Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих глубокими знаниями в гуманитарной области, формирование интеллектуально развитых личностей c собственной мировоззренческой позицией, способных к осознанию современных проблем и к принятию самостоятельных решений вопросов, развитие интереса к фундаментальным знаниям, потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности.

Задачи дисциплины — научить студентов:

- пониманию мировой и отечественной философии в ее истории, и современном состоянии;

- методологическому мышлению в социально-экономической науке и практике;

- ответственности за принимаемые решения;

- анализу проблем, прогнозированию их развития с перспективами разрешения.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об интеллектуальной деятельности в различных сферах науки и практики.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Философия» студент должен:

· знать:

- философскую, мифологическую, религиозную и научную картину мира, смысл жизни человека, особенности духовных и материальных ценностей и их роль в жизнедеятельности человека и общества;

- структуру научного познания, ее формы и методы;

- соотношение биологического, социального и духовного в человеке, условия формирования личности, ее свободы и ответственности;

- эпохальные этапы развития человеческой мысли, основные течения и направления философии;

· уметь:

- аргументировано выражать и обосновывать свою позицию, отношение к прошлому и настоящему;

- оперировать философской терминологией;

- вести интеллектуальную дискуссию;

· получить навыки:

- философствования в приложении к современной проблематике: осмысления проблемы бытия, перспектив развития современного мира и глобальных проблем человечества;

- постановки и решения задач социально-гуманитарного направления в области будущей профессиональной деятельности.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение в философию.   - - -    
2. Роль философии в жизни человека и общества.   - -      
3. Исторические типы философии. Античная философия.   - -      
4. Философия средневековья и Возрождения.   - -      
5. Философия Нового времени.   - -      
6. Немецкая классическая философия.   - -      
7. Философия в России.   - -      
8. Западноевропейская философия 19-20 вв.   - -      
9. Философское понимание мира.   - -      
10. Философская концепция сознания.   - -      
11. Познание, его возможности и границы.   - -      
12. Смысл человеческого бытия.   - -      
13. Философия культуры.   - -      
14. Человек в мире культуры.   - -      
15. Культура и цивилизация.   - - -    
16. Философия общества и истории.   - -      
17. Роль научной рациональности в развитии общества.   - -      
18. Человечество и глобальные проблемы современности.   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение в философию

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами, методологическое значение для экономической науки.

 

Тема 2. Роль философии в жизни человека и общества

Мировоззрение как явление духовной жизни общества и личности. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Структура философского знания. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии, ее роль в построении экономической теории.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

2. Философское мировоззрение. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность.

3. Функции философии. Философия и наука.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

 

Тема 3. Исторические типы философии. Античная философия.

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Поиск первоначала мира. Гераклит Эфесский. Текучесть бытия и тождество противоположностей.

Италийская философия. Пифагор и пифагорейцы. Число и гармония. Элеаты: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Множественность бытия в атомизме Левкиппа и Демокрита.

Софистика и диалектика. Сократ. Логика и диалектика. Знание как добродетель. Платон. Учение об идеях. Аристотель. Учение о первоначалах бытия. Физика, теория познания и логика.

Философия эпохи эллинизма. Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Особенности философии Древнего Рима.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Онтология. Поиск первоначала. Материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон) трактовка бытия.

2. Философское учение Аристотеля и его место в истории античной философии и культуре.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Философия Древнего Рима.

2. Этические воззрения в древнегреческой философии. Стоики и эпикурейцы.


Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Аристотель. Метафизика / Аристотель. – СПб.: Алтейя, 2002.

3. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

4. Платон. Федон; Пир; Федр / Платон. - М.: Мысль, 1999.

5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

Тема 4. Философия средневековья и Возрождения

Апологеты, их борьба с гностицизмом и манихейством. «Отцы церкви». Аврелий Августин. Теология. Теория познания. Философия истории.

Ранняя схоластика. Вера и знание. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм, их градация. Арабская философия.

Расцвет схоластики. Латинский аверроизм. Философы доминиканского ордена: Альберт Великий и Фома Аквинский. Классическая система схоластики на основе христианизированного Аристотеля.

Поздняя схоластика. Иоганн Дунс Скотт. Философия как критика возможностей мышления. Новый номинализм: Уильям Оккам. Критика схоластического метода и развитие эмпирических наук.

Натурфилософия и новое естествознание. Николай Кузанский как предшественник ренессанской натурфилософии. Вопросы естественных наук в трудах Парацельса и Джордано Бруно. Галилео Галилей и принципы математического естествознания.

Социальные теории. Теория политики Никколо Макиавелли. Утопический социализм: Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Влияние философии на развитие экономических отношений эпохи Возрождения.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Религиозный, символизирующий характер средневекового мировоззрения.

2. Патристика. Проблема отношения бога, мира и человека у Августина.

3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского. Проблема гармонии веры и разума.

