Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избыточных АОэнерго,поставляющих электроэнергию наФОРЭМ




Обе стадии,характерные дляФОРЭМ, суще­ствуют также на уровне территории субъектаРФи относятся к розничному рынку электроэнер­гии. Производство электрической энергии элек­тростанциями Л0')нерго не относится к сфере деятельности субъектов естественных монопо­лий.На территории субъекта РФ тарифы на про­изводство- передачу и распределение элек­трической энергии регулируются региональной энергетическойкомиссией (РЭК) соответствую­щего ре1иона.

В соответствии с федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Россий­ской Федерации» тарифы на электрическую энер­гию (мощность) на ФОРЭМ устанавливает феде­ральная энергетическая комиссия (ФЭК) России, которая утверждает тарифы на электроэнергию для следующих субъектов оптового рынка:

тепловых, гидравлических и атомных электростанций, поставляющих электроэнергию на ФОРЭМ;

ФЭК России также устанавливает размер абонентной платы за услуги по организации ра­боты и развитию ГЭС России.

В настоящее время ФОРЭМ функционирует в составе семи энергозон: Центра, Урала, Северо-Запада, Волги, Юга, Сибири и Востока. Та­риф на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, усредняется для энергозон Центра, Урала, Северо-Занада, Волги и Юга. Для Сибири и Востока утверждаются различные тарифы.

На оптовом рынке страны работают наибо­лее крупные и экономичные электростанции, и поэтому тариф оптового рынка более низкий, чем тариф на территории отдельных АОэнерго.

В развитии ФОРЭМ различают следующие два этана.

Переходный (первый) этап, на котором ФЭК России осуществляет прямое государственное регулирование не только тарифов на элек­троэнергию, отпускаемую с оптового рынка, но и тарифов на электроэнергию, поставляемую на ФОРЭМ.

На этом этапе конкуренция между производителями электроэнергии носит ограниченный характер, поскольку тарифы для них утвержда­ются ФЭК России, а не формируются непосред­ственно в режиме работы диспетчера ЦДУ ЕЭС России, и осуществляется только при формиро­вании баланса производства и поставок электро­энергии в рамках НЭС России по субъектам оп­тового рынка. Так, РАО «ЕЭС России» совместно с АО «ЦДУ ГЭС России» на основании пред­ложений поставщиков и покупателей ФОРЭМ разрабатывает годовой и квартальные балансы производства и поставок электрической энергии (мощности) по субъектам ФОРЭМ в рамках ЕЭС России. При составлении указанного баланса в первую очередь включают те электростанции и избыточные АОэнерго, у которых заявочный сред не от пуск но и тариф на электроэнергию, пе­редаваемую на ФОРЭМ, наименьший. Баланс утверждается ФЭК России и служит основой для заключения коммерческих договоров на ФОРЭМ. В дальнейшем АО «ЦДУ ЕЭС России» в качестве оператора оптового рынка осуществ­ляет контроль за исполнением субъектами ФОРЭМ балансов электрической энергии, ут­вержденных ФЭК России.

Однако трудности в топливообеспечении электростанций, а также их незаинтересованность в принятиии на себя дополнительной на­грузки (поскольку вся прибыль относится на ус­тановленную мощность, а не на электроэнергию) не дают возможности ЦДУ ЕЭС России вести оптимальный режим загрузки электростанций.

Среднеотпускные тарифы (совместно на мощность и электроэнергию), утвержденные ФЭК России, являются основой для финансовых расчетов на оптовом рынке для дефицитных и избыточных АОэнерго. АО «ЦДУ ЕЭС Рос­сии» обеспечивает оптимальные режимы работы электростанций — субъектов ФОРЭМ в услови­ях их параллельной работы. При этом тарифы на электроэнергию и мощность, утвержденные ФЭК России для электростанций, используются не для финансовых расчетов, а служат только для оценки тарифов на электроэнергию, отпус­каемую с ФОРЭМ. Распределение нагрузки меж­ду электростанциями, осуществляемое в режиме реального времени, а также изменение цены то­плива приводят к тому, что тарифы на электро­энергию, отпускаемую электростанциями на оп­товый рынок, приходится уточнять.

Таким образом, для каждого продавца элек­троэнергии ФЭК России устанавливает отдель­ный тариф исходя из фактических нормируемых затрат, включая допускаемую прибыль. Дефи­цитные АОэнерго покупают с ФОРЭМ электро­энергию по усредненному (в пределах одной или нескольких энергозон) тарифу, который в одних случаях выше тарифа продавца электро­энергии на оптовый рынок, а в других случаях ниже. ФЭК России с 1 августа 1996 г. установил единый тариф на электроэнергию- отпускаемую с ФОРЭМ, в пределах европейской части страны и Урала. Тарифы на электроэнергию для энергозон Сибири и Дальнего Востока не вырав­ниваются.

При таком механизме формирования тари­фов возникают следующие противоречия между субъектами оптового рынка:

в энергозонах с большим количеством круп­ных ГЭС, где затраты на производство электро­энергии низкие, как, например, в Сибири, мест­ным потребителям невыгодно покупать электро­энергию по усредненному (более высокому) та­рифу ФОРЭМ, и они стараются обойти оптовый рынок. Чтобы смягчить это противоречие, дефи­цитным АОэнерго, на территории которых рас­положены крупные электростанции, поставляю­щие дешевую электроэнергию на ФОРЭМ, предоставлено право покупать электроэнергию с ФОРЭМ по тарифам, сформировавшимся на этих электростанциях. Это положение закреп­лено в «Положении о государственном регули­ ровании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации на 1993 год»;

низкозатратные производители электричес­кой энергии не могут заключать выгодные сдел­ки с местными потребителями по своему более низкому тарифу. Они вынуждены вначале поста­вить свою дешевую электроэнергию на ФОРЭМ, и только потом эта электроэнергия по более вы­сокому (усредненному) тарифу оптового рынка поступает к потребителю;

выгоды от производства дешевой электро­энергии распределяются между потребителями в энергозонах с более высокими затратами. Та­ким образом, потребители, расположенные в энергозонах с низкими затратами на производ­ство электроэнергии, дотируют потребителей в энергозонах с высокими затратами на выработ­ку электроэнергии;

в энергозонах с высокими затратами на про­изводство электроэнергии потребители, по­лучающие электроэнергию по сниженному по сравнению с фактическим тарифу, не заботят­ся о ее эффективном использовании;

у производителя электроэнергии с низкими затратами отсутствует стимул увеличивать ее выработку и снижать затраты, поскольку он по­лучает регулируемую прибыль, исчисляемую в соответствии с фактическими затратами на производство электроэнергии.

Поэтому органы исполнительной власти субъ­ектов РФ (например, в Иркутской области) удер­живают электростанции с дешевой электроэнер­гией в составе своих территориальных АОэнерго, не допуская их выхода на оптовый рынок.

Второй этап — функционирование субъектов ФОРЭМ по правилам конкуренции производите­лей электроэнергии и государственного регули­рования стоимости услуг естественных монопо­лий, к которым относится передача электроэнер­гии но электрическим сетям ЕЭС России.

Главной целью рыночного механизма на этом этапе остается повышение надежности и эффективности функционирования ФОРЭМ. Однако эта цель достигается при помощи ры­ночного механизма формирования тарифов оп­тового рынка, а не их прямого государственного регулирования. 'Гак, цена на электроэнергию в любой (например, получасовой или часовой) интервал времени принимается равной наиболь­шим переменным затратам замыкающей в дан­ный интервал времени электростанции. Расчет за электроэнергию со всеми производителями — субъектами оптового рынка осуществляется по этой цене независимо от их фактических за­трат на выработку электроэнергии. Все потребители также оплачивают единый для данного ин­тервала времени тариф. При переходе к следую­щему получасовому (часовому) интервалу вре­мени тариф оптового рынка изменяется.

Полный тариф оптового рынка складывается из цены на электроэнергию, платы за мощность, надбавок режимных ограничений и затрат на вспомогательные услуги. При наличии огра­ничений на передачу электроэнергии между энергозонами и потерь электроэнергии тарифы для различных энергозон будут отличаться с учетом указанных условий.

11лата за мощность устанавливается в зависи­мости от фактически складывающегося баланса спроса и предложения. Так, по мере приближе­ния уровня спроса к уровню предложения плата за мощность возрастает, ограничивая тем самым спрос и преследуя цель обеспечить выработку электроэнергии в аварийных условиях.

Противоречия, которые характерны для пер­вого этапа формирования оптового рынка, могут быть сняты с помощью рыночного ценообразо­вания тарифов на втором этапе развития оптово­го рынка. У рыночного ценообразования есть следующие преимущества:

поскольку все потребители электроэнергии в пределах одной энергозоны платят за нее оди­наковую (замыкающую) цену, отсутствует скры­тое дотирование потребителей в высокозатрат ных энергозонах за счет потребителей в низкоза тратных энергозонах;

производители электроэнергии получают возможность зарабатывать дополнительную прибыль путем снижения своих затрат и стре­мятся снизить тарифы:

электростанции с дешевой электроэнергией стремятся выйти на оптовый рынок, где расчеты с ними производятся по более высоким тарифам оптового рынка, тем самым понижая тариф опто­вого рынка.

Однако при рыночном формировании тари­фов на отпуск электроэнергии в электрические сети оптового рынка возникают другие пробле­мы. В их числе следующие:

общее повышение тарифов оптового рынка по сравнению с регулируемыми государством, поскольку теперь потребитель платит более высо­кую (замыкающую) цену за электроэнергию;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.