cost-push inflation) означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Инфляция может также возникнуть в результате уменьшения совокупного предложения. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса. На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек. Основными показателями, используемыми для оценки и измерения инфляции, являются: • индекс потребительских цен (Consumer Price Index - CPI);
• индекс-дефлятор ВВП(Implicit Price Deflator); • индекс производственных цен (Producer Price Index - PPI). Индекс потребительских цен - основной показатель инфляции, позволяющий оценить уровень инфляции на потребительском рынке. Он измеряет изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т.д.). Включает в себя импортные товары, услуги и налоги. В целях изучения инфляции также используют базовый индекс потребительских цен (БИПЦ). Этот индекс исключает из оценок инфляции краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят сезонный характер или связаны с какими-либо экономическими, политическими и иными событиями и решениями органов власти, влияющими на спрос, предложение и цены. Размер инфляции определяется как темп прироста цен: . Индекс - дефлятор ВВП представляет собой агрегированный индекс цен. Он исчисляется путем деления величины анализируемого показателя в фактических ценах на его величину в сопоставимых (постоянных) ценах. Оценивает степень инфляции по всей совокупности благ и услуг, производимых и потребляемых в государстве, и учитывает изменение цен как на товары народного потребления, так и товары, используемые в государственных интересах, инвестиционных и на прочие товары и услуги. Индекс-дефлятор ВВП - отношение ВВП в текущих ценах к объему ВВП в постоянных ценах предыдущего года. Принято исчислять индекс по формуле Пааше, т.е. путем взвешивания по продукции отчетного года. где - индекс-дефлятор ВВП; - ВВП текущего периода в текущих ценах; - ВВП текущего периода в базисных ценах. Косвенным образом индекс-дефлятор ВВП может быть исчислен:
или где I M - индекс номинальной денежной массы; I V - индекс скорости обращения денег; I Q - индекс физического объема ВВП. Уровень инфляции (норма инфляции) характеризуется темпом увеличения (прироста) уровня цен по сравнению с предыдущим периодом. Исчисляется на основе индекса-дефлятора ВВП, обычно за год в процентах:
, где - уровень (норма) инфляции; - дефляторы ВВП смежных периодов. Индекс покупательной способности денежной единицы - величина, обратная индексу цен: где - индекс покупательной способности денежной единицы. Он показывает, во сколько обесценились деньги. При исчислении индекса цен на товары и услуги необходимо учитывать изменение курса рубля по отношению к иностранным валютам (в частности к доллару США), соответственно необходимо корректировать и индекс покупательной способности рубля (рисунок 11.2). Рисунок 11.2 - Динамика потребительских цен и официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю Источник: Официальный сайт Федеральной службе государственной статистики России. - Режим доступа: http:/www.gks.ru.
Оценка влияния инфляционных процессов на важнейшие экономические показатели выявляется по основным направлениям: 1. Дефлятирование макроэкономических итоговых показателей (ВВП, расходов на конечное потребление, валового накопления и др.). Устранение влияния изменения цен на макроэкономические показатели осуществляется тремя различными методами. Метод прямого дефлятирования заключается в процессе дефлятирования стоимостного показателя - компонента ВВП - из текущих цен в цены базисного периода с помощью индекса-дефлятора. Двойное дефлятирование осуществляется с помощью двух индексов цен (на продукт и промежуточное потребление) и состоит в том, что отдельно переоцениваются в сопоставимые цены (по отраслям) показатели валового выпуска и промежуточного потребления. Валовая добавленная стоимость текущего периода в сопоставимых ценах получается как разность между переоцененным валовым выпуском и переоцененным промежуточным потреблением. Метод экстраполяции базисного уровня валовой добавленной стоимости с помощью индекса физического объема продукции. 2. Изменение доходов, потребления и уровня жизни в целом в связи с ростом цен. Эта группа показателей призвана характеризовать влияние инфляционных процессов на уровень и структуру доходов и расходов населения, а также на уровень жизни народа в целом и его отдельных социальных групп. К этой группе показателей могут быть отнесены система показателей потребительских цен и динамика цен на товары народного потребления, система показателей доходов и расходов населения, показатели покупательной способности рубля и покупательной способности средней заработной платы работающих, стоимость набора 25 основных продуктов питания, показатели динамики среднемесячной заработной платы и. Одним из показателей характеристики уровня и динамики инфляции является отношение стоимости набора продуктов питания к величине денежных доходов населения: где I инф - уровень инфляции, %; - стоимость набора продуктов питания; Д 1 - денежные доходы населения. В прямой зависимости от роста цен оказывается величина прожиточного минимума. Для анализа часто применяют показатель покупательной способности доходов населения как количество отобранных продовольственных и непродовольственных товаров и услуг (товары-представители), которые можно приобрести в конкретный период времени на определенный вид дохода – товарнный эквивалент среднемесячного дохода. Используя различные товары-представители, получают различные оценки покупательной способности доходов: ПС = Д: Р, где ПС - покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения в целом или отдельной группы, исчисленная в виде товарного эквивалента по конкретному товару, услуге; Д - величина среднедушевого денежного дохода (заработной платы) населения в целом или отдельной его группы; Р - средняя цена товара, услуги. Таблица 11.6 - Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения в РФ1)
До 1995 г. в расчетах использованы средние цены покупки продуктов питания, рассчитанные по материалам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, с 1995 г. - данные регистрации цен на потребительском рынке. Источник: Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. - М., 2008. - с.204
Измерять динамику реальных доходов (с поправкой на изменение стоимости жизни) населения можно и с помощью таких дефляторов, как темп роста прожиточных минимумов разных категорий получателей доходов. Так, например, для пересчета заработной платы и стипендии в постоянные цены можно использовать прожиточный минимум трудоспособного населения, для пересчета пенсий - прожиточный минимум пенсионера, для пересчета пособий на детей - прожиточный минимум ребенка. Теоретически это оправдано, так как пересчет доходов в постоянные цены, то есть сохранение их покупательной способности на одном уровне подразумевает использование некой фиксированной потребительской корзины в качестве весов для расчета индекса цен или в качестве эквивалента покупательной способности. Рисунок 11.3 - Индексы потребительских цен для групп населения с различным уровнем среднедушевых денежных доходов в 2007 г. (декабрь к декабрю 2001 г.; в разах) Источник -Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб. / Росстат - M., 2008. – С. 289
В крупных странах и, особенно в России необходимо учитывать разницу в ценах между регионами страны и обеспечить возможность территориальных сопоставлений покупательной способности потребителя. На территориальные различия в спросе на товары и услуги влияние оказывает дифференциация потребностей населения, вызванная разницей в природно-климатических условиях, размере территории, обеспеченности учреждениями социальной сферы, транспортом, связью, национальными и региональными особенностями потребления и др. Для определения территориальных различий в уровнях цен используют различные потребительские корзины, в частности: набор из основных продуктов питания, разрабатываемый органами государственной статистики России для определения уровня цен по товарам, составляющим основу текущих покупок населения; прожиточный минимум, а также фактическое конечное потребление домашних хозяйств и потребительские расходы населения. Межрегиональные различия в ценах могут быть измерены, сравнивая величины фактического конечного потребления домашних хозяйств или объем потребительских расходов по регионам. Оценки стоимости жизни на основе использования фактического конечного потребления товаров и услуг и на основе потребительских расходов имеют самостоятельное значение. В первом случае сопоставляются объемы потребления в единых ценах вне зависимости от источника поступления потребителю товара или услуги, а во втором - сопоставляются стоимости потребительских корзин, приобретаемых потребителем. Разница между объемом конечного потребления (как набора потребленных товаров и услуг) и потребительскими расходами (как набора приобретенных товаров и услуг) может быть довольно существенной. В России разница в ценах на отдельные товары и услуги в регионах страны, которая в начале реформ была значительной, постепенно под влиянием изменения общеэкономических условий, развития конкуренции и других факторов существенно сократилась, однако продолжает иметь место. Дифференциация в стоимости жизни населения регионов наблюдается во всех странах, но особенно это характерно для тех из них, которые имеют большую территорию, неоднородную по природно-климатическим условиям и экономическому развитию. Так, Бюро переписей США (национальная статистическая служба) для оценки Межрегиональных уровней цен используют так называемый «индекс стоимости жизни», рассчитываемый по отдельным крупным городским ареалам с квартальной периодичностью на основе единой для страны корзины товаров и услуг. Содержание данной корзины определено исходя из структуры расходов американских домохозяйств, оцененной на основе результатов общенационального обследования потребительских расходов в среднем по всем домохозяйствам. Для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в России используются стоимости фиксированного набора товаров и услуг, которые рассчитываются с 2002 г. на основе «Методологических рекомендаций по разработке фиксированного набора потребительских товаров и услуг». Перечень товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений стоимости жизни включает товары и услуги всех основных товарных групп, наблюдаемых при регулярной регистрации цен на потребительском рынке органами государственной статистики в рамках расчетов индекса потребительских цен. В состав фиксированного набора для проведения межрегиональных сопоставлений включено 30 наименований продовольственных товаров, 42 - непродовольственных товаров и 12 - платных услуг населению. В качестве единицы веса продуктов питания в структуре набора применялась величина потребления конкретного товара в натуральном выражении, а веса фиксированного набора по непродовольственным товарам и по платным услугам населению - размеры их приобретения. Основными показателями, используемыми для измерения инфляции на уровне предприятий, отраслей, являются индексы цен всей товарной массы и ее отдельных продуктов. Совокупность исходных статистических показателей позволяет определить прибыль (убытки), рентабельность продукции, рентабельность фондов и капитальных вложений, а также факторы, влияющие на изменение прибыли и рентабельности. Все эти показатели определяются в фактических ценах отчетного года. Для факторного анализа прибыли и рентабельности используют четыре группы индексов цен: - индекс изменения цен на продукцию, работы и услуги (индекс «продажных цен») ; - индекс изменения цен на сырье, материалы, топливо, т.е. на материально-технические ценности (индекс «покупных цен») где m – удельный расход сырья; - индекс изменения балансовой стоимости основных фондов и капитальных вложений где v - стоимость основных фондов и размер капиталовложений; - индекс изменения заработной платы в связи с инфляцией где - средняя заработная плата.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задача 11.1. На основе следующих данных о товарообороте за два года:
1) Проанализируйте динамику товарооборота. 2) Определите индивидуальные индексы цен. 3) Рассчитайте общие индексы цен Ласпейреса, Пааше, Маршалла, Фишера. 4) Постройте индексную систему и проанализируйте взаимосвязь общих индексов цен постоянного и переменного состава. 5) Рассчитайте, как изменилась средняя цена под влиянием структурных сдвигов в товарообороте и под влиянием изменения цен по отдельным товарным группам. Сделайте выводы. Задача 11.2. На основе следующих данных по индексу потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) в РФ:
Рассчитайте за каждый год норму инфляции и оцените динамику покупательной способности рубля. Задача 11.3. На основе следующих данных о товарообороте и динамике цен на продовольственные товары в РФ за два года:
1) Проанализируйте динамику товарооборота. 2) Рассчитайте общий индекс цен. 3) Постройте общий индекс физического объема продажи продовольственных товаров. 4) Рассчитайте общую сумму экономии (дополнительных затрат) покупателей за счет изменения цен в 2007г. по сравнению с 2006г. Задача 11.4. На основе следующих данных по экономике РФ:
1. Рассчитайте индекс-дефлятор ВРП за каждый год. 2. Оцените влияние на изменение ВРП в текущих ценах за год изменения цен и объема производства. Задача 11.5. На основе следующих условных данных (млрд. руб.)
Индекс физического объема нерыночных услуг – натуральный индикатор по числу занятых и потребителей нерыночных услуг) - 1,2. Определите дефлятор ВДС. Сделайте выводы. Задача 11.6. На основе средних потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров (на конец года; рублей за килограмм) в РФ:
Рассчитайте коэффициентом перекрестной (дуговой) эластичности цен и по его значению сделайте выводы о степени взаимосвязи цен на продукты. Задача 11.7. На основе средних потребительских цен на отдельные виды продовольственных товаров (на конец года) в РФ:
Рассчитайте коэффициент эластичности цены и по его значению сделайте выводы о степени влияния стоимости дизельного топлива на цену муки. Задача 11.8. На основе данных о средних потребительских ценах на отдельные виды продовольственных товаров в РФ и объемов их продажи:
1) Проанализируйте динамику товарооборота. 2) Рассчитайте общий индекс цен. 3) Постройте общий индекс физического объема продажи продовольственных товаров. 4) Рассчитайте общую сумму экономии (дополнительных затрат) покупателей за счет изменения цен в 2007г. по сравнению с 2006г. Задача 11.9. На основе следующих данных по РФ:
Постройте общий (сводный) индекс потребительских цен. Задача 11.10. На основе следующих данных по средним потребительским ценам продовольственных товаров(на конец года; рублей за килограмм)
Проанализируйте вариацию цен на продовольственные товары и сделайте выводы. Задача 11.11. На основе данных о структуре использования ВВП (в текущих рыночных ценах; в процентах к итогу) и индексах физического объема элементов его использования по РФ в 2006-2007г.г:
Определите индексы-дефляторы по отдельным элементам использования ВВП, а также по ВВП, рассчитанному на стадии использования в целом.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |