КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями в гуманитарной области, формирование интеллектуально развитых личностей c собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных проблем и к принятию самостоятельных решений вопросов, развитие интереса к фундаментальным знаниям, потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности. Задачи дисциплины — научить студентов: - пониманию мировой и отечественной философии в ее истории, и современном состоянии; - методологическому мышлению в социально-экономической науке и практике; - ответственности за принимаемые решения; - анализу проблем, прогнозированию их развития с перспективами разрешения. Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об интеллектуальной деятельности в различных сферах науки и практики.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен: · знать: - философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества; - структуру научного познания, ее формы и методы; - соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, ее свободы и ответственности; - эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии; · уметь: - аргументировано выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;
- оперировать философской терминологией; - вести интеллектуальную дискуссию; · получить навыки: - философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества; - постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение в философию Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами, методологическое значение для экономической науки.
Тема 2. Роль философии в жизни человека и общества Мировоззрение как явление духовной жизни общества и личности. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Структура философского знания. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии, ее роль в построении экономической теории. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. 2. Философское мировоззрение. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность. 3. Функции философии. Философия и наука. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002. 3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 3. Исторические типы философии. Античная философия. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Поиск первоначала мира. Гераклит Эфесский. Текучесть бытия и тождество противоположностей. Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы. Число и гармония. Элеаты: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Множественность бытия в атомизме Левкиппа и Демокрита. Софистика и диалектика. Сократ. Логика и диалектика. Знание как добродетель. Платон. Учение об идеях. Аристотель. Учение о первоначалах бытия. Физика, теория познания и логика. Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Особенности философии Древнего Рима.
Семинарское занятие 1: Вопросы для обсуждения: 1. Онтология. Поиск первоначала. Материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон) трактовка бытия. 2. Философское учение Аристотеля и его место в истории античной философии и культуре. Семинарское занятие 2: Вопросы для обсуждения: 1. Философия Древнего Рима. 2. Этические воззрения в древнегреческой философии. Стоики и эпикурейцы. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Аристотель. Метафизика / Аристотель. – СПб.: Алтейя, 2002. 3. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002. 4. Платон. Федон; Пир; Федр / Платон. - М.: Мысль, 1999. 5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. Тема 4. Философия средневековья и Возрождения Апологеты, их борьба с гностицизмом и манихейством. «Отцы церкви». Аврелий Августин. Теология. Теория познания. Философия истории. Ранняя схоластика. Вера и знание. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм, их градация. Арабская философия. Расцвет схоластики. Латинский аверроизм. Философы доминиканского ордена: Альберт Великий и Фома Аквинский. Классическая система схоластики на основе христианизированного Аристотеля. Поздняя схоластика. Иоганн Дунс Скотт. Философия как критика возможностей мышления. Новый номинализм: Уильям Оккам. Критика схоластического метода и развитие эмпирических наук. Натурфилософия и новое естествознание. Николай Кузанский как предшественник ренессанской натурфилософии. Вопросы естественных наук в трудах Парацельса и Джордано Бруно. Галилео Галилей и принципы математического естествознания. Социальные теории. Теория политики Никколо Макиавелли. Утопический социализм: Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Влияние философии на развитие экономических отношений эпохи Возрождения. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Религиозный, символизирующий характер средневекового мировоззрения.