4. Натурфилософия и социальные теории Возрождения.

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. - М.: Республика, 2001.

5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. - М.: ТК Велби: Проспект, 2001.

 

Тема 5. Философия Нового времени

Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт: поиск научного метода. Эмпиризм и рационализм. Сенсуализм Джона Локка. Границы познания. Восприятие и рефлексия. Первичные и вторичные качества. Джордж Беркли. Бытие как восприятие. Бог как субстанция чувственного мира. Дзвид Юм. Впечатления и идеи. Аналитические и эмпирические суждения. Критика неполной индукции и понятия причинности.

Рационализм Бенедикта Спинозы. Бог как субстанция. Мышление и протяженность. Готфрид Вильгельм Лейбниц. Учение о монадах и предустановленной гармонии.

Французская философия эпохи просвещения: метафизический материализм, рационализм, атеизм. Проблема соотношения личности и среды. Просветители: Франсуа Мари Аруэ Вольтер и Жан Жак Руссо. Энциклопедисты: Дени Дидро и Жан Батист Д'Аламбер. Сенсуализм теории познания французских материалистов 18в. (Дидро Ламетри, Гольбах и Гельвеций).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема познания - центральная проблема философии Нового Времени. Эмпиризм и рационализм.

2. Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм: (Б.Спиноза), дуализм (Р.Декарт), множественность субстанций (Г.Лейбниц).

3. Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и человеке.

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. - М.: Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.

3. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.

Тема 6. Немецкая классическая философия

Иммануил Кант. Понятие трансцендентального знания. Априорные формы чувственности и рассудка. Обоснование математики и естествознания Антиномии чистого разума и критика метафизики. Свобода и нравственный закон. Категорический императив.

Иоганн Готлиб Фихте. Чистое «Я» и его отчуждение. Эмпирическое «Я» и восприятие внешнего мира. Деятельность как самоопределение.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Принцип тождества. Натурфилософия. Деятельность как источник сознания и самосознания. Искусство как высшее выражение тождества мышления и бытия.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Формы сознания как самосознание духа. Роль труда. Отчуждение внешнего мира. Диалектическая триада. Бытие, понятие сущность. Единство разумного и действительного. Движение от абстрактного к конкретному. История как развитие духа во времени.

Нравственность, гражданское общество и государство. Критика спекулятивной философии. Людвиг Фейербах и экономическая теория Карла Маркса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Критическая философия И.Канта. Наука и нравственность.

2. Послекантовский немецкий идеализм (Диалектика «Я» и «не-Я» Фихте, натурфилософия Шеллинга).

3. Система Гегеля и его диалектический метод.

4. Антропологический материализм Фейербаха.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. Философия духа / Г. В. Гегель. - М.: Мысль, 1977.

3. Кант, И. Критика чистого разума. Введение / И. Кант. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.

4. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.

5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

 

Тема 7. Философия в России

Особенности становления и развития философской мысли в России в 18 в. первой половине 19 вв. П.Я. Чаадаев. Западничество и славянофильство. Социалистические идеи. Философские идеи Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. В.С. Соловьев. Русская философия на рубеже 19-20 вв.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Славянофилы и западники: П.Чаадаев, А.Герцен, А.Хомяков, И.Киреевский.

2. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

3. Философия свободы как учение о человеке Н.Бердяева.

Литература:

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001.

3. Основы современной философии: учебник. - СПб.: Лань, 2002.

4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. - М.: ТК Велби: Проспект, 2001.

 


Тема 8. Западноевропейская философия 19-20 вв.

Формирование «неклассической» философии. «Философия жизни», ее предвосхищение в трудах А. Шопенгауэра. Фридрих Ницше как критик классической философии и морали. Мартин Хайдеггер и превращение феноменологии в онтологию и герменевтику человеческого бытия. Герменевтика. Ее историко-философские и экономические предпосылки. Ханс Георг Гадамер. Понимание и язык.

Позитивизм и его эволюция: классический позитивизм, махизм, неопозитивизм. Постпозитивизм. Карл Поппер Фальсификационизм и критика принципа верификации. Томас Кун. Научные парадигмы и исследовательские программы. Пол Фейерабенд. Методологический анархизм.

Структуализм и постструктуализм. (Клод Леви-Стросс. Мишель Фуко). Фрейдизм и неофрейдизм.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль). Неопозитивизм (Б.Рассел, Л. Витгенштейн, Р.Карнап). Постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун).

2. «Философия жизни» (Ф.Ницше, А.Бергсон,). Философия экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр, Камю).

3. Теория психоанализа и неофрейдизм (З.Фрейд, А.Юнг, Э.Фромм).

Литература:

1. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. – М.: Международные отношения, 2000.

2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002.

3. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. - СПб.: Кристалл, 2002.

4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.

5. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.

 

Тема 9. Философское понимание мира




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.