Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития экономической науки




Экономическая мысль древнего мира. Основные направления: частная собственность, товаро-денежные отношения (обмен), землевладение, внешняя и внутренняя торговля, государственное устройство, государственная казна.

Впервые термин «экономика» ввел Ксенофонт, затем он встречался у Аристотеля: экономика – домовладение. Различали 2 сферы организации экономики: естественная (мелкая частная собственность, с/х, мелкая торговля) и неестественная (крупная частная собственность, ростовщичество).

Средневековье. Политическая экономия – правила ведения домашнего хозяйства («трактат политической экономии», Монкретьен).

Как самостоятельная наука экономика появилась в 15-18 вв. и до настоящего времени.

Основные экономические школы и направления:

1. Меркантилизм – первая научная школа, заложившая научное мышление. Отражала интересы торговой буржуазии, источник богатства – золото и серебро, изучение сферы обращения (торговли, денежного обращения), заложили количественную теорию денег.

Представители: Р. Кантильон, У. Стаффорд, А. Монкретьен, Дж.Б. Кольбер, Т. Мен.

Ранний меркантилизм удержание денег в стране, теория денежного баланса (запрещал вывоз денег и устанавливал высокие пошлины на ввозимый товар)

Поздний меркантилизм разработал теорию активного баланса (поощрение экспорта, экспорт больше импорта – положительное сальдо, накопление денег в стране)

2. Классическое направление (18в.):

- Физиократы (франц.классическая школа) – выражали интересы крупных землевладельцев, изучают производство, но только с/х. «Экономическая таблица» Кэне – первое деление общества на землевладельцев, фермеров, ремесленников. Представители: Тюрго, Кенэ.

- Английская классическая школа – основные принципы эконом либерализма: свободная конкуренция, рыночное саморегулирование, минимальное вмешательство гос-ва в рыночную систему. Источник богатства – труд. Изучают все сферы производства. Представители: Смит (теория разделения труда, «экономический человек» - индивидуум, движимый интересом получить прибыль, «невидимая рука рынка» - закономерностями, рыночным механизмом направляется к цели), Пети («политическая арифметика») и Рикардо (теория сравнительных преимуществ (теории стоимости, ренты, з/п, пооцента), Смит.

3. Марксизм – экономическое направление, выражающее интересы пролетариата. Маркс «Капитал» - теория прибавочной стоимости, исследовал понятие «капитал», процесс его накопления.

4. Неоклассическое направление (19в. до наст.времени) – рациональное использование ограниченных ресурсов, рациональный потребитель, минимальное гос.вмешательство, анализирование изменений в экономике:

- Австрийская школа Менгера

- Кембриджская школа Маршалла (концепция «эластичности спроса»)

- Лозаннская математическая школа Парето

- Американская школа (учение о статики и динамики – 2 состояния экономики)

5. Кейнсианство – Дж. Кейнс рекомендовал использовать гос-ое регулирование и через бюджет, кредит, налоги воздействовать на рыночную экономику. Разработал теории: эффективность спроса, занятости и безработицы, обосновал понятие «эффективный совокупный спрос» и «мультипликатор» (множитель).

6. Неокейнсианство – Харрод, теория темпов и фактов экономического роста, обосновал понятие «акселератор».

7. Институционализм - Представители используют понятие «институт» (гос-во, семья, предпринимательство, монополии). Движущими силами экономики считают материальные факторы, мораль, право, психологию:

- социально - психологическая школа

- социально – правовая школа

- конъюнктурно – статистическая

8. Неоинституционализм (теория прав собственности, экономической организации, общественного выбора).

9. Неолиберальное –чикагская школа (все изменения в экономике объясняются состоянием денежной системы), фрайбургская школа, лондонская школа.

2. Предмет экономики и ее функции.

Предмет изучения экономики – система экономических отношений, экономических законов, рациональное использование ограниченных ресурсов – проблема редкости.

Экономические отношения – это отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления благ и услуг в условиях ограниченных ресурсов.

Экономические агенты (участники) – домохозяйства, фирмы, государство, банки, корпорации, некоммерческие организации.

Экономические законы – существенные, устойчивые, причинно-следственные связи и зависимости между экономическими явлениями и процессами. Виды: всеобщие (закон экономии времени, перемены труда) и общие (закон спроса и предложения). Их невозможно отменить, не зависят от воли человека, познаваемы.

Рациональное использование редких ресурсов – участники экономических отношений осуществляют экономический выбор наилучшего варианта использования ограниченных ресурсов из альтернативных, рационально ведут хозяйство.

Экономика – это хозяйство т. е. совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций, материального и дух-го мира, используемых людьми в целях удовлетворения потребностей.

- Позитивная – научное познание, изучение экономических явлений, «изучение того, что уже есть».

- Нормативная – ставит задачу поведать о том, как следует действовать чтобы достичь желаемых результатов, субъективные суждения.

Экономика – сложная многоуровневая система, изучающая проблему рационального использования ограниченных ресурсов на микро- и макро-уровнях.

Микро-экономика исследует поведение отдельных домохозяйств, фирм, отраслей, конкретных рынков.

Макро-экономика определение правительством общеэкономических задач, отражают интересы общества, мировая система хозяйства.

Макроэкономический анализ – позволяет оценить результаты развития экономики страны, выявить проблемы, разработать экономическую политику.

Экономические категории – научные понятия, выражающие экономические процессы и явления.

Функции экономики: познавательная (теоретическая), практическая, методологическая (фундамент экономических наук), мировозреческая (идеологическая) – база для эконом идеологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.