2. Патристика. Проблема отношения бога, мира и человека у Августина. 3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского. Проблема гармонии веры и разума. 4. Натурфилософия и социальные теории Возрождения. Литература: 1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000. 2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. 3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. 4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. - М.: Республика, 2001. 5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. - М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 5. Философия Нового времени Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт: поиск научного метода. Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Джона Локка. Границы познания. Восприятие и рефлексия. Первичные и вторичные качества. Джордж Беркли. Бытие как восприятие. Бог как субстанция чувственного мира. Дзвид Юм. Впечатления и идеи. Аналитические и эмпирические суждения. Критика неполной индукции и понятия причинности. Рационализм Бенедикта Спинозы. Бог как субстанция. Мышление и протяженность. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Учение о монадах и предустановленной гармонии. Французская философия эпохи просвещения: метафизический материализм, рационализм, атеизм. Проблема соотношения личности и среды. Просветители: Франсуа Мари Аруэ Вольтер и Жан Жак Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро и Жан Батист Д'Аламбер. Сенсуализм теории познания французских материалистов 18в. (Дидро Ламетри, Гольбах и Гельвеций). Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Проблема познания - центральная проблема философии Нового Времени. Эмпиризм и рационализм. 2. Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм: (Б.Спиноза), дуализм (Р.Декарт), множественность субстанций (Г.Лейбниц). 3. Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и человеке. Литература: 1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. - М.: Международные отношения, 2000. 2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. 3. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002. 4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001. Тема 6. Немецкая классическая философия Иммануил Кант. Понятие трансцендентального знания. Априорные формы чувственности и рассудка. Обоснование математики и естествознания Антиномии чистого разума и критика метафизики. Свобода и нравственный закон. Категорический императив. Иоганн Готлиб Фихте. Чистое «Я» и его отчуждение. Эмпирическое «Я» и восприятие внешнего мира. Деятельность как самоопределение. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Принцип тождества. Натурфилософия. Деятельность как источник сознания и самосознания. Искусство как высшее выражение тождества мышления и бытия. Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Формы сознания как самосознание духа. Роль труда. Отчуждение внешнего мира. Диалектическая триада. Бытие, понятие сущность. Единство разумного и действительного. Движение от абстрактного к конкретному. История как развитие духа во времени. Нравственность, гражданское общество и государство. Критика спекулятивной философии. Людвиг Фейербах и экономическая теория Карла Маркса. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Критическая философия И.Канта. Наука и нравственность. 2. Послекантовский немецкий идеализм (Диалектика «Я» и «не-Я» Фихте, натурфилософия Шеллинга). 3. Система Гегеля и его диалектический метод. 4. Антропологический материализм Фейербаха. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. Философия духа / Г. В. Гегель. - М.: Мысль, 1977. 3. Кант, И. Критика чистого разума. Введение / И. Кант. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. 4. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002. 5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 7. Философия в России Особенности становления и развития философской мысли в России в 18 в. первой половине 19 вв. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Социалистические идеи. Философские идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев. Русская философия на рубеже 19-20 вв. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Славянофилы и западники: П.Чаадаев, А.Герцен, А.Хомяков, И.Киреевский. 2. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. 3. Философия свободы как учение о человеке Н.Бердяева. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. 3. Основы современной философии: учебник. - СПб.: Лань, 2002. 4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. 5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. - М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 8. Западноевропейская философия 19-20 вв. Формирование «неклассической» философии. «Философия жизни», ее предвосхищение в трудах А. Шопенгауэра. Фридрих Ницше как критик классической философии и морали. Мартин Хайдеггер и превращение феноменологии в онтологию и герменевтику человеческого бытия. Герменевтика. Ее историко-философские и экономические предпосылки. Ханс Георг Гадамер. Понимание и язык. Позитивизм и его эволюция: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм. Постпозитивизм. Карл Поппер Фальсификационизм и критика принципа верификации. Томас Кун. Научные парадигмы и исследовательские программы. Пол Фейерабенд. Методологический анархизм. Структуализм и постструктуализм. (Клод Леви-Стросс. Мишель Фуко). Фрейдизм и неофрейдизм. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль). Неопозитивизм (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун). 2. «Философия жизни» (Ф.Ницше, А.Бергсон,). Философия экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю). 3. Теория психоанализа и неофрейдизм (З.Фрейд, А.Юнг, Э.Фромм). Литература: 1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000. 2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. 3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. - СПб.: Кристалл, 2002. 4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002. 5. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.
Тема 9. Философское понимание мира
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |